Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Дружба»
Анастасия Свинухова
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Дружба»
Тема: «Дружба»
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
- развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру;
- формировать умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других;
- развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения;
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других;
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку;
- закреплять умение участвовать в совместной игре;
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Интеграция: «Познавательное развитие»
- обобщение знания детей по теме дружба.
- формирование умения из частей составлять единое целое.
«Речевое развитие»:
- закрепление знания пословиц и стихов о дружбе.
«Физическое развитие»:
- закрепление умений выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз
«Художественно-эстетическое развитие»:
- совершенствование навыков рисования цветными карандашами;
- формирование опыта рисования разного настроения
Ход:
Вводная часть
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся
Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.
Основная часть
Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг?
Дети: дружба – это взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту, а друг - это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях.
Воспитатель: А вы - дружные ребята?
Дети: да
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга
Воспитатель: А с чего начинается дружба?
Дети: с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов
Воспитатель: С чем можно сравнить крепкую дружбу?
Дети: с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней
- Почему мы называем другом только некоторых людей?
- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
Рассказы детей.
Воспитатель: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам поиграть в добрые слова.
У меня есть «клубочек дружбы», который я передам (называю имя ребенка). Мы будем передавать клубочек друг другу с добрым пожеланием или комплиментом. С добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?
Дети: (хорошее, грустное, веселое)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.
Физкультминутка. «Если есть хороший друг».
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но еще не все пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Первый секрет дружбы.
Воспитатель: Хотите узнать первый дружбы секрет?
Дети: да
Воспитатель: Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
Дети: с улыбки
Воспитатель: Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?
Дети: с тем, который улыбается
Воспитатель: Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.
Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет?
Дети: улыбка.
Второй секрет дружбы.
Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.
Воспитатель: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили?
Дети: друзья должны помогать друг другу
Воспитатель: Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет?
Дети: Помощь.
Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба - дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
7. Друзья познаются в беде.
Третий секрет дружбы.
Проблемные ситуации
«Два друга Ваня и Леша играли в футбол. Вдруг Леша пнул мячик так сильно, что попал Ване мячом в руку. Ваня заплакал и обиделся на Лешу»
Воспитатель: Как можно помирить Лешу и Ваню? Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
• Соблюдай правила.
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
- Кто в нашей группе умеет мирно жить?
- Кто умеет мириться?
-Какие вы знаете мирилки?
«Мирилка».
Не забывайте их!
А вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет?
Дети: Мир.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Уроки доброты
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Вы догадались, что за секрет дружбы?
Дети: Это доброта.
Воспитатель: Каким надо быть по отношению к другу?
Дети: добрым
Воспитатель: Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.
Пятый секрет дружбы
Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет. Давайте повторим их?
Дети: улыбка, помощь, мир, доброта
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!
«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»
Воспитатель: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть какими?
Дети: честными.
Воспитатель: Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет?
Дети: Честность.
Воспитатель: Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:
Дети:
• улыбка
• помощь
• мир
• доброта
• честность
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал?
Дети: потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям
Воспитатель: Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал?
Дети: не смог ответить на вопрос.
Заключительная часть
Воспитатель: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).