Просмотр содержимого документа
«Экономика и экология. Экологическая катастрофа»
Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».
Цели урока:
- познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;
- систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть экологические проблемы нашей планеты.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией; строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека; необходимость бережного отношения к природным богатствам;
Личностные: формировать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление.
Прививать навыки бережного отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста; Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2, с 79 – 84, рабочая тетрадь, презентация.
Ход урока
1.Мотивационный этап
Итак, у нас урок окружающего мира.
2.Актуализация знаний , целеполагание
Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (семейный бюджет).
- Что такое семейный бюджет?
- Для чего он нужен? (мнения учащихся)
Что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)
- Какие виды доходов может получать семья? (з/плата, пенсия, пособия).
- Расходы семьи это…
Дома вы составляли бюджет для семьи Серёжи и Нади. Давайте послушаем.
3.Поисково – исследовательский этап. Постановка учебной задачи
-У человека очень много потребностей. Назовите некоторые из них. (ответы)
-А как называется наука, главной задачей которой является удовлетворение разнообразных потребностей людей?
-А как называется наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле и её богатствам,- это …
Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство. Чтобы не погубить природу и самих себя.
ЭКОЛОГИЯ (вывесить карточку)
-Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?
- Может ли человек своей хозяйственной деятельностью повлиять на природу?
- Это влияние положительное или отрицательное?
- Наши мнения разделились.
-Значит, на этот вопрос мы должны найти ответ на этом уроке.
- Назовите тему нашего урока (Экономика и экология).
- Какие цели можем поставить перед собой? (узнать в какой связи находятся экономика и экология).
Итак:
- На уроке мы должны получить ответы на такие вопросы:
Обратить внимание на вопросы
- Как связаны между собой экономика и экология?
-Какую пользу приносит экономика людям?
- Какой вред окружающей среде наносит экономика?
4. Решение учебной задачи
- Земля очень богата. В ней есть , леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли, моря . океаны, реки.
И вот среди таких полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой.
К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной… . Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Что же произошло там? Давайте узнаем.
(Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветной рыбки).
Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. . Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз? . Банки, бревна, даже колеса. . Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.
Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Хором . Что же нам делать? Как дальше жить? Помогите.
Включить доску
- А как вы думаете, все ли люди ценят богатства нашей земли? ( Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но, к сожалению, наносит большой вред природе).
- Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? (сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…)
– Ребята, представьте, что перед нами большое болото.(БОЛОТО - ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО, ЭТО ТОПКОЕ МЕСТО СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ, ЭТО УЧАСТОК С ИЗБЫТОЧНЫМ УВЛАЖНЕНИЕМ ПОВЕРХНОСТИ, ВЛАГОЛЮБИВЫМ РАСТИТЕЛЬНЫМ ПОКРОВОМ, НАЛИЧИЕМ ТОРФА. ТОРФ - ТОПЛИВО, УДОБРЕНИЕ, ОН ПОЛУЧАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ГИЖНИЕ ЧАСТИ БОЛОТНЫХ РАСТЕНИЙ ОТМИРАЮТ И ОПУСКАЮТСЯ НА ДНО)
- Какая там растительность и животный мир? (камыш, гадюка, рогоз, голубика, клюква, ряска. мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…) Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? (погибнут и растения и животные).
- Другой пример. Картинка!В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? (пострадали птицы, рыбы, растения, люди)
- Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
Это примеры того, как экономика поворачивается к людям своей опасной стороной.Конечно же, после такой катастрофы люди восстанавливают разрушенное хозяйство, занимаются лечением. На это уходит долгие годы..
- Давайте подумаем, может ли современный человек обойтись без экономики? -Можем ли мы обойтись без товаров и услуг ? ( нет)
Вывод: человек не может обойтись … без экономики.
Физминутка
Экономика использует природные богатства и зависит от них. Сейчас перед нами стоит задача: на примере лишь некоторых отраслей экономики, подумать, какую пользу экономика приносят людям, т.е назвать полезную сторону экономики и опасную сторону (т.е какой вред может нанести эта отрасль природе и здоровью людей ). Наши выводы мы будем размещать на схеме
Э кономика экология
Полезная опасная
Сегодня мы работаем с такими отраслями экономики, как с/х, транспорт, промышленность.
- Что даёт людям сельское хозяйство? (продукты питания, пух, мех. корм).
- Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасная сторона сельского хозяйства? (в загрязнении почвы, ядохимикатами, удобрениями, погибают насекомые).
- Какую пользу нам приносит транспорт? В чем же заключается, опасная сторона (выхлопные газы, загрязнение воздуха)
Исходя из нашей схемы, какой мы можем сделать вывод?
Вывод:
-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, …но и вред природе и здоровью людей и могут привести к экологическим катастрофам.
5.Продолжение работы по теме урока
- Что такое прогноз? Где вы могли услышать это слово?
– Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если:
- произойдет авария нефтеналивного танкера;
- если на реке построят платину;
- если в озеро сбросят ядовитые отходы производства.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.
- Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы.
- Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций:
Работаем по рядам.
У каждого ряда своя ситуация. Вы должны ответить на такие вопросы: опасным или безопасным для окружающей среды, для людей является данная ситуация, какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?
1. В стране расплодились хищные звери, которые нападают на домашних животных и разоряют фермы. Фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.
ОТВЕТ: Хищники - санитары леса. являются важной частью пищевой цепочки, любого природного сообщества. Они уничтожают не только домашних животных, но и поедают диких, например, грызунов. Уничтожение хищников приведёт к увеличению численности грызунов. Грызуны будут разорят посевы на полях, вредить собранному урожаю и наносить немалый вред сельскому хозяйству.
Рекомендация
Ввести лимитированный отстрел хищников. Не уничтожать всё поголовье хищных зверей, а лишь сократить их численность.
2. На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
Ртуть является очень ядовитым веществом, которое может нанести огромный вред природе и здоровью человека. При попадании отходов, содержащих ртуть, в почву или воду, они нанесут вред природе. Ртуть может оказаться в питьевой воде, которую использует человек, она может попасть в организм рыб, которых человек использует в пищу, оказаться в растениях. Очистка воды и почвы от ртути очень сложная и дорогостоящая. Если ртуть попадет в реку, где купаются люди – могут погибнуть
Рекомендация
Отказаться от строительства завода на берегу озера. Построить его вдали от источников питьевой воды, применить специальные безопасные методы утилизации и переработки отходов, содержащих ртуть. Вести постоянный мониторинг состояния окружающей среды: почвы, воды, атмосферы.
3 ситуация - Рядом с городом построили завод. Гигантские трубы завода выбрасывают дым высоко в небо. Ветер несёт загрязнённый воздух в жилые кварталы города.
Экологический прогноз: гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Люди начнут болеть , будет страдать бронхолегочная система.Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога.
-Какие меры охраны окружающей среды необходимы в этом случае?
Установка современнфх фильтров, очистительные сооружения
Работа в Рабочей тетради
РТ стр.49 №1
Выписать из текста учебника (стр.72) , какие живые существа пострадают от разлива нефти в море
6.Подведение итогов.
Возьмите в руки чистый зелёный лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните до конца ряда. А теперь задача последнего расправить и разгладить его. Удалось ? Нет. Вот такие следы оставляют опасные стороны экономики на «лице» Земли.
Какая задача стоит перед нами?
Вывод: Экономика должна быть полезной
- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
7.Рефлексивно –оценочный этап
В начале урока перед собой мы поставили цель- мы должны получить ответы на такие вопросы:
Обратить внимание на вопросы
- Как связаны между собой экономика и экология?
-Какую пользу приносит экономика людям?
- Какой вред окружающей среде наносит экономика?
Помогите ответить на данные вопросы
- Главная задача общества 21 века …
-Ответили ли мы на поставленные вопросы в начале урока?
Продолжите фразы
-На уроке я узнал, что….
- Для себя я сделал вывод, что…
Молодцы.
Дополнительное задание – тест + самопроверка смайликами
7-8 правильных ответов - отлично
5-6 – хорошо,
4- и менее -повтори материал
8.Домашнее задание: Стр.72 -75 читать, РТ стр.49 №3 вы должны найти сведения о недавних экологических катастрофах, например , о лесных пожарах и подумать, какую пользу и вред приносят такие отрасли экономики как строительство и торговля.