Внеклассное мероприятие в 3 классе
Тема: Зимняя экскурсия в школьный сад.
Цель: познакомить учащихся с зимними изменениями в природе.
Задачи: доказать на природных объектах, что окружающий мир изменяется во времени и в пространстве; установить взаимосвязь между объектами и явлениями природы; научить младших школьников различать следы зверей и птиц; воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе.
Оборудование: линейка для измерения глубины снега, корм для птиц, фотоаппарат.
Ход экскурсии.
- Подготовительный момент.
Вводная беседа о предстоящей экскурсии, объявление целей и задач, инструктаж.
- Основная часть экскурсии.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы увидим, что с наступлением зимы жизнь в саду (в парке, в лесу) не прекращается.
1) Понаблюдаем за растениями.
Яблони, клёны, карагач, акации, малина стоят с обнаженными ветвями, но их почки готовы раскрыться с первыми лучами весеннего солнца.
- Что защищает травянистые растения от заморозков? Докажите, что снег является теплым покрывалом.
Выполним задание. Измерим с помощью линейки глубину снежного покрова.
Раскопайте снег, установите, является ли почва рыхлой и влажной, рассмотрите все компоненты почвы, наиболее удивительные: ходы животных, остатки опавшей листвы. Сфотографируйте на свои планшеты и телефоны. После исследования закройте участок почвы снегом, чтобы корни растений не замерзли, и почва осталась рыхлой и влажной.
2) Понаблюдаем за птицами, насыплем им зерна, повесим с помощью ниток кусочки сала на ветки деревьев.
Чтение стихотворения учителем "Помоги".
Не видать в лесу дорожек,
Зерен в поле не найти.
Не жалей для птичек крошек,
Надо их в мороз спасти!
Им ведь надо очень мало:
Воробью насыпь пшена,
Угости синичку салом –
Чтоб вернулась к нам весна.
3) Изучим следы зверей и птиц на снегу.
Находим следы зайца, собаки, сороки, воробьёв и т.д.
Учитель:
- Зима - уникальное время побольше узнать о лесных обитателях. Снега кругом расшиты узорами следов. Как узнать лисий след? Как отличить лисий след от собачьего? Как найти лису по следу? Вперёд по следам лисы!
Лисий след зимой легко узнать. Он похож на собачий, только более вытянутый и мелкий. А ещё обычно у лисы след ровный, правильный, вытянутый в одну линию, будто шов. Рассмотрим след лисы подробнее.
На мелком снегу (или на подсыхающей грязи) передняя часть каждого отпечатка лисьих лап более заметна.
Отпечатки подушечек двух средних пальцев (как задних, так и передних лап) настолько выдаются вперед, что отпечатки подушечек двух крайних пальцев остаются сзади передних и охватывают их с боков лишь концами коготков.
След лисицы (особенно у самок) имеет вид как бы лодочки - отпечатки удлиненной лапы с плотно сжатыми пальцами.
Лисий след будто вытянут в ниточку. На следах, оставляемых собаками, отпечатки подушечек крайних пальцев охватывают задние части отпечатков средних пальцев, а когтями нередко достигают основания когтей средних пальцев. След собаки более круглый, чем лисий.
Обычный лисий след, оставленный зверем, идущим трусцой или бегущим крупной рысью, представляет собой последовательно расположенные на равном расстоянии (примерно в 30-40 сантиметрах один от другого) и строго по одной линии поразительно аккуратные и симметричные овальные ямки; Строчка лисьих следов далеко не прямолинейна. Постоянное рысканье в поисках добычи позволяют лисе детально обследовать весь свой охотничий район. Поэтому лисьи наброды состоят из самых замысловатых фигур: петель, вздвоек, многочисленных заходов, тычков и т. п.
При дальних путешествиях, лисица часто идет рысью с придвойкой и оставляет как бы "куний след". В таких случаях обычная ровная цепочка лисьих следов сдваивается и один след часто захватывает кромку другого.
Для более быстрого передвижения и при переходе по глубокому и рыхлому снегу лисица идет на прыжках - галопом, оставляя на расстоянии 1-2 метров отпечатки всех четырех лап: два передних отпечатка вразброс и два задних в одну линию.
III. Заключительная часть экскурсии.
Подходим к школе, отряхиваем одежду и обувь от снега. Заходим в класс и делимся своими впечатлениями.