kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономика и экология. Экологическая катастрофа

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК  "Школа  России" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономика и экология. Экологическая катастрофа»

Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».

Цели урока:

 - познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;

- систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть экологические проблемы нашей планеты.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией; строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека; необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • Личностные: формировать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление.

  • Прививать навыки бережного отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста; Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2, с 79 – 84, рабочая тетрадь, презентация.


Ход урока

1.Мотивационный этап

Итак, у нас урок окружающего мира.

2.Актуализация знаний , целеполагание

Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (семейный бюджет).

- Что такое семейный бюджет?

- Для чего он нужен? (мнения учащихся)

Что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

- Какие виды доходов может получать семья? (з/плата, пенсия, пособия).

- Расходы семьи  это…

Дома вы составляли бюджет для семьи Серёжи и Нади. Давайте послушаем.

3.Поисково – исследовательский этап. Постановка учебной задачи

-У человека очень много потребностей. Назовите некоторые из них. (ответы)

-А как называется наука, главной задачей которой является удовлетворение разнообразных потребностей людей?


ЭКОНОМИКА (вывесить карточку)


-А что значит экономить?

(Быть бережливым, экономно расходовать деньги, электричество, природные богатства).

-А что можно беречь?

-А как называется наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле и её богатствам,- это

 Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство. Чтобы не погубить природу и самих себя. 


ЭКОЛОГИЯ (вывесить карточку)



-Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?


- Может ли человек своей хозяйственной деятельностью повлиять на природу?

- Это влияние положительное или отрицательное?

- Наши мнения разделились.

-Значит, на этот вопрос мы должны найти ответ на этом уроке.


- Назовите тему нашего урока (Экономика и экология).

- Какие цели можем поставить перед собой? (узнать в какой связи находятся экономика и экология).

Итак:

- На уроке мы должны получить ответы на такие вопросы:


Обратить внимание на вопросы

- Как связаны между собой экономика и экология?

- Какую пользу приносит экономика людям?

- Какой вред окружающей среде наносит экономика?



4. Решение учебной задачи

- Земля очень богата. В ней есть , леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли, моря . океаны, реки.

И вот среди таких полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой.


К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной… . Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Что же произошло там? Давайте узнаем.

(Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветной рыбки).

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. . Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз? . Банки, бревна, даже колеса. . Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Хором . Что же нам делать? Как дальше жить? Помогите.

Включить доску


 - А как вы думаете, все ли люди ценят богатства нашей земли? ( Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но, к сожалению, наносит большой вред природе).


 - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? (сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…)

– Ребята, представьте, что перед нами большое болото.(БОЛОТО - ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО, ЭТО ТОПКОЕ МЕСТО СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ, ЭТО УЧАСТОК С ИЗБЫТОЧНЫМ УВЛАЖНЕНИЕМ ПОВЕРХНОСТИ, ВЛАГОЛЮБИВЫМ РАСТИТЕЛЬНЫМ ПОКРОВОМ, НАЛИЧИЕМ ТОРФА. ТОРФ - ТОПЛИВО, УДОБРЕНИЕ, ОН ПОЛУЧАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ГИЖНИЕ ЧАСТИ БОЛОТНЫХ РАСТЕНИЙ ОТМИРАЮТ И ОПУСКАЮТСЯ НА ДНО)

- Какая там растительность и животный мир? (камыш, гадюка, рогоз, голубика, клюква, ряска. мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…) Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? (погибнут и растения и животные).

 - Другой пример. Картинка!В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? (пострадали птицы, рыбы, растения, люди)

 - Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!

Это примеры того, как экономика поворачивается к людям своей опасной стороной.Конечно же, после такой катастрофы люди восстанавливают разрушенное хозяйство, занимаются лечением. На это уходит долгие годы..

- Давайте подумаем, может ли современный человек обойтись без экономики? -Можем ли мы обойтись без товаров и услуг ? ( нет)


Вывод: человек не может обойтись … без экономики.

Физминутка

Экономика использует природные богатства и зависит от них. Сейчас перед нами стоит задача: на примере лишь некоторых отраслей экономики, подумать, какую пользу экономика приносят людям, т.е назвать полезную сторону экономики и опасную сторону (т.е какой вред может нанести эта отрасль природе и здоровью людей ). Наши выводы мы будем размещать на схеме

Э кономика экология


Полезная опасная



Сегодня мы работаем с такими отраслями экономики, как с/х, транспорт, промышленность.

- Что даёт людям сельское хозяйство? (продукты питания, пух, мех. корм).

- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасная сторона сельского хозяйства? (в загрязнении почвы, ядохимикатами, удобрениями, погибают насекомые).

- Какую пользу нам приносит транспорт? В чем же заключается, опасная сторона (выхлопные газы, загрязнение воздуха)

-Назовите отрасли промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность).

- Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны таких отраслей промышленности как

Металлургия

Электроэнергетика (ГЭС, ТЭЦ, АЭС)

Химическая промышленность

- Для этого прочитаем текст учебника на стр. 73-74 и продолжим заполнять схему


Э кономика и экология


Полезная опасная



с/х продукты питания ядохимикаты, загрязнение почвы

транспорт перевозка, удобство выхлопные газы, загрязнение воздуха

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

металлургия металл загрязнение воздуха и воды

элетроэнергнетика

ГЭС, ТЭЦ, АЭС Элект.энергия затопление плодородных земель, лесов,

загрязнение воздуха, радиоактивные отходы

Химич.пром сода. стирал.порошки, моющ.средства опасные отходы


Исходя из нашей схемы, какой мы можем сделать вывод?


Вывод:

-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, …но и вред природе и здоровью людей и могут привести к экологическим катастрофам.



5.Продолжение работы по теме урока

- Что такое прогноз? Где вы могли услышать это слово?

– Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если:

  • - произойдет авария нефтеналивного танкера;

  • - если на реке построят платину;

  • - если в озеро сбросят ядовитые отходы производства.

Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.

Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.

- Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы.

- Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций:

Работаем по рядам.

У каждого ряда своя ситуация. Вы должны ответить на такие вопросы: опасным или безопасным для окружающей среды, для людей является данная ситуация, какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?

1. В стране расплодились хищные звери, которые нападают на домашних животных и разоряют фермы. Фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.



ОТВЕТ: Хищники - санитары леса. являются важной частью пищевой цепочки, любого природного сообщества. Они уничтожают не только домашних животных, но и поедают диких, например, грызунов. Уничтожение хищников приведёт к увеличению численности грызунов. Грызуны будут разорят посевы на полях, вредить собранному урожаю и наносить немалый вред сельскому хозяйству.

Рекомендация

Ввести лимитированный отстрел хищников. Не уничтожать всё поголовье хищных зверей, а лишь сократить их численность.



2. На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

Ртуть является очень ядовитым веществом, которое может нанести огромный вред природе и здоровью человека. При попадании отходов, содержащих ртуть, в почву или воду, они нанесут вред природе. Ртуть может оказаться в питьевой воде, которую использует человек, она может попасть в организм рыб, которых человек использует в пищу, оказаться в растениях. Очистка воды и почвы от ртути очень сложная и дорогостоящая. Если ртуть попадет в реку, где купаются люди – могут погибнуть

Рекомендация

Отказаться от строительства завода на берегу озера. Построить его вдали от источников питьевой воды, применить специальные безопасные методы утилизации и переработки отходов, содержащих ртуть. Вести постоянный мониторинг состояния окружающей среды: почвы, воды, атмосферы.

3 ситуация -   Рядом с городом построили завод. Гигантские трубы завода выбрасывают дым высоко в небо. Ветер несёт загрязнённый воздух в жилые кварталы города. 

 Экологический прогноз: гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Люди начнут болеть , будет страдать бронхолегочная система.Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога.

-Какие меры охраны окружающей среды необходимы в этом случае?

Установка современнфх фильтров, очистительные сооружения


Работа в Рабочей тетради

РТ стр.49 №1

Выписать из текста учебника (стр.72) , какие живые существа пострадают от разлива нефти в море



6.Подведение итогов.


Возьмите в руки чистый зелёный лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните до конца ряда. А теперь задача последнего расправить и разгладить его. Удалось ? Нет.  Вот такие следы оставляют опасные стороны  экономики на «лице» Земли.


Какая задача стоит перед нами?

Вывод: Экономика должна быть полезной

- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

7.Рефлексивно –оценочный этап

В начале урока перед собой мы поставили цель- мы должны получить ответы на такие вопросы:


Обратить внимание на вопросы

- Как связаны между собой экономика и экология?

- Какую пользу приносит экономика людям?

- Какой вред окружающей среде наносит экономика?



Помогите ответить на данные вопросы

- Главная задача общества 21 века …



-Ответили ли мы на поставленные вопросы в начале урока?

Продолжите фразы

-На уроке я узнал, что….

- Для себя я сделал вывод, что…

Молодцы.

Дополнительное задание – тест + самопроверка смайликами

7-8 правильных ответов - отлично

5-6 – хорошо,

4- и менее -повтори материал



8.Домашнее задание: Стр.72 -75 читать, РТ стр.49 №3 вы должны найти сведения о недавних экологических катастрофах, например , о лесных пожарах и подумать, какую пользу и вред приносят такие отрасли экономики как строительство и торговля.



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Экономика и экология. Экологическая катастрофа

Автор: Арцыбашева Наталья Борисовна

Дата: 16.09.2023

Номер свидетельства: 636654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) ""Экономика и экология" "
    ["seo_title"] => string(24) "ekonomika-i-ekologhiia-2"
    ["file_id"] => string(6) "203918"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429556355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Экологические проблемы природы Донского края "
    ["seo_title"] => string(51) "ekologhichieskiie-probliemy-prirody-donskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "134965"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416838798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация по теме:"Экономика и экология" Окружающий мир. 3 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-po-tiemie-ekonomika-i-ekologhiia-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180396"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425189321"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Проверочные работы по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа России". "
    ["seo_title"] => string(88) "provierochnyie-raboty-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "125948"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1415099496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства