Цель: Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова».
Задачи:
- Дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
- Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор
Связь предметов: литературное чтение – познание мира
I.Организационный момент.
1.Психологически настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Речеdая разминка
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
-Прочитайте медленно.
-Прочитайте, ускоряя темп.
-Прочитайте, замедляя темп.
II.Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В. Бианки.
Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением.
IV.Актуализация знаний учащихся
Рассказ учащихся о биографии писателя В.В. Бианки:
V.Новая тема:
-Как вы думаете, что объединяет все произведения В.В.Бианки?
Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное.
Как называется произведение с содержанием которого мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.
«Солнца яркого боится.
Ночью- хмурится как птица
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…..(СОВЕ)
Совершенно верно, произведение, с которым сегодня познакомимся так, и называется «Сова»
Чтение стихотворения о сове:
Днём в ветвях
Сосны косматой,
Возле самого ствола,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая сова.
На оранжевых глазищах*
Веки серые сомкнет,
«Ушки» длинные встопорщит,
Терпеливо ночи ждёт.
Информация «Совы»
Приметы, связанные с совой.
Если много сов – урожай будет хороший.
Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.
Филин кричит на оттепель.
-А какую пользу приносят совы людям? Об этом мы узнаем, прочитав произведение В.В. Бианки «Сова»
VI. Знакомство с произведением «Сова»
- Словарная работа
Как можно заменить слова и выражения?
Утекает убегает
кормовистый клевер, предназначенный для корма скоту
цветень пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки
хорониться прятаться, таиться
раздолье много места
как бы худа не вышло как бы беды не было
чай белить добавлять молоко в чай
пойло питательное питьё для скота
2.Подготовка к чтению
Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:
хо-ро-нишь-ся – хоронишься
сто-ро-нишь-ся – сторонишься
рас-сер-ди-лась – рассердилась
от-ча-ян-ная – отчаянная
пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают
3.Просмотр мультфильма «Сова»
1 часть- до слов» Ночь пришла
- Как обратилась Сова к старику?
- А что Старик ответил ей?
- Почему Старик не считал Сову своим другом?
- Как ответил он на её предупреждение? (Прочитайте)
- Что значит "утекай пока цела"
4. Работа по электронному учебнику (читает диктор)
2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»
- Почему мыши так расхрабрились?
- Чем они занялись на лугу?
- Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте.
- Что же ответил Стари Сове?
- Какой был старик? ( Легкомысленный, ненаблюдательный)
- Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как?
- Зависят ли друг от друга мыши и шмели?
5. Чтение текста учащимися:
3 часть- до слов « Старик браниться…»
- Почему не родится клевер на лугу?
- Что стало с коровой?
- Найдите три предупреждения Совы.
- О чём она предупреждает Старика?
- Меняется ли его поведение?
( Герой стал задумываться о правильности своего поведения).
6. Чтение теста учителем
4 часть- до слов « Простила Сова…»
- Что изменилось в Старике?
( Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)
- Когда Старик понял свою ошибку?
( Вот и чай белить Старику нечем стало»)
- Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?
- Найдите пословицу. Что она означает?
( Дружно не грузно, а врозь хоть брось).
7. Просмотр мультфильма
5 часть.- до конца сказки.
- Как Старик исправил ошибку? Что он понял?
( В природе всё друг с другом связано Если порвётся одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка.
Физкультурная минутка «Сова».
VII. Работа над восприятием прочитанного:
1. Работа над пословицей.
- В какой пословице содержится главная мысль сказки?)
На доске:
Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
2. Восстановление деформированного плана.
Рассердилась сова. (1)
Молока у Коровы мало. (4)
Шмели на чужих лугах гуляют. (3)
Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить. (6)
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. (2)
Пошел Старик Сове кланяться.(5)
3.Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд.. Попробуем восстановить эту цепочку.
Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.
сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко – чай
- Убедил ли нас писатель том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?
-Скажите, сказку или рассказ мы читаем? Докажите, что это действительно сказка.
( Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка:
Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно».)
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».
Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».
Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
VIII. Закрепление прочитанного:
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).
IX. Подведение итогов урока
-С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?
- Кто его автор?
- Ребята, кто главный герой сказки?
- Какая она? (мудрая)
- Какого человека мы называем мудрым? (даёт советы, предупреждает об ошибках)
-Научила сова чему-нибудь старика?
-Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?
- Какова главная мысль сказки?
(Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)
- А как вы, дети, можете помочь природе?
X. Оценка за работу на уроке.
XI. Домашнее задание.
Подготовится к чтению по ролям
Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.