Цель: расширение знаний детей о природно-климатической зоне Земли – пустыне.
Задачи:
- Познакомить детей с природно-климатической зоной – пустыня.
- Формировать представления детей о пустыне, ее особенностях, животном и растительном мире.
- Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни.
- Воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.
- Словарная работа: пустыня, барханы, песчаные бури, оазис, бедуины, бурнус, куфью.
Методические приемы:
- Рассказ воспитателя
- Объяснение
- Вопросы к детям
- Дидактическая игра
Цель дидактической игры: закрепление знаний, полученных в ходе занятия.
Задачи дидактической игры:
- Закрепить знания детей о пустыне.
- Развивать логическое мышление, внимание.
Правила: на интерактивной доске выведены слайды, на которых дети должны найти и убрать тех животных и растения, которые не живут в пустыне, а нужные оставить.
Оборудование и материалы: интерактивная доска.
Обстановка: кабинет информатики.
Связь с другими областями:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
Ход: Безгранична и многообразна природа нашей страны. Много удивительного можно узнать о животном и растительном мире родного края. У нас есть горы, реки, болота и озера, леса и пустыни, богатейший растительный и животный мир. Мы знаем, что существуют природно-климатические зоны. Но откуда появились эти зоны? (слайд 2) А дело в том, что планета Земля имеет форму шара, (слайд 2) поэтому солнечные лучи нагревают ее поверхность неодинаково. И это самая главная причина образования природно-климатических зон.
(слайд 3) Ну а куда мы сегодня отправимся с вами в путешествие, вы узнаете из загадки:
На север ли, восток,
На запад или юг
Идешь, и все – песок,
Один песок вокруг.
Там не видать зверей
И не цветут цветы,
Лишь ящериц и змей
Увидеть можешь ты.
Правильно, мы с вами сегодня побываем в пустыне, а отправимся мы туда на самолете.
(слайд 4)Но нужно посмотреть на карту, куда же нам лететь? каким цветом обозначены на карте пустыни? а почему оранжевым, что этот цвет означает? (песок)
(слайд 5) Ну, теперь присаживайтесь по удобнее, наше путешествие начинается!
(слайд 6) Ребята, посмотрите, как тут жарко и солнечно, где же мы находимся?
Правильно, мы с вами прилетели в пустыню, одну из самых жарких и сухих мест на Земле. Пустыней называется любое место, где очень-очень сухо и нет земли. (слайд 6) Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко.
Но не все пустыни – песчаные. (слайд 6) Бывают ещё каменистые пустыни, где под ногами не песок – а камни.
(слайд 7) Поверхность пустыни холмистая. Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, (слайд 7) которые называются барханы. Барханы (слайд 7) могут перемещаться с помощью ветра.
В пустыне так же часто возникают песчаные бури (слайд 8), возникают они, когда над пустыней дуют сильные ветра, которые поднимают тучи песка, из-за чего становится трудно дышать. (слайд 8) Если как следует не подготовиться к буре, песок может попасть в рот, глаза, уши.
(слайд 9) Может показаться, что в пустыне совсем никто не живет. Но, оказывается, некоторые растения и животные могут выжить в таких условиях. Они приспособились к высокой температуре и отсутствию воды.
(слайд 10) Растительность пустыни, безусловно, бедная. Растения не образуют сплошного покрова. (слайд 10) Они растут пучками, редкими кустиками. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. (слайд 10) А у некоторых вместо листьев – колючки. Например, кактусы выживают в такой жаре, благодаря тому, что запасают воду в стеблях, похожих на губку. (слайд 10) Ствол наполняется водой после дождя и толстеет. (слайд 10) У растений пустыни очень длинные корни, которые нужны для того, чтобы доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй.
Давайте еще раз посмотрим самые распространенные растения, которые могут жить в таких суровых условиях. (слайд 11) Это кактусы, мастиковое дерево, саксаул, верблюжья колючка, а так же цветущие растения – (слайд 11) белые лилии, красные маки.
(слайд 12) А встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности.
(слайд 13) Животный мир пустыни тоже своеобразен. (слайд 13) Животные нетребовательны к пище и воде. Им присуща «пустынная» окраска — жёлтые, светло-бурые и серые тона. Они приспособились к сильной жаре. ( слайд 14) Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, (слайд 14) появляясь только ночью, чтобы поохотиться или попастись.
Одна проблема животных пустыни – нет воды. (слайд 15) Например, ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Обратите на специальные зубчики на пальцах, которые не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку.
Давайте посмотрим еще некоторых животных пустыни. (слайд 16) вот ящерицы, антилопы - джейран, ящерица варан – которому называют пустынным крокодилом, скорпионы, филин, страус,
(слайд 16) змеи, суслики, жук-скарабей,
и верблюд – «корабль в пустыне», как его называют. (слайд 17) Шерстяной покров помогает животному пережить дневную жару и ночной холод. В горбах накапливается жир, который легко превращается в воду и помогает верблюдам утолять жажду изнутри. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд.(слайд 17) В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться.
(слайд 18) Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вот мы с вами и добрались до этого места.
Но и тут озеро бывает,
Где и путник, и верблюд
Жажду утоляют. (Оазис)
(слайд 19) Места в пустыне, где есть водоём, называют оазисом. (слайд 19) В оазисах растут пальмы, появляются заросли кустарников и трав. (слайд 19) В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец. В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды.
(слайд 20) Но не только в оазисах живут люди, оказывается, и в пустыне можно встретить людей, которые тысячелетиями обитают в этой засушливой местности. (слайд 20) Таких людей называют – бедуинами. Они очень выносливы и хорошо приспособились ко всем тяготам пустынной жизни. (слайд 20) Живут бедуины в шатрах, которые объединяются в деревни. (слайд 20) Для защиты от летящего песка и горячего солнца бедуины в пустынях носят длинную свободную одежду, она называется бурнус, а на голову надевают платок – куфью.
Ну вот, ребята, мы с вами долго путешествовали, пора отправляться в сад.
(слайд 21) Присаживайтесь по удобнее, наше путешествие заканчивается.
Давайте с вами немного поиграем, вспомнив животных и растений, которые живут в пустыне. Готовы? (слайд 22)
(слайд 23) - куда мы сегодня летали на самолете?
- что значит само слово «пустыня»?
- какие явления, происходящие в пустыне, вы запомнили?
- какие животные обитают в пустыне?
- Какое животное называют «кораблём пустыни»?
- какие растения растут в пустыне?
- почему у растений длинные корни?
- что такое оазис?
- как называют людей, которые живут в пустыне?
Молодцы, ребята, сегодня мы с вами побывали в пустыне – одном из самых засушливых мест на земле. Вам понравилось? Мы полетим туда еще? Хорошо, а на следующем занятии мы побываем с вами в другой природно-климатической зоне.