Цели:
- Познакомить учащихся с особенностью болот, животными болот;
- Развивать и корригировать память, мышление, речь, восприятие, внимание;
- Воспитывать интерес к природоведению, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Плакаты «Болото», «Обитатели болот», аудиозапись «Звуки болота».
Ход урока
I.Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Работа с календарем природы.
– Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра?
– Что можете сказать об изменениях погоды?
II. Актуализация знаний, постановка цели
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы должны мне сейчас сказать сами. Закройте глаза и послушайте, в какую местность мы с вами попали. (Аудиозапись – звуки болота.)
- Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи …
Нет опоры для ноги.
(Болото)
– Сегодня мы с вами и должны будем узнать на уроке, как образуются болота, кто является их обитателями.
– Как вы понимаете, что такое болото? (Болото – это участки суши, на которых скапливается и застаивается вода.)
- Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода.
На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода.
– Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.
– Так что же полезного делают болота? (Болота очищают воду)
– Болото – это место многих видов растений и животных.
– Что мы возьмем с собой в путешествие? (Мы возьмем сапоги, палку, при помощи которой мы будем передвигаться по болоту (слега – толстая жердь)
– Чтобы узнать, какой прибор возьмем с собой, отгадайте загадку:
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(Компас)
- Компас – это прибор для ориентирования на местности, он показывает, где юг, север, запад, восток.
– На болотах растут особые растения, которые приспособились к избытку влаги.
– Одно из этих растений мох сфагнум.
– Давайте прочитаем о нем в учебнике.
(Показ учителем торфа.)
– Прочитайте об образовании каменного угля.
(Показ учителем каменного угля.)
– Так что образуют болота из остатков отмерших болотных растений?
(Торф и каменный уголь)
– Как люди используют эти полезные ископаемые?
(Они хорошо горят, поэтому их используют как топливо)
– Какие еще растения, живущие на болотах, вы знаете? ( На болотах растут росянка, клюква.)
Росянка. На болоте можно встретить удивительное хищное растение – росянку. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомые садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Жидкость, которую выделяют волоски, растворяют прилипшее к листу животное. Так росинка получает дополнительное питание.
– На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.
III.Основная часть урока
- Каких животных болот вы знаете?
(Здесь много комаров, стрекоз, водомерок, слепней. Из птиц живут кулики, цапли, журавли, чибисы и выпи. Также здесь живут лягушки, змеи.
Иногда на болота прилетают утки.)
(Демонстрация изображений животных.)
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Водомерки. Это насекомые, которые бегают по поверхности воды. Передние лапки очень короткие и используются только для захвата и удержания добычи. А две задние пары - очень длинные и тонкие. Они смазаны жироподобным веществом, благодаря чему водомерка легко и изящно скользит по водной глади. Все лето самки откладывают на поверхность воды яички, из которых вылупляются крошечные водомерки. Осенью насекомые покидают водоем и прячутся на берегу под какими-нибудь предметами. Водомерки безвредные и красивые обитатели водоемов.
Пиявки — малосимпатичные обитатели водоемов, вызывающие обычно страх и брезгливость. Опасаться нужно кровососущих — медицинскую и конскую — пиявок. Пиявки, которые обычны в наших водоемах, человеку неопасны.
Стрекозы Водоемы всегда привлекают стрекоз. Мелкие изящные разноцветные равнокрылые стрекозы (стрелки, лютки, красотки) порхают вдоль берега, периодически присаживаясь на околоводные растения. Более крупные и мощные разнокрылые стрекозы (коромысла, бабки, настоящие стрекозы) с громким стрекотом на бреющем полете проносятся над гладью воды. Стрекозы едят мелких мошек, а некоторые виды даже мальков рыб, головастиков.
Улитки. В мелких стоячих водоемах довольно легко поселяются разнообразные мелкие улитки — раковинные моллюски. Наиболее известны и широко распространены — катушки и прудовики. У катушек раковина плоская — завивается в одной плоскости. Гораздо крупнее моллюск с остроконической раковиной, закрученной в правую сторону, — прудовик
Катушки совершенно безопасны в пруду. Они могут питаться только мягкими разлагающимися органическими остатками и этим, безусловно, приносят лишь пользу . А большой прудовик — настоящий вредитель. Прожорливый поедатель всего подряд, он уничтожает любую водную растительность и в декоративном водоеме ему не место.
Цаплю, когда она летит, узнать легко: шея не вытянута вперед, как у аиста или журавля, и изогнута латинской буквой S. Крыльями машет медленно, плавно и редко когда парит.
Мода на украшения чуть было не погубила всех белых цапель на всех реках, озерах и болотах. Веками и прежде уничтожали их ради пучка белых перьев, украшавших кивера и шлемы военных.
Серая и многие другие цапли охотятся обычно так: стоит в воде на достаточно глубоком месте и ждет, когда какая-нибудь рыбешка или лягушка подплывает поближе. Тогда молниеносно выбрасывает клюв и хватает ее. Пройдется немного, если место оказалось недобычливым или перепугала она здесь всю свою добычу, и опять замрет в терпеливом ожидании охотничьей удачи.
Малая белая цапля промышляет насекомых, лягушек и рыб в воде более мелкой. Обычно не ждет, когда они подплывут, а, осторожно переставляя ноги-трости, вышагивает по болотинам. Замрет, высмотрит, кого можно съесть, и подбирается к нему незаметно, потом быстро кидается вперед и хватает клювом. Или баламутит ил ногами, выискивая разную мелочь.
Большая белая кричит редко. Голос ее — «грубый, хриплый треск». Малая любит покричать: голос — каркающее «арк-арк-арк».
(Чтение про птиц болота на стр.130-132)
IV. Закрепление пройденного
- А теперь отгадайте загадки:
* По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)
* Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица)
* Глаза - на рогах, а домок - на спине. (Улитка)
* Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея)
* Выпучив глаза сидит,
не по-русски говорит,
родилась в воде,
а живёт на земле. (Лягушка)
* Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)
* Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
* На поверхности воды
летом обитает,
Под корой, без суеты,
зиму коротает.
Ход её длиннющих ног –
водной глади мерка.
Кто б скользить ещё так мог?
Только… (Водомерка)
* Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?
(Комар)
* Как большая муха
С заострённым брюхом,
У воды летает,
Больно всех кусает.
(Слепень)
* Крылышек две пары.
Круглые глаза
Как большие фары!
Это… (Стрекоза)
- Сейчас мы поиграем в игру «Болото»
Три участника с завязанными глазами должны перейти через «болото» по "кочкам"-листам бумаги.
(Расположить «кочки» в большом шаге друг от друга. Все запоминают расположение-даже можно потренироваться походить по "кочкам" взявшись за руки.Теперь завязать всем глаза и - незаметно убирать"кочки".Зрители наблюдают как болотопроходцы старательно вспоминают расположение"кочек" и стараются не угодить в "болото")
V. Итог урока
– Я называю вам животных, а вы топаете, если они не обитают на болотах.
Медведь, кулик, цапля, ворона, лягушка, комар, куропатка, воробей, синица, аист, журавль.
- Что нового узнали на уроке?
VI. Домашнее задание
- На самоподготовке вам надо будет нарисовать болото.
Посмотрите некоторые детские рисунки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра?
– Что можете сказать об изменениях погоды?
II. Актуализация знаний, постановка цели
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы должны мне сейчас сказать сами. Закройте глаза и послушайте, в какую местность мы с вами попали. (Аудиозапись – звуки болота.)
- Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи …
Нет опоры для ноги.
(Болото)
– Сегодня мы с вами и должны будем узнать на уроке, как образуются болота, кто является их обитателями.
– Как вы понимаете, что такое болото? (Болото – это участки суши, на которых скапливается и застаивается вода.)
- Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода.
На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода.
– Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.
– Так что же полезного делают болота? (Болота очищают воду)
– Болото – это место многих видов растений и животных.
– Что мы возьмем с собой в путешествие? (Мы возьмем сапоги, палку, при помощи которой мы будем передвигаться по болоту (слега – толстая жердь)
– Чтобы узнать, какой прибор возьмем с собой, отгадайте загадку:
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(Компас)
- Компас – это прибор для ориентирования на местности, он показывает, где юг, север, запад, восток.
– На болотах растут особые растения, которые приспособились к избытку влаги.
– Одно из этих растений мох сфагнум.
– Давайте прочитаем о нем в учебнике.
(Показ учителем торфа.)
– Прочитайте об образовании каменного угля.
(Показ учителем каменного угля.)
– Так что образуют болота из остатков отмерших болотных растений?
(Торф и каменный уголь)
– Как люди используют эти полезные ископаемые?
(Они хорошо горят, поэтому их используют как топливо)
– Какие еще растения, живущие на болотах, вы знаете? ( На болотах растут росянка, клюква.)
Росянка. На болоте можно встретить удивительное хищное растение – росянку. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомые садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Жидкость, которую выделяют волоски, растворяют прилипшее к листу животное. Так росинка получает дополнительное питание.
– На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.
III.Основная часть урока
- Каких животных болот вы знаете?
(Здесь много комаров, стрекоз, водомерок, слепней. Из птиц живут кулики, цапли, журавли, чибисы и выпи. Также здесь живут лягушки, змеи.
Иногда на болота прилетают утки.)
(Демонстрация изображений животных.)
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Водомерки. Это насекомые, которые бегают по поверхности воды. Передние лапки очень короткие и используются только для захвата и удержания добычи. А две задние пары - очень длинные и тонкие. Они смазаны жироподобным веществом, благодаря чему водомерка легко и изящно скользит по водной глади. Все лето самки откладывают на поверхность воды яички, из которых вылупляются крошечные водомерки. Осенью насекомые покидают водоем и прячутся на берегу под какими-нибудь предметами. Водомерки безвредные и красивые обитатели водоемов.
Пиявки — малосимпатичные обитатели водоемов, вызывающие обычно страх и брезгливость. Опасаться нужно кровососущих — медицинскую и конскую — пиявок. Пиявки, которые обычны в наших водоемах, человеку неопасны.
Стрекозы Водоемы всегда привлекают стрекоз. Мелкие изящные разноцветные равнокрылые стрекозы (стрелки, лютки, красотки) порхают вдоль берега, периодически присаживаясь на околоводные растения. Более крупные и мощные разнокрылые стрекозы (коромысла, бабки, настоящие стрекозы) с громким стрекотом на бреющем полете проносятся над гладью воды. Стрекозы едят мелких мошек, а некоторые виды даже мальков рыб, головастиков.
Улитки. В мелких стоячих водоемах довольно легко поселяются разнообразные мелкие улитки — раковинные моллюски. Наиболее известны и широко распространены — катушки и прудовики. У катушек раковина плоская — завивается в одной плоскости. Гораздо крупнее моллюск с остроконической раковиной, закрученной в правую сторону, — прудовик
Катушки совершенно безопасны в пруду. Они могут питаться только мягкими разлагающимися органическими остатками и этим, безусловно, приносят лишь пользу . А большой прудовик — настоящий вредитель. Прожорливый поедатель всего подряд, он уничтожает любую водную растительность и в декоративном водоеме ему не место.
Цаплю, когда она летит, узнать легко: шея не вытянута вперед, как у аиста или журавля, и изогнута латинской буквой S. Крыльями машет медленно, плавно и редко когда парит.
Мода на украшения чуть было не погубила всех белых цапель на всех реках, озерах и болотах. Веками и прежде уничтожали их ради пучка белых перьев, украшавших кивера и шлемы военных.
Серая и многие другие цапли охотятся обычно так: стоит в воде на достаточно глубоком месте и ждет, когда какая-нибудь рыбешка или лягушка подплывает поближе. Тогда молниеносно выбрасывает клюв и хватает ее. Пройдется немного, если место оказалось недобычливым или перепугала она здесь всю свою добычу, и опять замрет в терпеливом ожидании охотничьей удачи.
Малая белая цапля промышляет насекомых, лягушек и рыб в воде более мелкой. Обычно не ждет, когда они подплывут, а, осторожно переставляя ноги-трости, вышагивает по болотинам. Замрет, высмотрит, кого можно съесть, и подбирается к нему незаметно, потом быстро кидается вперед и хватает клювом. Или баламутит ил ногами, выискивая разную мелочь.
Большая белая кричит редко. Голос ее — «грубый, хриплый треск». Малая любит покричать: голос — каркающее «арк-арк-арк».
(Чтение про птиц болота на стр.130-132)
IV. Закрепление пройденного
- А теперь отгадайте загадки:
* По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)
* Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица)
* Глаза - на рогах, а домок - на спине. (Улитка)
* Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея)
* Выпучив глаза сидит,
не по-русски говорит,
родилась в воде,
а живёт на земле. (Лягушка)
* Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)
* Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
* На поверхности воды
летом обитает,
Под корой, без суеты,
зиму коротает.
Ход её длиннющих ног –
водной глади мерка.
Кто б скользить ещё так мог?
Только… (Водомерка)
* Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?
(Комар)
* Как большая муха
С заострённым брюхом,
У воды летает,
Больно всех кусает.
(Слепень)
* Крылышек две пары.
Круглые глаза
Как большие фары!
Это… (Стрекоза)
- Сейчас мы поиграем в игру «Болото»
Три участника с завязанными глазами должны перейти через «болото» по "кочкам"-листам бумаги.
(Расположить «кочки» в большом шаге друг от друга. Все запоминают расположение-даже можно потренироваться походить по "кочкам" взявшись за руки.Теперь завязать всем глаза и - незаметно убирать"кочки".Зрители наблюдают как болотопроходцы старательно вспоминают расположение"кочек" и стараются не угодить в "болото")
V. Итог урока
– Я называю вам животных, а вы топаете, если они не обитают на болотах.