Статья "Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)"
Статья "Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)"
Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения учениками понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, является одной из самых актуальных задач учителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)"»
4
Приёмы работы с текстом на уроках
окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)
Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения учениками понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, является одной из самых актуальных задач учителя.
Поэтому учителю начальных классов важно научить детей различным приёмам понимания текста, применению этих приёмов на разных предметах.
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира.
В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательным текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы, как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, формировать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть правильно понят весь материал.
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.
1 этап – подготовительный (до начала чтения)
2 этап – основной (в процессе чтения)
3 этап – заключительный (после чтения)
1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес ребёнка.
Приёмы работы:
- Облако понятий - на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.
-Предварительный просмотр иллюстраций – детям предлагается просмотреть
иллюстративный материал текста, понять, о чём пойдёт речь.
Пример:1 класс. Тема: «Экскурсия в зоопарк»
- Составление пазлов – детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чём они узнают из текста, нужно собрать картинку.
Пример:1 класс.Тема: «Разнообразие животных»(на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображениями животных)
- Анонс предстоящей работы – на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста.
Пример: 4 класс. Тема: «Пётр Великий»(Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привёз в Россию новую моду на одежды и причёски? Почему этого правителя называли Великим?)
- Проблемный вопрос – классу задаётся проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста.
Пример:1 класс. Тема: «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным ) Тема:»Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)
2 этап ( основной)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.
Приёмы работы:
- Словарная работа – по ходу чтения текста дети простым карандашом подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.
- Работа с текстом – по ходу чтения статьи дети простым карандашом подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.
Пример: 4 класс. Тест по статье «У Чёрного моря»
Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря?
Какое лето вы субтропической зоне?
Благодаря чему в субтропической зоне зимы бывают тёплыми?Поясни.
Какие леса растут на Черноморском побережье Кавказа?
А)смешанные; Б)широколиственные; В)хвойные.
5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными.
6. В переводе с латинского языка суб- означает:
А) из; Б)под; В)через.
Чем питаются цикады?
А) улитками; Б)насекомыми; В)соком растений.
7. Чем питается богомол?
А) улитками; Б)насекомыми; В)соком растений.
8. Чем питается жужелица кавказская?
А) улитками; Б)насекомыми; В)соком растений.
- Восстановление деформированного текста – по ходу работы со статьёй дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.
Пример: 4 класс. Тема: «Равнины и горы России»
Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение:
С запада от Уральских гор лежит___________ равнина.
Западно-Сибирская равнина – самая плоская равнина на Земле, поэтому здесь так много________________.
В старину Уральские горы величали__________________________.
Уральские горы считают границей между _______________________________.
Горы, расположенные на юге Сибири_______________________.
- Выборочное чтение – дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.
Пример: 4 класс. Тема «Природные зоны России»
1 группа «Географы»находит и изучает материал по расположению и климату данной природной зоны.1 группа «Ботаники»изучают растительный мир. 3 группа «Зоологи»изучают животный мир. 4 группа «Экологи»готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.
- Чтение с остановками – чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Приёмы работы:
- Работа с пословицами - детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации)
Пример: 1 класс Тема « Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» ( «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)
- Дополнение текста - детям предлагается дополнить текст своими примерами.
Пример: 1класс «Азбука культурного поведения» , «Домашние питомцы»
- Игра «Плюс или минус»- учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - .
- «Ярмарка вопросов»- дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?
Пример: 4 класс по темам исторического блока.
- Составление памяток, инструкций.
Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»
- Проигрывание жизненных ситуаций - практическое применение полученной из текста информации
Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» , «Уроки общения»