kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие логических универсальных учебных действий в процессе учебно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) важной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности младшего школьника, т.е. формирования умений принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать результат.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие логических универсальных учебных действий в процессе учебно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира"»

Выполнила: Шешенина Ангелина, студентка 46 группы

специальность 44.02.02.

«Преподавание в начальных классах»

Статья на тему «Развитие логических УУД в процессе учебно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира»

Актуальность данной темы заключается в том, что в эпоху, когда личность стоит на первом месте в социальном и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации.

Согласно ФГОС НОО важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В начальной школе формирование познавательной активности базируется на сформированности логических действий. Именно логические УУД позволяют учащимся научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Познавательные универсальные действия включают в себя логические учебные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  2. синтез - составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  3. выбор критериев для сравнения, классификации объектов;

  4. подведение под понятие, выведение следствий;

  5. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  6. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  7. доказательство;

  8. выдвижение гипотез и их обоснование

В «Планируемых результатах начального общего образования» познавательные УУД разделены на группы по принципу возможности достижения учеником определённого результата. Выделяются «базовый» и «повышенный» уровни. «Базовый» уровень - это уровень освоения УУД, который ожидается у выпускников, он приводится в блоке «Выпускник научится». Овладение УУД, заявленными в базовом уровне, необходимо для успешного обучения в начальной школе. «Повышенный» уровень приводится в блоке «Выпускник получит возможность научиться» и содержит те УУД, которыми смогут овладеть только отдельные мотивированные и способные учащиеся.

Таким образом, к окончанию начальной школы обучающийся должен овладеть целым комплексом познавательных логических УУД – ставить познавательную цель и выбирать средства для ее достижения, осуществлять информацию, проводить её анализ, синтез, сравнение, осознанно строить речевое высказывание, ставить проблему творческого и поискового характера и решать ее, анализировать собственную учебную деятельность.

Проанализировав выполнение учащимися начальных классов таких логических операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, можно сделать вывод, что основные особенности развития логических УУД у младших школьников заключаются в: преобладании деятельного, чувственного анализа над абстрактным; осуществлении синтеза в наглядной ситуации, не отрываясь от действий с предметами; несформированности основных умений для осуществления обобщения; неумении определять значимые признаки, заменяя их на внешние яркие признаки предметов.

Для этого необходимо создание педагогических условий, способствующих наиболее успешному развитию логических УУД у младших школьников, значительному росту уровня овладения учащимися учебным материалом. Структура учебного материала должна быть направлена на обоснованное и самостоятельное приобретение знаний школьниками на базе применения и обобщения их опыта. Важна направленность не только на результат обучения, но и на его процесс. Осуществление идей личностно-ориентированного подхода способствует выведению каждого школьника на высокий уровень формирования логического мышления, что будет способствовать успеху при овладении учебным материалом в школе на последующих этапах образования. Формирование комплекса вариативных заданий, соответствующей как возрастным, так и индивидуальным характеристикам личности школьника, степени развития его логических УУД, также составляет педагогическое условие развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.

Таким образом, включение в обучение младших школьников приемов технологии развития критического мышления, проблемной ситуации, опытно-исследовательской деятельности, метода проекта позволит создать условия для развития логических УУД.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Большими возможностями в формировании логических УУД обучающихся располагают уроки окружающего мира. Как говорил К.Д. Ушинский «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шешенина Ангелина Александровна

Дата: 12.06.2020

Номер свидетельства: 553185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок Окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину ?"
    ["seo_title"] => string(97) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-tiema-uroka-pochiemu-v-liesu-my-budiem-sobliudat-tishinu"
    ["file_id"] => string(6) "270403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451112678"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности через участие обучающихся  в предметных и творческих конкурсах. "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-uchastiie-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-i-tvorchieskikh-konkursakh"
    ["file_id"] => string(6) "110882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406726367"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Методика освоения логических действий в процессе познания окружающей природы младшими школьниками."
    ["seo_title"] => string(106) "mietodikaosvoieniialoghichieskikhdieistviivprotsiessiepoznaniiaokruzhaiushchieiprirodymladshimishkolnikami"
    ["file_id"] => string(6) "289539"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454835497"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства