РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА.
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Необходимо, чтобы в учебно-методических комплектах присутствовал материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо было бы работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта: В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Уже в букварный период начинается работа над развитием информационной культуры учащихся. В этот момент большинство детей ещё не умеют читать, поэтому вопросы задаются учителем. Ребёнок учится ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Отвечая на вопрос «Где ты живешь?», ребенок, опираясь на иллюстративный ряд, сможет расширить первоначальное знание, рассматривая картинки. Они дают ему возможность формировать представление о Родине как о месте своего проживания, расширяют представления о мире в целом. Рассмотрим часть заданий на страницах учебника математики, которые участвуют в развитии умений, направленных на получение, поиск и фиксацию информации. Без способов деятельности нет результата; нет результата – умирает и интерес, а с ним мотив. Так при изучении темы «Выражение», ребята сравнивают, а потом распределяют на две группы записи. Находят общий признак объединения. А ведь сравнение – это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между объектами наблюдения. Так, бедность характеристик при сравнении двух объектов происходит от несформированности умения описывать объект. Описание же базируется на умении неторопливо и основательно наблюдать, используя для этого все знания. На основе полученной информации в следующих заданиях учащиеся самостоятельно находят выражения с разными знаками действий. Они получают возможность научиться поиску способа решения задания с помощь рассуждений. Работая с учебным материалом, дети участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; составляют устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу; описывают по определенному алгоритму объекты наблюдения, по результатам наблюдений находят и формулируют правила, закономерности, группируют, систематизируют объекты, выделяя один-два признака. Информация, необходимая для выполнения, строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в известном. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитываются воля к достижению цели, умение довести дело до конца. В процессе такой работы воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества. Так, на основе полученной информации, сделанных выводов, учащиеся самостоятельно составляют выражения на сравнение предметов. Задания на поиск информации представлены в основном в форме рисунков. Но и в дальнейшем мы видим в учебнике не просто картинку к тексту, а специально организованные задания по анализу и сравнению. В задании для выделения «лишнего» рисунка развивается умение у ребят описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также умение группировать и систематизировать объекты, формулировать выводы по результатам наблюдений. Указывая относительное местоположение предметов ( Какие животные расположены на рисунке вверху, а какие в низу?) нацеливает учащихся на работу с информацией, а так как текст читается учителем, то у детей развивается умение воспринимать информацию на слух и понимать её, а также работать с информацией, представленной в разных формах. Думаю, что очень важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний. На страницах учебника, при изучении темы «Мера длины», содержится материал для нахождения дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, литературы; от авторитетных сверстников или взрослых; из собственных наблюдений и опыта общения. Ребята начинают рассуждать о том, для чего необходимо измерять длину, что знали об этом сами. Информацию на страницах учебника несут и сами картинки о старинных мерках измерения. Они заставляют обратиться ребят к собственному опыту, наблюдению. Какими мерками пользуется они сами в современной жизни, их родители. Здесь учитель использует простые вопросы, начинающиеся со слов «Что?», «Для чего?», «Где?», вовлекая, таким образом, в активную работу ту сторону мышления своих учеников, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая на вопросы, ребёнок формирует базу знаний по изучаемому материалу, создаёт платформу для дальнейшего погружения в тему. При изучении предмета «Окружающий мир» большое значение имеет умение работать с научно-познавательным текстом. Дети учатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое. Начиная с первых уроков изучения курса, учащиеся на страницах учебника встречаются с заданиями, требующими для своего решения дополнительной информации и, как следствие, поиска необходимого информационного источника. На страницах учебника эти задания обозначены значком со значением «Поиск дополнительного материала, исследование», который на уровне опознавания задания определяет направленность познавательной деятельности учащегося. В процессе обучения происходит наращение способов кодирования информации и как следствие способов декодирования (перевода информации из одной знаковой единицы в другую). На эти операционные действия ориентированы задания, используемые в учебниках «Окружающий мир» с первого по четвертый классы. Основными знаковыми единицами выступают: условные обозначения с легенд карт и планов, обозначение времени на циферблате часов, единицы измерения времени и температуры, обозначение сторон света, символы, обозначающие показатели погоды, исторические даты и лента времени. Изучение учебника как основного инструмента, определяющего направление и содержание обучения, является