Цель: развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- закреплять навыки ориентировки в пространстве относительно себя;
- устанавливать правильную последовательность чисел в числовом ряду;
- устанавливать связь между числом предметов и цифрой;
- упражнять в назывании предыдущего и последующего числа к названному и обозначенному цифрой,
- закреплять знания основных геометрических фигур;
- совершенствовать умение устанавливать равенство при сравнении;
- развивать внимание, мыслительные операции, речь, мелкую моторику руки;
- способствовать развитию логического мышления;
- воспитывать любовь к природе, умение слушать друг друга и воспитателя, самостоятельно выполнять задание, усидчивость.
Материал: ручей, «камни», «туча» с геометрическими фигурами, наглядность муравья.
Раздаточный материал: счетные палочки, карточки с цифрами для игры «Молчанка», простые карандаши, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Оформление группы: «лес поздней осенью»
Ход:
1.Орг. момент: приветствие гостей, круг радости.
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы пригласили гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!
- Дорогие гости, дарим вам наше тепло в виде солнышек!
2.- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
-Давайте перечислим месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) и на каз. яз.
-А сейчас какой месяц осени? ( Ноябрь)
-Какой он по счету? (третий)
- Осень все изменила, да и в лесу, наверно, необычно. А давайте-ка отправимся на экскурсию в лес.
Вы согласны?
Говорят, волшебный лес
Полон сказочных чудес.
А давай-ка поспешим
Да на чудо поглядим. Раз, два, три покружись и в волшебном лесу окажись!
- Вот мы и попали в лес. Ой, что это?( ручей)
- А какой он? (широкий)
- А еще какой ручеек бывает ? (узкий)
- Мы сможем пройти через ручей? А что нужно сделать? (пойти в другую сторону, по другой тропинке, построить мостик, переплыть на лодке)
-Я предлагаю вам пройти по большим камням. Но камни необычные. Что это на них? (цифры)
-Ребята, камни берем по порядку. Идет Толя. (Я беру камень с цифрой 1)
-Какой он будет по счету?(первый) и т.д.
-Итак, Считаем.(1,2,3,4,5- вот и суша вдруг опять!)
- Ой, ребята, как здесь свежо! Давайте вдохнем свежий воздух, глубоко вдыхаем и шагаем.
Смотрите-ка да здесь царство бабы-яги! Кругом тучи да темень такая! А чтобы их разогнать, мы должны вспомнить геометрические фигуры. Я показываю, а вы называете, Маша… Дети:
-Это круг.
-Молодец. Ярослав?( показ воспитателя)
-Это прямоугольник.
-Что есть у прямоугольника? (4 стороны,4 угла)
-Хорошо, Арина?(показ геометрической фигуры воспитателем)
-Это треугольник.У него есть 3 стороны и 3 угла.
-умница. Артур?
-Это квадрат.
-Правильно. Что есть у квадрата?(4 стороны,4 угла)
-Какая из фигур лишняя? (круг)
_Почему? (У круга нет сторон и углов)
- Справились с заданием! Миновали «царство Бабы-яги». А вот и попали в лесную школу.
- Проходите на свои рабочие места, тихонечко садитесь.
- Столик - это не кровать и нельзя на нем лежать,
Ответить хочешь - не кричи, а только руку подними.
- Муравей за лето построил не один муравейник. Все домики разные. Давайте построим домики из счетных палочек.
-Возьмите 3 счетные палочки. Как вы думаете, Дима, из 3-х палочек, какую фигуру можно выложить? (треугольник)
- Правильно, выкладываем слева направо первую фигуру.
-А если 4 палочки? (Квадрат)
-А как по-другому называется квадрат, Наташа?(четырехугольник)
-Соня, сколько палочек нужно взять?(4)
-А если 5 счетных палочек?(пятиугольник)
- Сложное задание. Посчитайте внимательно палочки.
-Хорошо, с заданием справились, собираем палочки, кладем в пенал и на край стола.
-Вышли из-за столов, отдохнем.
Физминутка
Мы по лесу идем, Листья сыплются дождем, Ветер поднимается, Листья опускаются.
Мы шагаем, мы шагаем, Никогда не отстаем, Руки кверху поднимаем, Приседаем и встаем.
-Вот вы стоите. Покажите мне правую руку, а теперь левую.
-А где расположена доска по отношению к вам? Спереди или сзади? Можно хором.(спереди)
- А где расположен шкаф для игрушек по отношению к вам? (сзади)
- Где расположен аквариум по отношению к вам? Слева или справа?(справа)
-А где окна расположены по отношению к вам?(слева)
-Хорошо, садитесь тихонечко.
-Перед вами числовой ряд. Игра называется «Молчанка».Главное правило в этой игре- разговаривать нельзя. Ответы показываем с помощью карточки. Будьте внимательны. Итак, приготовились:
-Сколько пальцев на правой руке?
-Сколько глаз у светофора?
-Сколько хвостов у двух котов?
-Сколько ушей у двух мышей?
-Сколько лап у рыжей кошки?
-Сколько раз в году бывает день рождения? Молодцы, ребята!
-Да кто же это так топает да пыхтит? («входит» ежик)
- Поздней осенью строит свое зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень.
Еж: -Ребята, а я вас ожидал увидеть в лесу и приготовил гостинцы: грибочки, но сначала помогите мне.
-А что мы должны сделать?
- Вот я копошусь среди листьев-чисел, а соседей числа никак не найду!
Воспитатель:
-Ребята, я буду называть число, и показывать цифру, а вы назовите сначала предыдущее число, затем последующее.( беру из кучки листьев цифру, показываю детям,они отвечают)
-соседи числа 2--1и 3, соседи числа 4--3и5, числа 3—2и4
Еж:- спасибо, вот теперь я буду всю зиму спать спокойно под теплым одеялом. А грибочки уже перед вами.
Дети: -Рахмет,кірпі!
В: -Пройдите за столы, перед вами следующее задание. Соедините карточки с нужной цифрой.
Самостоятельная работа детей. (под музыку)
-Справились с заданием, отлично!
-А сейчас снова поиграем.
Давайте все встанем в круг, я буду задавать вопрос, а вы внимательно слушать и отвечать.
(воспитатель говорит считалку)
-Мы собрались поиграть, но пора же начинать.
Раз, два, три, начинаешь ты.
- Сначала, вы будете отвечать на вопросы: «Да или Нет» (воспитатель задает вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает и кидает мяч воспитателю)
В пустом стакане есть орехи?
Снег идет летом?
У квадрата есть углы?
Суп едят вилкой?
Дерево выше, чем куст?
Морковь бывает синяя?
Понедельник после вторника?
Берлога медведя на ветке?
Рыба летает?
В неделе 7 дней?
- А сейчас я буду называть слова, а вы будете называть противоположное слово.
Ты низкий, а папа (высокий)
Ветка тонкая, а дерево (толстое)
Река широкая, а ручей (узкий)
Стул большой, а стульчик (маленький)
Вата легкая, а камень (тяжелый)
Червячок короткий, а змея (длинная)
Снег холодный, а чай (горячий)
Снег белый, а лимон (желтый)
- Молодцы! Смотрите, ребята, здесь какая-то корзина, а в ней записка от зверей. Они благодарны вам за то,что вы очень много знаете и за это угощают вас дарами леса. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад.
1,2,3, покружись и снова в группе окажись!
-Вот и наша любимая группа!
-Ребята, вам понравилась экскурсия?
Вы много препятствий преодолели на своем пути.
-Что вам запомнилось больше всего? Какие задания выполняли? (ответы детей)
Мы знаем,как вести себя в лесу, так давайте и нашим гостям вручим памятки!