Оборудование: камни разные по размеру, по форме, по цвету; сундучок, поднос, лупа; ёмкость для воды, кувшин, вёдра детские, корзина с мячами малого размера; обручи, гимнастические палки, пластилин, поролоновые губки, бумажные полотенца.
Ход образовательной деятельности
Утреннее приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО!!!
Организационный момент:
Воспитатель: — Ребята, у меня есть волшебный сундучок, но открыть его мы сможем только тогда, когда отгадаем загадку.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?
Дети: — Камень.
Воспитатель предлагает детям выложить камни на поднос.
Беседа о камнях.
Вопросы к детям:
1. Где можно в природе увидеть камни? (В воде, на земле.)
— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
2. Для чего нужны камни? (Строить дома, дороги, сооружать памятники, благоустраивать клумбы, камни используют в аквариумах.)
Показ иллюстраций. Наблюдение за камнями.
— Ребята, посмотрите внимательно на камушки, какие они все разные. На какие геометрические фигуры они похожи? (Круг, овал, треугольник.) Значит, какими могут быть камни? (Ответы детей.)
Вывод: камни бывают разной формы.
Цвет.
— Ребята, а какого цвета у вас камни? (Белый, серый, чёрный, коричневый.) Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга? (Ответы детей.)
Вывод: камни отличаются по цвету.
Величина.
— Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни.)
Вывод: камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются по величине.
Экспериментальная деятельность с камнями.
Опыт № 1. Сравнение веса.
Дети в одной руке держат камень, а в другой губку и определяют, что тяжелее.
Затем предлагается положить камень, губку на стол и подуть. (Дыхательная гимнастика)
Вывод: камни тяжелые.
Опыт № 2. Определение твёрдости.
— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей.)
— Почему? (Камни твёрдые, а пластилин мягкий.)
— Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.
Дети: Стучат.
Воспитатель:
В руки камушки мы взяли.
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так
Не разбить их нам никак.
Вывод: значит, камни твёрдые.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
— Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
(Дети делятся открытиями)
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
— Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
— Что интересного вы увидели через лупу, ребята?
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, разводы, дырочки и т. д.).
— Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду — истину? (Предложения детей.)
Опыт № 5. Плавучесть.
Дети берут камни и по очереди опускают их в ёмкость с водой. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления — по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Организация игровой деятельности.
Игра называется Игра " Где купался, Иванушка?"
Ход: Дети садятся на скамейку. Одного из них назначают Иванушкой. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони "чашечкой" и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, камешек.
Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят:
- Где купался, Иванушка?
- Среди белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня...
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня.
В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камешек.
К тому времени, когда дети заканчивают произносить текст, все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камешек.
Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камешек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.
Игра повторяется.
— Ребята, сегодня мы с вами очень интересно и дружно провели время. Вы узнали много нового о камнях , поиграли ,на прогулке построим «дорожку здоровья»
Организация трудовой деятельности на прогулке.
— Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации различных построек из камней. Давайте построим на нашем участке из камней «дорожку здоровья»