- выявить представителей животного и растительного мира болот и их приспособления к обитанию в этом сообществе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски | Формируемые УУД |
I. Орг. момент 1 мин. | - Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. Повернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их, подарите им свои улыбки. Садитесь. Посмотрите, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку – учебники, ручки, клей, ножницы и тетради? Начинаем наш урок. | Учащиеся готовятся к уроку. | На слайде картинка солнца. | (Л) Формировать готовность и способность к саморазвитию. |
II. Проверка знаний учащихся III. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности | Назовите большую тему, которую начали изучать на нескольких последних уроках. Назовите, какие природные сообщества вы уже знаете? Проверим, насколько внимательны вы были на предыдущих уроках. У вас на партах лежит тест. Предлагаю выполнить тест, который покажет, как усвоена эта тема. Затем выполните проверку и оцените свои знания ( 0 ош- «5» ; 1ош.-«4»; 2ош.-«3»; более –«2».) - Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили природное сообщество-пресный водоём и его обитатели. Дана схема. Пресные водоёмы Дана схема Пресные водоёмы / / \ \ рекаозеро пруд море - Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор. Река море озеро пруд - Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор. Учитель ставит проблемные вопросы. - Слово «море» оказалось лишним, но на месте этого слова, должно быть другое. Какое? Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор. - О чём сегодня должны говорить? - Сегодня мы познакомимся ещё с одним сообществом(Болото и его обитатели) - А действительно ли всё так плохо и нет ничего хорошего? Сегодня мы с вами найдем ответ на этот вопрос. - Какую цель мы поставим на урок? - Что бы вы хотели узнать о болотах? - Наши задачи План (карточки переворачиваю) 1. Образование болот 2. Растения болот 3. Животные болот 4. Связи между ними | Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Луг, лес, поле, пресный водоём. Учащиеся выполняют тест На слайде, когда дети справились с тестом, открываются правильные ответы. Дети сверяют работу и выставляют себе оценки. Рассматривают схему, выдвигают предположения, выбирают правильный ответ. Дают ответы, вместе с учителем делают вывод. Формулируют тему урока. (Болото и его обитатели) Ответы детей. Узнать особенности болота и его обитателей; или мы познакомимся с еще одним природным сообществом-болотом. | Презентация | (П) Уметь ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; (К) Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; Регулятивные УУД: учить ставить цели предстоящей работы. П) Формулировать и удерживать учебную задачу |
III. Актуализация знаний Работа в парах | - Ребята, а с чем у вас ассоциируется болото? Какие звуки, запахи, чувства, ощущения вы представляете, когда слышите слово БОЛОТО? (кочки) Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений по этой теме? Заполните лист Самооценки на начальной стадии - Чтобы лучше узнать о болоте и его обитателях мы отправимся на экскурсию по болоту. А по пути будем знакомиться с его обитателями. - А для начала мы узнаем, что такое болото?Где будем добывать информацию?(В словаре) - Арина, Рита, найдите пожалуйста в словаре термин «болото». Рита, прочти пожалуйста. -Откройте физическую карту России (второй форзац учебника 3 кл. ч.I) Вспомните, как обозначаются болота на карте. Найдите их. - Ребята, для выполнения следующего задания, вам нужно поделиться в группы. - Я раздам вам карточки. (Приемы «Интеллектуальная разминка» и «Лови ошибку!»). - Вам нужно найти лишнее слово в каждой строчке и объяснить, почему это слово лишнее. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» | 1. Зачеркни лишнее слово и объясни почему. 1. Змея, кошка, крыса, лягушка. 2. Бобер, лягушка, корова, комар. 3. Лиса, куропатка, крыса, цапля. 4. Медведь, лягушка, комар, гадюка. 5. Уж, журавль, пингвин, бобер. 2. Обобщите эти слова. 1. Лягушка, журавль, бобер – это 2. Клюква, цапля, комар – это 3. Гадюка, крыса, белая куропатка – это 3. Найдите ошибке и исправьте их. В глубоком океане живут лягушки, а вместе с ним живет водяные крысы. Лягушки питаются рыбами, а болотная гадюка ест грибы. Комары живут под водой и они дружат с лягушками. | - Молодцы, ребята. | Лист самооценки Начало урока | Окруж. мир | Конец урока | Окруж. мир | Знаю все | | Знаю все | | Знаю, но не все | | Знаний стало больше | | Знаю мало | | Ничего нового не узнал | | Ничего не знаю | | Могу рассказать другим | | Учащиеся в группах выполняют задания: зачеркни лишнее, обобщи, лови ошибку. | | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; учить искать и выделять необходимую информацию в тексте. Коммуникативные УУД:учить осуществлять учебное сотрудничество. |
IV. «Открытие» нового знания | - Ребята, мы сегодня на уроке будет делать книжки. (Прием «Книжка»). -Я раздам вам заготовки. Поставьте книжки перед собой. - Как вы думаете какой рисунок нужно приклеить на большой квадратик? (Болото) - Кто живет на болоте? У вас есть картинки, вам необходимо соотнести их названиями животных и приклеить их. - Что же растет на болотах? Вам необходимо подписать рисунки растений, которые растут на болоте. Названия растений вы можете найти в учебниках. - Где образуются болота? Ответ на этот вопрос вам нужно найти в учебниках. В учебниках даны 4 условия образования болот. - На последней странице вам нужно составить 2 цепи питания из данных рисунков. - Молодцы, ребята. Эти книжки оставьте себе, если увидите незнакомое растение или животное около болот, то вы сможете открыть и посмотреть их в книжке. | Учащиеся вместе с учителем делают книжки индивидуально. Приклеивают картинки животных, растений, которые обитают на болоте, составляют цепи питания и записывают причины образования болот. | На слайде показаны картинки животных и растений, обитающих на болоте. | Регулятивные УУД: учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль. Познавательные УУД: ознакомление с болотом как с природным сообществом. Коммуникативные УУД:умение работать индивидуально. |
Физкульт-минутка. | - Устали, ребята. Давайте отдохнем. Все дружно встаем Свежий воздух мы вдохнём За грибами все пойдём Друг за другом по тропинке А в руках у нас корзинки. Вот болотце впереди, Как же нам его пройти? Встанем на носочки, Прыгнем мы на кочку. На полянке у реки Мы увидели грибы. Их в корзинку соберём Дальше в дальний путь пойдём. - Отдохнули? Садитесь. | Учащиеся делают физкультминутку. | | Личностные УУД:снятие утомляемости и поддержание эмоционального настроя. |
V.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | - А сейчас поработаем в группах. («Прием «Глухие интеллект-карты»). Вам нужно составить цепочки питания из данных рисунков на листочках, которые я раздам вам. | Учащиеся составляют цепи питания из заготовленных картинок в группах. | | Регулятивные УУД: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: учить искать и выделять необходимую информацию в тексте. Коммуникативные УУД:совершенствовать умение работать в группе. |
VI. Самостоя-тельное творческое использование сформированных умений и навыков | - Следующее задание индивидуальное. (Прием «Вопросительные слова»).Я раздам вам таблицы. Вам нужно придумать 3 вопроса для своих одноклассников и записать их в первом столбике. Ответы не пишите. - На выполнение данного задания я даю вам 3 минуты. «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА» | Вопросы | Ответы | 1) | 1) | 2) | 2) | 3) | 3) | - Все готовы? Листочки положите на край парты. | Учащиеся индивидуально составляют вопросы своим одноклассникам по пройденной теме. (Эти листочки можно использовать на следующем уроке для проверки уровня знаний учащихся). | | Коммуникативные УУД: учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания. Личностные УУД: работать над развитием учебных и познавательных мотивов. |
VII.Обобщение усвоенного и включение его в систему изученных ранее знаний | - Возьмите кроссворды, которые лежат на ваших партах и решите их вместе с соседом. (Прием «Кроссворд») | | | | | | Б | О | Б | Е | Р | | | | | | | К | О | М | А | Р | | | | | | | | | Л | | | | | | | | | | | Р | О | С | Я | Н | К | А | К | У | Р | О | П | А | Т | К | А | | | | | | | | | | О | | | | | | КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «БОЛОТО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» По вертикали: 1) Не проедешь, не пройдешь – Обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь С синеватой плёнкой. (Болото) По горизонтали: 1) Животные, которые строят платины. (Бобер) 2) Люди все его боятся – Очень любит он кусаться, Хоть и маленький бандит. А когда летит – пищит. (Комар) 3) Это что за недотрога? У нее ладошек много Сядет на ладошку мошка Свернется в трубочку ладошка И пропала мошка. (Росянка) 4) Есть у курицы хохлатка Дикий родич - … (Куропатка) - Проверяем с доски. | Работа в парах. Учащиеся разгадывают кроссворд, затем проверяют ответы со слайда. | | Регулятивные УУД: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные УУД: умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся | - Я раздам вам тесты, а вы найдите и отметьте в кружок букву правильного ответа.(Прием «Контрольная работа») ПРОВЕРОЧНАЯ (КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ «БОЛОТО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» | 1 вариант | 2 вариант | 1. Выбери правильное утверждение: А)Болото – засушливые участки суши. Б)Болото – избыточно увлажненные участки суши. 2.Что не растет на болоте? А)Малина Б)Клюква В)Лён Г)Багульник 3. Кто живёт на болоте? А)Лисица Б)Кулик В) Хомяк Г)Жаворонок 4. Где образуются болота? А) в морях Б) в океанах В) в низинах Г) в полях 5. Какого значение болот в природе и жизни человека? Продолжи перечисленное. Болота являются кладовыми торфа, . . | 1. Выбери ошибочное утверждение: А)Болото – засушливые участки суши. Б)Болото – избыточно увлажненные участки суши. 2. Что растет на болоте? А) Росянка Б) Елка В) Малина Г) Бамбук 3. Кто не живет на болоте? А) Лягушка Б) Тюлень В) Водяная крыса Г) Журавль 4. Где образуются болота? А) в полях Б) на местах бывших озёр В) на вершинах гор Г) в океанах 5. Какого значение болот в природе и жизни человека? Продолжи перечисленное. Болота являются кладовыми торфа, . . | - Соберите листочки. | Учащиеся индивидуально отвечают на тестовые вопросы | | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Регулятивные УУД: учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль. |
IX.Рефлексия | - Ребята, возьмите карточки в руки и покажите мне солнышко, если вы все поняли и у вас не было трудностей во время выполнения заданий; покажите тучку, если не все поняли и у вас были затруднения во время выполнения заданий.(Прием «Карточки – солнышко и тучка») | Учащиеся показывают карточки солнца/тучки. | | Личностные УУД: уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ЗУН, ценностей. |