kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЖИВОТНЫЕ БОЛОТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - Познакомить учащихся с особенностью болот, животными болот; - Развивать и корригировать память, мышление, речь, восприятие, внимание; - Воспитывать интерес к природоведению, бережное отношение к природе. Оборудование: Плакаты «Болото», «Обитатели болот», аудиозапись «Звуки болота». Ход урока I.Организационный момент В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! Работа с календарем природы. – Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра? – Что можете сказать об изменениях погоды? II. Актуализация знаний, постановка цели – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы должны мне сейчас сказать сами. Закройте глаза и послушайте, в какую местность мы с вами попали. (Аудиозапись – звуки болота.) - Все обходят это место, Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи … Нет опоры для ноги. (Болото) – Сегодня мы с вами и должны будем узнать на уроке, как образуются болота, кто является их обитателями. – Как вы понимаете, что такое болото? (Болото – это участки суши, на которых скапливается и застаивается вода.) - Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода. На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода. – Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода. – Так что же полезного делают болота? (Болота очищают воду) – Болото – это место многих видов растений и животных. – Что мы возьмем с собой в путешествие? (Мы возьмем сапоги, палку, при помощи которой мы будем передвигаться по болоту (слега – толстая жердь) – Чтобы узнать, какой прибор возьмем с собой, отгадайте загадку: На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть. Он в дороге пригодится, С ним нигде не заблудиться. (Компас) - Компас – это прибор для ориентирования на местности, он показывает, где юг, север, запад, восток. – На болотах растут особые растения, которые приспособились к избытку влаги. – Одно из этих растений мох сфагнум. – Давайте прочитаем о нем в учебнике. (Показ учителем торфа.) – Прочитайте об образовании каменного угля. (Показ учителем каменного угля.) – Так что образуют болота из остатков отмерших болотных растений? (Торф и каменный уголь) – Как люди используют эти полезные ископаемые? (Они хорошо горят, поэтому их используют как топливо) – Какие еще растения, живущие на болотах, вы знаете? ( На болотах растут росянка, клюква.) Росянка. На болоте можно встретить удивительное хищное растение – росянку. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомые садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Жидкость, которую выделяют волоски, растворяют прилипшее к листу животное. Так росинка получает дополнительное питание. – На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны. III.Основная часть урока - Каких животных болот вы знаете? (Здесь много комаров, стрекоз, водомерок, слепней. Из птиц живут кулики, цапли, журавли, чибисы и выпи. Также здесь живут лягушки, змеи. Иногда на болота прилетают утки.) (Демонстрация изображений животных.) Физкультминутка Утром стрекоза проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – водой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. Водомерки. Это насекомые, которые бегают по поверхности воды. Передние лапки очень короткие и используются только для захвата и удержания добычи. А две задние пары - очень длинные и тонкие. Они смазаны жироподобным веществом, благодаря чему водомерка легко и изящно скользит по водной глади. Все лето самки откладывают на поверхность воды яички, из которых вылупляются крошечные водомерки. Осенью насекомые покидают водоем и прячутся на берегу под какими-нибудь предметами. Водомерки безвредные и красивые обитатели водоемов. Пиявки — малосимпатичные обитатели водоемов, вызывающие обычно страх и брезгливость. Опасаться нужно кровососущих — медицинскую и конскую — пиявок. Пиявки, которые обычны в наших водоемах, человеку неопасны. Стрекозы Водоемы всегда привлекают стрекоз. Мелкие изящные разноцветные равнокрылые стрекозы (стрелки, лютки, красотки) порхают вдоль берега, периодически присаживаясь на околоводные растения. Более крупные и мощные разнокрылые стрекозы (коромысла, бабки, настоящие стрекозы) с громким стрекотом на бреющем полете проносятся над гладью воды. Стрекозы едят мелких мошек, а некоторые виды даже мальков рыб, головастиков. Улитки. В мелких стоячих водоемах довольно легко поселяются разнообразные мелкие улитки — раковинные моллюски. Наиболее известны и широко распространены — катушки и прудовики. У катушек раковина плоская — завивается в одной плоскости. Гораздо крупнее моллюск с остроконической раковиной, закрученной в правую сторону, — прудовик Катушки совершенно безопасны в пруду. Они могут питаться только мягкими разлагающимися органическими остатками и этим, безусловно, приносят лишь пользу . А большой прудовик — настоящий вредитель. Прожорливый поедатель всего подряд, он уничтожает любую водную растительность и в декоративном водоеме ему не место. Цаплю, когда она летит, узнать легко: шея не вытянута вперед, как у аиста или журавля, и изогнута латинской буквой S. Крыльями машет медленно, плавно и редко когда парит. Мода на украшения чуть было не погубила всех белых цапель на всех реках, озерах и болотах. Веками и прежде уничтожали их ради пучка белых перьев, украшавших кивера и шлемы военных. Серая и многие другие цапли охотятся обычно так: стоит в воде на достаточно глубоком месте и ждет, когда какая-нибудь рыбешка или лягушка подплывает поближе. Тогда молниеносно выбрасывает клюв и хватает ее. Пройдется немного, если место оказалось недобычливым или перепугала она здесь всю свою добычу, и опять замрет в терпеливом ожидании охотничьей удачи. Малая белая цапля промышляет насекомых, лягушек и рыб в воде более мелкой. Обычно не ждет, когда они подплывут, а, осторожно переставляя ноги-трости, вышагивает по болотинам. Замрет, высмотрит, кого можно съесть, и подбирается к нему незаметно, потом быстро кидается вперед и хватает клювом. Или баламутит ил ногами, выискивая разную мелочь. Большая белая кричит редко. Голос ее — «грубый, хриплый треск». Малая любит покричать: голос — каркающее «арк-арк-арк». (Чтение про птиц болота на стр.130-132) IV. Закрепление пройденного - А теперь отгадайте загадки: * По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея) * Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица) * Глаза - на рогах, а домок - на спине. (Улитка) * Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея) * Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка) * Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля) * Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) * На поверхности воды летом обитает, Под корой, без суеты, зиму коротает. Ход её длиннющих ног – водной глади мерка. Кто б скользить ещё так мог? Только… (Водомерка) * Он пищит, когда летит! А укус его зудит. С хоботком, хотя не слон. Кто, скажи, дружочек, он? (Комар) * Как большая муха С заострённым брюхом, У воды летает, Больно всех кусает. (Слепень) * Крылышек две пары. Круглые глаза Как большие фары! Это… (Стрекоза) - Сейчас мы поиграем в игру «Болото» Три участника с завязанными глазами должны перейти через «болото» по "кочкам"-листам бумаги. (Расположить «кочки» в большом шаге друг от друга. Все запоминают расположение-даже можно потренироваться походить по "кочкам" взявшись за руки.Теперь завязать всем глаза и - незаметно убирать"кочки".Зрители наблюдают как болотопроходцы старательно вспоминают расположение"кочек" и стараются не угодить в "болото") V. Итог урока – Я называю вам животных, а вы топаете, если они не обитают на болотах. Медведь, кулик, цапля, ворона, лягушка, комар, куропатка, воробей, синица, аист, журавль. - Что нового узнали на уроке? VI. Домашнее задание - На самоподготовке вам надо будет нарисовать болото. Посмотрите некоторые детские рисунки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЖИВОТНЫЕ БОЛОТА »

СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»















Урок природоведения в 5 классе (VIII в.)

«Животные болот»











Учитель: Щедрова Г.А.



















2012-2013 учебный год

Цели:


- Познакомить учащихся с особенностью болот, животными болот;

- Развивать и корригировать память, мышление, речь, восприятие, внимание;

- Воспитывать интерес к природоведению, бережное отношение к природе.


Оборудование:

Плакаты «Болото», «Обитатели болот», аудиозапись «Звуки болота».


Ход урока

I.Организационный момент


В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!


Работа с календарем природы.


– Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра?


– Что можете сказать об изменениях погоды?


II. Актуализация знаний, постановка цели


– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы должны мне сейчас сказать сами. Закройте глаза и послушайте, в какую местность мы с вами попали. (Аудиозапись – звуки болота.)


- Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи …

Нет опоры для ноги.

(Болото)


– Сегодня мы с вами и должны будем узнать на уроке, как образуются болота, кто является их обитателями.

– Как вы понимаете, что такое болото? (Болото – это участки суши, на которых скапливается и застаивается вода.)


- Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода.

На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода.

– Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.

– Так что же полезного делают болота? (Болота очищают воду)

– Болото – это место многих видов растений и животных.



– Что мы возьмем с собой в путешествие? (Мы возьмем сапоги, палку, при помощи которой мы будем передвигаться по болоту (слега – толстая жердь)

– Чтобы узнать, какой прибор возьмем с собой, отгадайте загадку:


На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться.

(Компас)

- Компас – это прибор для ориентирования на местности, он показывает, где юг, север, запад, восток.



– На болотах растут особые растения, которые приспособились к избытку влаги.

– Одно из этих растений мох сфагнум.

– Давайте прочитаем о нем в учебнике.

(Показ учителем торфа.)

– Прочитайте об образовании каменного угля.

(Показ учителем каменного угля.)

– Так что образуют болота из остатков отмерших болотных растений?

(Торф и каменный уголь)

– Как люди используют эти полезные ископаемые?

(Они хорошо горят, поэтому их используют как топливо)

– Какие еще растения, живущие на болотах, вы знаете? ( На болотах растут росянка, клюква.)



Росянка. На болоте можно встретить удивительное хищное растение – росянку. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомые садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Жидкость, которую выделяют волоски, растворяют прилипшее к листу животное. Так росинка получает дополнительное питание.



– На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.


III.Основная часть урока


- Каких животных болот вы знаете?

(Здесь много комаров, стрекоз, водомерок, слепней. Из птиц живут кулики, цапли, журавли, чибисы и выпи. Также здесь живут лягушки, змеи.

Иногда на болота прилетают утки.)


(Демонстрация изображений животных.)



Физкультминутка


Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.



Водомерки. Это насекомые, которые бегают по поверхности воды. Передние лапки очень короткие и используются только для захвата и удержания добычи. А две задние пары - очень длинные и тонкие. Они смазаны жироподобным веществом, благодаря чему водомерка легко и изящно скользит по водной глади. Все лето самки откладывают на поверхность воды яички, из которых вылупляются крошечные водомерки. Осенью насекомые покидают водоем и прячутся на берегу под какими-нибудь предметами. Водомерки безвредные и красивые обитатели водоемов.


Пиявки — малосимпатичные обитатели водоемов, вызывающие обычно страх и брезгливость. Опасаться нужно кровососущих — медицинскую и конскую — пиявок. Пиявки, которые обычны в наших водоемах, человеку неопасны.

Стрекозы Водоемы всегда привлекают стрекоз. Мелкие изящные разноцветные равнокрылые стрекозы (стрелки, лютки, красотки) порхают вдоль берега, периодически присаживаясь на околоводные растения. Более крупные и мощные разнокрылые стрекозы (коромысла, бабки, настоящие стрекозы) с громким стрекотом на бреющем полете проносятся над гладью воды. Стрекозы едят мелких мошек, а некоторые виды даже мальков рыб, головастиков.


Улитки. В мелких стоячих водоемах довольно легко поселяются разнообразные мелкие улитки — раковинные моллюски. Наиболее известны и широко распространены — катушки и прудовики. У катушек раковина плоская — завивается в одной плоскости. Гораздо крупнее моллюск с остроконической раковиной, закрученной в правую сторону, — прудовик

Катушки совершенно безопасны в пруду. Они могут питаться только мягкими разлагающимися органическими остатками и этим, безусловно, приносят лишь пользу . А большой прудовик — настоящий вредитель. Прожорливый поедатель всего подряд, он уничтожает любую водную растительность и в декоративном водоеме ему не место.