необходимым элементом формирования учебной деятельности младших школьников. Знакомство с аппаратом учебника начинается с первого класса. Учащиеся знакомятся с людьми, которые его создали, авторами и художниками, учатся использовать заключительный раздел учебника «Содержание» для поиска необходимой информации. Обучающиеся знакомятся с системой значков, определяющих направленность заданий на выполнение той или иной деятельности, а также справочным материалом (краткой библиографией известных людей, предметным указателем, словарём терминов, приложением разных карт). Как важно на уроке задать правильный вопрос, который подтолкнул бы ученика или класс к размышлению. Как трудно зачастую задать такой вопрос. От качества формулирования вопроса зависит и конечный результат мыслительной деятельности ученика. Если вопрос интересен, вовлекает в рассуждения, на него хочется отвечать, возникает желание размышлять по его поводу, искать варианты ответов. Отсюда и вытекает важный вывод, состоящий в том, что учитель должен уметь так формулировать вопросы, чтобы они раскрывали интеллектуальный, творческий потенциал ученика и давали возможность почувствовать себя первооткрывателем. Существует множество различных классификаций вопросов, так же, как и технологий формулирования вопросов. Классификация вопросов, разработанная американским психологом Б. Блумом, включает в себя шесть типов вопросов, способствующих развитию мышления субъекта познания: _ простые вопросы, _ уточняющие вопросы, _ вопросы интерпретации, _ оценивающие вопросы, _ творческие вопросы, _ практические вопросы. Например, на уроках литературного чтения можно попросить класс объяснить тот или иной поступок героя сказки или рассказа. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков. Простые вопросы - это вопросы, требующие знания фактического материала, вопросы, работающие на запоминание. Как правило, они начинаются с вопросительных слов «Что?», «Где?», «Когда?» и т.д. Вопросы подобного типа стоит использовать тогда, когда учителю нужно вовлечь в активную работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая, ученик формирует базу знаний по изучаемому материалу. Уточняющие вопросы направлены на уточнение у ученика уже полученной от него информации. Вопросы практического типа позволяют ребёнку стать участником процесса, они направлены на практическое применение информации, знаний и на представление, формирование чёткой проекционной картинки. Считаю, что для формирования информационных умений, в УМК системы развивающего обучения. Л.В.Занкова, присутствует материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо было бы работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать ее сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА. »
Развитие умений работать с информацией средствами развивающего обучения Л.В. Занкова
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА.
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Необходимо, чтобы в учебно-методических комплектах присутствовал материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо было бы работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта: В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Уже в букварный период начинается работа над развитием информационной культуры учащихся. В этот момент большинство детей ещё не умеют читать, поэтому вопросы задаются учителем. Ребёнок учится ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Отвечая на вопрос «Где ты живешь?», ребенок, опираясь на иллюстративный ряд, сможет расширить первоначальное знание, рассматривая картинки. Они дают ему возможность формировать представление о Родине как о месте своего проживания, расширяют представления о мире в целом. Рассмотрим часть заданий на страницах учебника математики, которые участвуют в развитии умений, направленных на получение, поиск и фиксацию информации. Без способов деятельности нет результата; нет результата – умирает и интерес, а с ним мотив. Так при изучении темы «Выражение», ребята сравнивают, а потом распределяют на две группы записи. Находят общий признак объединения. А ведь сравнение – это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между объектами наблюдения. Так, бедность характеристик при сравнении двух объектов происходит от несформированности умения описывать объект. Описание же базируется на умении неторопливо и основательно наблюдать, используя для этого все знания. На основе полученной информации в следующих заданиях учащиеся самостоятельно находят выражения с разными знаками действий. Они получают возможность научиться поиску способа решения задания с помощь рассуждений. Работая с учебным материалом, дети участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; составляют устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу; описывают по определенному алгоритму объекты наблюдения, по результатам наблюдений находят и формулируют правила, закономерности, группируют, систематизируют объекты, выделяя один-два признака. Информация, необходимая для выполнения, строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в известном. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитываются воля к достижению цели, умение довести дело до конца. В процессе такой работы воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества. Так, на основе полученной информации, сделанных выводов, учащиеся самостоятельно составляют выражения на сравнение предметов. Задания на поиск информации представлены в основном в форме рисунков. Но и в дальнейшем мы видим в учебнике не просто картинку к тексту, а специально организованные задания по анализу и сравнению. В задании для выделения «лишнего» рисунка развивается умение у ребят описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также умение группировать и систематизировать объекты, формулировать выводы по результатам наблюдений. Указывая относительное местоположение предметов ( Какие животные расположены на рисунке вверху, а какие в низу?) нацеливает учащихся на работу с информацией, а так как текст читается учителем, то у детей развивается умение воспринимать информацию на слух и понимать её, а также работать с информацией, представленной в разных формах. Думаю, что очень важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний. На страницах учебника, при изучении темы «Мера длины», содержится материал для нахождения дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, литературы; от авторитетных сверстников или взрослых; из собственных наблюдений и опыта общения. Ребята начинают рассуждать о том, для чего необходимо измерять длину, что знали об этом сами. Информацию на страницах учебника несут и сами картинки о старинных мерках измерения. Они заставляют обратиться ребят к собственному опыту, наблюдению. Какими мерками пользуется они сами в современной жизни, их родители. Здесь учитель использует простые вопросы, начинающиеся со слов «Что?», «Для чего?», «Где?», вовлекая, таким образом, в активную работу ту сторону мышления своих учеников, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая на вопросы, ребёнок формирует базу знаний по изучаемому материалу, создаёт платформу для дальнейшего погружения в тему. При изучении предмета «Окружающий мир» большое значение имеет умение работать с научно-познавательным текстом. Дети учатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое. Начиная с первых уроков изучения курса, учащиеся на страницах учебника встречаются с заданиями, требующими для своего решения дополнительной информации и, как следствие, поиска необходимого информационного источника. На страницах учебника эти задания обозначены значком со значением «Поиск дополнительного материала, исследование», который на уровне опознавания задания определяет направленность познавательной деятельности учащегося. В процессе обучения происходит наращение способов кодирования информации и как следствие способов декодирования (перевода информации из одной знаковой единицы в другую). На эти операционные действия ориентированы задания, используемые в учебниках «Окружающий мир» с первого по четвертый классы. Основными знаковыми единицами выступают: условные обозначения с легенд карт и планов, обозначение времени на циферблате часов, единицы измерения времени и температуры, обозначение сторон света, символы, обозначающие показатели погоды, исторические даты и лента времени. Изучение учебника как основного инструмента, определяющего направление и содержание обучения, является необходимым элементом формирования учебной деятельности младших школьников. Знакомство с аппаратом учебника начинается с первого класса. Учащиеся знакомятся с людьми, которые его создали, авторами и художниками, учатся использовать заключительный раздел учебника «Содержание» для поиска необходимой информации. Обучающиеся знакомятся с системой значков, определяющих направленность заданий на выполнение той или иной деятельности, а также справочным материалом (краткой библиографией известных людей, предметным указателем, словарём терминов, приложением разных карт). Как важно на уроке задать правильный вопрос, который подтолкнул бы ученика или класс к размышлению. Как трудно зачастую задать такой вопрос. От качества формулирования вопроса зависит и конечный результат мыслительной деятельности ученика. Если вопрос интересен, вовлекает в рассуждения, на него хочется отвечать, возникает желание размышлять по его поводу, искать варианты ответов. Отсюда и вытекает важный вывод, состоящий в том, что учитель должен уметь так формулировать вопросы, чтобы они раскрывали интеллектуальный, творческий потенциал ученика и давали возможность почувствовать себя первооткрывателем. Существует множество различных классификаций вопросов, так же, как и технологий формулирования вопросов. Классификация вопросов, разработанная американским психологом Б. Блумом, включает в себя шесть типов вопросов, способствующих развитию мышления субъекта познания: _ простые вопросы, _ уточняющие вопросы, _ вопросы интерпретации, _ оценивающие вопросы, _ творческие вопросы, _ практические вопросы. Например, на уроках литературного чтения можно попросить класс объяснить тот или иной поступок героя сказки или рассказа. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков. Простые вопросы - это вопросы, требующие знания фактического материала, вопросы, работающие на запоминание. Как правило, они начинаются с вопросительных слов «Что?», «Где?», «Когда?» и т.д. Вопросы подобного типа стоит использовать тогда, когда учителю нужно вовлечь в активную работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая, ученик формирует базу знаний по изучаемому материалу. Уточняющие вопросы направлены на уточнение у ученика уже полученной от него информации. Вопросы практического типа позволяют ребёнку стать участником процесса, они направлены на практическое применение информации, знаний и на представление, формирование чёткой проекционной картинки. Считаю, что для формирования информационных умений, в УМК системы развивающего обучения. Л.В.Занкова, присутствует материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо было бы работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать ее сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта.