Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Эмоциональный настрой. | – Ещё в древности говорили: «День, когда ты ничему не научился, прошёл даром». А вы хотите открыть для себя что-то новое? Тогда вперёд! | Дети приготовлены к уроку, эмоционально настроены. |
2. Проблематизация Работа с понятиями «окружающая среда», «экология» (фронтальная беседа) | – Ребята, как вы понимаете, что такое «окружающая среда»? – А что такое экология? | Дети высказывают своё мнение, доказывают, приводя примеры. |
Открытое задание | – Попробуйте составить словесный портрет понятию «экология». | Самостоятельная (индивидуальная) работа Представление своих работ! |
3. Закрепление имеющихся знаний | – Приведите примеры экологических связей: По ходу ответов детей появляется на доске схема. | Живое → неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.) Неживое → живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.) Растения → животные (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам и т.д.) Человек → природа |
Образовательная напряженность | – Ребята, если бы мы с вами брали интервью у Природы и спросили, как ей живётся? Как вы думаете, что бы она нам ответила? Расскажите! | Дети высказывают свои предположения, спорят, доказывают! |
Обсуждение стихотворения | – Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! – Ребята, как вы считаете, почему мы останемся одни? | Дети отвечают и делают вывод: человек тоже относится к природе, он без неё не сможет существовать. |
4. Физкультминутка. | | |
5. Постановка учебной задачи | – А как можно стать природе другом? – Сможем ли мы помочь природе прямо сейчас? – А каким способом мы сможем это сделать? | – Помогать ей. Ладить с ней! |
Конкретизация задания | – Что вы предлагаете? | Варианты детей: (Зависит от того, что предложат дети!) |
Решение образовательной ситуации. | – Как вы будете действовать? | Образуются группы по видам деятельности. |
6. Самостоятельная работа | | Самостоятельная работа в парах (в группах) |
7. Предъявление результатов. Демонстрация образовательной продукции | – Кто готов защитить свою работу? | Защита своих работ. (Дети выходят парами ( представители групп), рассказывают, что они нарисовали или написали, проговаривают правило поведения в природе и делают вывод: какое влияние человека они изобразили. |
8. Работа с материалом учебника Систематизация полученной продукции. | – Давайте посмотрим, о чём нам может рассказать учебник, и сравним, правильность наших сделанных выводов. | Дети соотносят свои правила с табличными и дополняют свои знания новыми правилами. Вывод детей: Природа – наш дом. Необходимо бережно обращаться с ней, и тогда она отблагодарит тебя чистым воздухом, песнями соловья, вкусными ягодами и грибами. |
Рефлексия (заполняется оценочный лист). | Давайте оценим свою работу на уроке. – Что для меня было важным на уроке? – Мне на уроке было трудно… – Мне на уроке было интересно… | Дети анализируют свою работу по заданным параметрам. Дети делают вывод об общем впечатлении урока. |