"Развитие логических универсальных учебных действий в процессе учебно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира"
"Развитие логических универсальных учебных действий в процессе учебно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира"
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) важной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности младшего школьника, т.е. формирования умений принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие логических универсальных учебных действий в процессе учебно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира"»
Выполнила: Шешенина Ангелина, студентка 46 группы
специальность 44.02.02.
«Преподавание в начальных классах»
Статья на тему «Развитие логических УУД в процессе учебно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира»
Актуальность данной темы заключается в том, что в эпоху, когда личность стоит на первом месте в социальном и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации.
Согласно ФГОС НОО важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В начальной школе формирование познавательной активности базируется на сформированности логических действий. Именно логические УУД позволяют учащимся научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные универсальные действиявключают в себя логические учебные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез - составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование
В «Планируемых результатах начального общего образования» познавательные УУД разделены на группы по принципу возможности достижения учеником определённого результата. Выделяются «базовый» и «повышенный» уровни. «Базовый» уровень - это уровень освоения УУД, который ожидается у выпускников, он приводится в блоке «Выпускник научится». Овладение УУД, заявленными в базовом уровне, необходимо для успешного обучения в начальной школе. «Повышенный» уровень приводится в блоке «Выпускник получит возможность научиться» и содержит те УУД, которыми смогут овладеть только отдельные мотивированные и способные учащиеся.
Таким образом, к окончанию начальной школы обучающийся должен овладеть целым комплексом познавательных логических УУД – ставить познавательную цель и выбирать средства для ее достижения, осуществлять информацию, проводить её анализ, синтез, сравнение, осознанно строить речевое высказывание, ставить проблему творческого и поискового характера и решать ее, анализировать собственную учебную деятельность.
Проанализировав выполнение учащимися начальных классов таких логических операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, можно сделать вывод, что основные особенности развития логических УУД у младших школьников заключаются в: преобладании деятельного, чувственного анализа над абстрактным; осуществлении синтеза в наглядной ситуации, не отрываясь от действий с предметами; несформированности основных умений для осуществления обобщения; неумении определять значимые признаки, заменяя их на внешние яркие признаки предметов.
Для этого необходимо создание педагогических условий, способствующих наиболее успешному развитию логических УУД у младших школьников, значительному росту уровня овладения учащимися учебным материалом. Структура учебного материала должна быть направлена на обоснованное и самостоятельное приобретение знаний школьниками на базе применения и обобщения их опыта. Важна направленность не только на результат обучения, но и на его процесс. Осуществление идей личностно-ориентированного подхода способствует выведению каждого школьника на высокий уровень формирования логического мышления, что будет способствовать успеху при овладении учебным материалом в школе на последующих этапах образования. Формирование комплекса вариативных заданий, соответствующей как возрастным, так и индивидуальным характеристикам личности школьника, степени развития его логических УУД, также составляет педагогическое условие развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
Таким образом, включение в обучение младших школьников приемов технологии развития критического мышления, проблемной ситуации, опытно-исследовательской деятельности, метода проекта позволит создать условия для развития логических УУД.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Большими возможностями в формировании логических УУД обучающихся располагают уроки окружающего мира. Как говорил К.Д. Ушинский «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».