Цаплю, когда она летит, узнать легко: шея не вытянута вперед, как у аиста или журавля, и изогнута латинской буквой S. Крыльями машет медленно, плавно и редко когда парит.

Мода на украшения чуть было не погубила всех белых цапель на всех реках, озерах и болотах. Веками и прежде уничтожали их ради пучка белых перьев, украшавших кивера и шлемы военных.

Серая и многие другие цапли охотятся обычно так: стоит в воде на достаточно глубоком месте и ждет, когда какая-нибудь рыбешка или лягушка подплывает поближе. Тогда молниеносно выбрасывает клюв и хватает ее. Пройдется немного, если место оказалось недобычливым или перепугала она здесь всю свою добычу, и опять замрет в терпеливом ожидании охотничьей удачи.

Малая белая цапля промышляет насекомых, лягушек и рыб в воде более мелкой. Обычно не ждет, когда они подплывут, а, осторожно переставляя ноги-трости, вышагивает по болотинам. Замрет, высмотрит, кого можно съесть, и подбирается к нему незаметно, потом быстро кидается вперед и хватает клювом. Или баламутит ил ногами, выискивая разную мелочь.

Большая белая кричит редко. Голос ее — «грубый, хриплый треск». Малая любит покричать: голос — каркающее «арк-арк-арк».


(Чтение про птиц болота на стр.130-132)


IV. Закрепление пройденного


- А теперь отгадайте загадки:


* По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)


* Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица)


* Глаза - на рогах, а домок - на спине. (Улитка)


* Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея)


* Выпучив глаза сидит,

не по-русски говорит,

родилась в воде,

а живёт на земле. (Лягушка)


* Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)


* Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)


* На поверхности воды

летом обитает,

Под корой, без суеты,

зиму коротает.

Ход её длиннющих ног –

водной глади мерка.

Кто б скользить ещё так мог?

Только… (Водомерка)


* Он пищит, когда летит!

А укус его зудит.

С хоботком, хотя не слон.

Кто, скажи, дружочек, он?

(Комар)


* Как большая муха

С заострённым брюхом,

У воды летает,

Больно всех кусает.

(Слепень)


* Крылышек две пары.

Круглые глаза

Как большие фары!

Это… (Стрекоза)


- Сейчас мы поиграем в игру «Болото»


Три участника с завязанными глазами должны перейти через «болото» по "кочкам"-листам бумаги.

(Расположить «кочки» в большом шаге друг от друга. Все запоминают расположение-даже можно потренироваться походить по "кочкам" взявшись за руки.Теперь завязать всем глаза и - незаметно убирать"кочки".Зрители наблюдают как болотопроходцы старательно вспоминают расположение"кочек" и стараются не угодить в "болото")


V. Итог урока


– Я называю вам животных, а вы топаете, если они не обитают на болотах.


Медведь, кулик, цапля, ворона, лягушка, комар, куропатка, воробей, синица, аист, журавль.



- Что нового узнали на уроке?


VI. Домашнее задание


- На самоподготовке вам надо будет нарисовать болото.

Посмотрите некоторые детские рисунки.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
ЖИВОТНЫЕ БОЛОТА

Автор: Щедрова Гулнара Алижановна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения и животные болот" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-rastieniia-i-zhivotnyie-bolot"
    ["file_id"] => string(6) "176682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424452613"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Растения и животные болот. Значение болот в природе "
    ["seo_title"] => string(58) "rastieniia-i-zhivotnyie-bolot-znachieniie-bolot-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "145542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418932148"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные болота»"
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_na_temu_rasteniia_i_zhivotnye_bolota"
    ["file_id"] => string(6) "476805"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535687278"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по окружающему миру на тему: «Растения и животные болота»"
    ["seo_title"] => string(78) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_na_temu_rasteniia_i_zhivotnye_bolota_1"
    ["file_id"] => string(6) "643731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1704809081"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество - болото". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-prirodnoie-soobshchiestvo-boloto"
    ["file_id"] => string(6) "219946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434445921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства