kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Почему мы любим чай?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена изучению традиций русского чаепития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Почему мы любим чай?"»

12



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Тохтуевская СОШ»







Почему мы любим чай?




Автор:

Капусткина Катерина,

4 класс

Руководитель:

Хохлова Наталья Борисовна,

учитель начальных классов









П.Тюлькино

2021 – 2022 учебный год






АННОТАЦИЯ

Работа посвящена изучению традиций русского чаепития.

Была поставлена следующая цель: узнать особенности традиции чаепития в России.

Задачи:

  • Познакомиться с историей появления чая в России.

  • Изучить традиции русского чаепития.

  • Научиться заваривать чай.

  • Распространить памятку «Как приготовить вкусный и ароматный чай»

На первом этапе была изучена научная литература по истории появления чая в России, возникновению традиций чаепития. Отмечено, что впервые чай в Россию привезли в подарок от китайского императора ещё в 1567 году.

Для проведения проектной работы осуществлен подбор энциклопедической и учебной литературы разных годов издания и разных авторов.

На втором этапе выполнена практическая работа по завариванию чая по-русски, розданы памятки «Как приготовить вкусный и ароматный чай»

Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках технологии, окружающего мира или на внеурочных и внеклассных занятиях в качестве дополнительного материала с целью появления заинтересованности к традициям русского чаепития и пробуждения желания к изучению данной темы у учеников, а также для расширения их кругозора.








ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………….………………….. 4

Научно-исследовательская часть…………………………........................ ........5

Глава 1. Что такое чай и чаепитие в России. …………..………..… …..….5

1.1. Определение понятий чай, чаепитие………………………….…….….… 5

1.2. История возникновения русского чаепития……………………………….6

1.3. Традиции русского чая ……………………………………..………………7

Практическая часть……………………………..……………............................11

Заключение……………………..………………………………………….….…15

Список использованной литературы…….…………..….. …………….……...16





















ВВЕДЕНИЕ


Тема моей работы: «Почему мы любим чай ». Я выбрала именно эту тему для проектной работы, потому, что чай – это напиток, горячо любимый русским народом. Но мало, кто задумывается, что, наливая очередную чашечку чая, мы следуем традициям наших предков.

Актуальность в том, что Россия - чайная страна.

Цель: узнать особенности традиции чаепития в России.

Задачи:

  • Познакомиться с историей появления чая в России.

  • Изучить традиции русского чаепития.

  • Научиться заваривать чай.

  • Распространить памятку «Как приготовить вкусный и ароматный чай»

  • Рассказать одноклассникам о традициях русского чаепития.

Гипотеза: если пить чай каждый день – значит следовать традициям.

Я решила убедиться, что у чая в России есть свои традиции. Для этого я сначала решила опросить своих одноклассников, что они знают о традициях чаепития в России.


Чтобы узнать историю чаепития на Руси я обратилась к разным источником информации:

  1. Побывала в Ялуторовском остроге, в школьной библиотеке.

  2. Опросила своих родственников

  3. Нашла в энциклопедиях, книгах, в интернете

Продуктами работы стала памятка «Как приготовить вкусный и ароматный чай» и видеофильм.





НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЧАЙ И ЧАЯПИТИЕ В РОССИИ
    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧАЙ, ЧАЕПИТИЕ


Чай - тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами, оказывающий положительное влияние на организм человека и являющийся самым распространенным на земном шаре напитком. Первые данные о чае найдены в древней китайской энциклопедии. В Россию чай попал более 300 лет назад (в 1638 г.) из Монголии. Как культура чай широко распространен на Черноморском побережье Кавказа, в Краснодарском крае, Индии, Цейлоне, Китае и т. д. Значение чая как вкусового продукта обусловлено его ароматическими, вкусовыми и тонизирующими свойствами. Чай устраняет усталость, способствует восстановлению утраченной трудоспособности и улучшает самочувствие человека. Широко используют его как потогонное средство при простудных заболеваниях, он оказывает положительное действие на пищеварительную, кровеносную и нервную системы.1

Чаепитие — универсальный способ скоротать время в одиночестве или в компании, дома, в гостях или в общественном месте.

Русское чаепитие — это не только самовар с чаем, пряники и конфеты, но и особое поведение участников чайной церемонии: размеренное, неспешное, задумчивое.2

Тради́ция (от лат. trāditiō «предание», обычай) — сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта, система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.

Итак, русское чаепитие– это традиция, сложившаяся у русского народа и передающаяся из поколения в поколение.


    1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ


В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Китайский чай привезли в подарок царю от китайского императора в коробочке в 1567 году два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае. В 1638 году русский посол Василий Старков привёз в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. Дорогим удовольствием был заморский чай, поэтому простой люд заваривал травки, уважал кипрей, ласково называя его Иван-чаем. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.

К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Поставлялся чай в Москву, и только в 19 веке им стали торговать на Нижегородской ярмарке. Тогда в Москве открылись первые чайные. Чай стал доступнее, в чайные приходили, чтобы встретиться с нужными людьми, пообщаться и испить чаю.

Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Широкое распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития, который был для каждого сословия своим – свои правила, своя посуда и прилагаемые к чаю закуски. Так что есть все основания говорить о нескольких, а не об одной, единой для всех манеры чаепития.3


1.3.ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЯ


Есть традиции чаепития. На чайном столе должна быть скатерть: нарядная праздничная – для особых случаев, и более простая – для каждодневного чаепития.

Затем на стол ставится начищенный до блеска самовар, Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Самовар – это символ уюта, домашнего тепла, он - живое существо, настоящий хозяин дома. Без самовара просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовару всегда отводилась за столом роль молчаливого собеседника. Подобие самовара использовалось еще в Древнем Риме. Самовар всегда ставится в центр стола, что подчеркивает его особую важность. Интересно, что в самоварах всегда ценилась «музыкальность». Дело в том, что перед закипанием самовар начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло. Кроме того, что самовар - очень удобное экономичное устройство для нагревания воды, это настоящее произведение искусства (например, знаменитые тульские самовары).

За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. Находятся они ближе к месту хозяйки, ведь именно она должна разливать чай и угощать гостей. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными грелками из плотного материала. В народе их часто называют «баба на чайник». Грелки могут принимать форму сказочных животных, матрешек и часто являются настоящими произведениями народного декоративного искусства.

На стол выставляется лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом не разрешалось курить, петь, было не принято громко смеяться, разговаривать, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады. Дети тоже участвовали в чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших. Дети должны были учиться вести себя степенно.

В купеческих семьях пили чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая. 4

Итак,

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято пить чай на ходу. Не принято и молчать за столом, Молчание за самоваром - это признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

О чае в жизни русского человека говорят такие пословицы: где есть чай – там под елью рай, чай пьешь – до ста лет проживешь, выпей чайку – забудешь тоску, за чаем – не скучаем.5

Хоть чай и был исторически дворянским напитком, но в России прижилась так называемая традиция «пить чай по-купечески», что означает длительное, затяжное чаепитие, которое сопровождается поеданием всевозможных варений, печений, и прочих сладостей.

Богатый стол - это символом знаменитого русского гостеприимства. Даже в сказках говорится, что гостя первым делом нужно «накормить-напоить».

А заваривают чай несколькими способами. Самый распространенный из них – ополоснуть чайник кипятком, насыпать заварку (как правило, традиционно используется черный чай) и залить горячей водой. Затем накрыть чайник грелкой и дать настояться.

Особенностью русского чаепития является так называемая «двухчайниковая» заварка: заварка разливается из заварочного чайника по чашкам, а затем разбавляется кипятком из самовара (либо из чайника с кипятком). Однако изначально в чай кипяток не добавляли. Такая традиция сложилась в рабоче-крестьянской среде по причине экономии, а затем была перенята другими слоями населения.

Кроме самовара и заварочного чайника на стол выставляется фарфоровый или фаянсовый сервиз: чашки и блюдца, сахарница. Чайная пара – чашка и блюдце – а также тарелочка для пирога ставятся напротив каждого места за столом. Существует и другой способ пить чай, который иностранцы считают истинно «русским» - из стаканов в подстаканниках. Традиция пить чай из стаканов уходит корнями в 17-18 века. В то время в трактирах чай подавали именно в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы еще не вошли в моду. Со временем стаканы заменили чашки, но стаканы по-прежнему использовались в некоторых семьях. Подстаканник же нужен был для того, чтобы не обжечь пальцы, ведь у стаканов в отличие от чашек не было ручек. Дорогие подстаканники обычно изготавливались из серебра, обычные же, как правило, из сплава меди и никеля. Сейчас чай из подстаканников можно отведать во время путешествия в поездах, ибо это самый удобный «походный» вариант.

Особым образом в чай добавляют сахар. На стол ставится сахарница с ложечкой. И гость насыпает себе в чашку сахар этой ложечкой, но не опускает ее в чашку. Для размешивания сахара у каждого гостя есть своя индивидуальная ложка, которая находится рядом с чайной парой.

Традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.6


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я решила убедиться, что у чая в России есть свои традиции. Для этого я сначала решила опросить своих одноклассников, что они знают о традициях чаепития в России.


Исследование, посвященное осведомленности учащихся 2 в класса

о традициях русского чаепития


Целью исследования является определение степени осведомленности учащихся начальных классов о традициях чаепития в России.

База исследования – учащиеся 2 В класса МАОУ СОШ № 3

Задачи исследования: провести анкетирование учащихся; проанализировать результаты анкетирования; сделать выводы о проведенном исследовании; создать памятку «Как приготовить вкусный и ароматный чай»

Всего в анкетировании приняли участие 30 человек.

Результаты анкетирования занесены в таблицу.


Таблица1


Вопрос

Знают/ %

Не знают/%

Другое

Когда чай впервые попал в Россию?

11 чел./37%

19 чел./63%


Что является важным в русском чаепитии?

12 чел./ 40%

18 чел./ 60%


Какой чай называют чаем по-русски?

6 чел./ 20%

24 чел./ 80%


Какой чай традиционно подают к столу в России?

16 чел./

53%

14 чел./ 47%


В какой стране пьют чай из стаканов в подстаканнике?

10 чел./ 33%

20 чел./ 67%


Сколько раз в день вы пьете чай?


2 – 11 чел./ 37%

Умеете ли вы заваривать чай?

Да – 6чел./

20%

Нет- 24 чел./ 80%



Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод о том, что учащиеся 1В недостаточно осведомлены об особенностях русского чаепития.

Общее количество неправильных ответов составило 63 %, в то время как количество правильных ответов – 27%. Учащихся дали неправильные ответы на вопросы: о том, какой чай традиционно называют чаем по-русски, что является наиболее важным в русском чаепитии, в какой стране традиционно пьют чай из стаканов в подстаканнике, с какого времени начинается история чаепития в России.

Таким образом, большинство учащихся мало знают об особенностях русского чаепития. При этом следует отметить, что большинство учащихся являются любителями чая, пьют его часто и с удовольствием.

Следует также учитывать погрешность при проведении исследования, так как при заполнении учащимися анкеты мог иметь место не осознанный, а случайный выбор правильного ответа.

Результаты анкетирования еще раз подтвердили актуальность выбранной темы, а также необходимость изучения истории и традиций русского чаепития, разработки памятки «Как приготовить вкусный и ароматный чай».

За информацией я обратилась в Ялуторовский острог, встретилась с работниками и записала видеофрагмент нашей встречи. Я узнала, как пили чай наши предки.

Затем я побывала в школьной библиотеке. Библиотекарь Ольга Александровна рассказала мне о том, что чай из стаканов с подстаканниками пили на Руси мужчины в трактирах. А ещё так пили, потому что раньше не было моды на чайные сервизы. А теперь так пью только в поездах, так как это удобно во время движения поезда.

Моя бабушка рассказала мне, что подавать чай гостям надо в красивой посуде и стол должен быть покрыт красивой праздничной скатерть. Можно вести при чаепитии приятные беседы.

Ещё мне дали советы по завариванию чая и я решила, что такой информацией обязательно поделюсь с друзьями и одноклассниками. Я рассказала на классном часу о традициях русского чаепития и раздала всем памятки «Как приготовить вкусный и ароматный чай».

ПАМЯТКА «Как приготовить вкусный и ароматный чай»

1.Приготовьте фарфоровую посуду для заварки чая.

2.Вскипятите воду.

3.Ополосните чайник кипятком.

4.Положите в чайник столько ложек сухого чая, сколько входит чашек воды + 1 чайную ложку.

5.Дайте чаю разбухнуть.

6.Заполните чайник горячей водой на ½, закройте крышкой, накройте чайник салфеткой.

7.Настаивать чай в течение 3 – 5 мин.

8.В середине процесса настаивания добавить в чайник воды доверху.

9.Разлейте чай.

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!!!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, в ходе проектной работы поставленные задачи:

  • Познакомиться с историей появления чая в России.

  • Изучить традиции русского чаепития.

  • Научиться заваривать чай.

  • Распространить памятку «Как приготовить вкусный и ароматный чай»

  • Рассказать одноклассникам о традициях русского чаепития.

были выполнены, цель: узнать особенности традиции чаепития в России была достигнута.

В связи с этим тема становится особенно актуальной. Ведь чай – постоянный гость на нашем столе, мы пьем его дома за завтраком, в школе, с друзьями в кафе, по праздникам и в будни.

На основе проведенной проектной работы я создала памятку «Как приготовить вкусный и ароматный чай», выступала на классном часу «Чаепитие по-русски», на котором рассказала об особенностях чаепития по-русски, а также некоторые важные исторические факты. Разработанные мною памятки – это полезные мини-справочники. Ценность их в том, что они помогут ребятам самостоятельно заварить чай для своей семьи. Собранный материал может быть интересен и полезен всем тем, кто часто путешествует, или просто увлекается изучением традиций разных стран и хочет расширить свои познания в данной области.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. https://vuzlit.ru/259914/ponyatie

  2. https://prochayok.ru/interesnoe/russkoe-chaepitie.html

  3. https://chayguru.info/poleznaya-informatsiya/istoriya-chaya-korotko-o-samom-glavnom

  4. https://arzamas.academy/materials/2229

  5. Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник. В 2 т. М., 1984.

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чаепитие






1 https://vuzlit.ru/259914/ponyatie


2 https://prochayok.ru/interesnoe/russkoe-chaepitie.html

3 https://chayguru.info/poleznaya-informatsiya/istoriya-chaya-korotko-o-samom-glavnom

4 https://arzamas.academy/materials/2229

5 Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник. В 2 т. М., 1984.


6 https://ru.wikipedia.org/wiki/Чаепитие


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Почему мы любим чай?"

Автор: Корсакова Наталья Борисовна

Дата: 03.10.2023

Номер свидетельства: 637514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Исследовательская работа по английскому языку "Традиции чаепития""
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatielskaiarabotapoanghliiskomuiazykutraditsiichaiepitiia"
    ["file_id"] => string(6) "309611"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458826930"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Реферативно-исследовательская работа по теме: "Так ли важен завтрак"  (Здоровьесбережение) "
    ["seo_title"] => string(99) "riefierativno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-tak-li-vazhien-zavtrak-zdorov-iesbieriezhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "192485"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427463186"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Испарение.Kонденсация"
    ["seo_title"] => string(26) "isparieniie_kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "356397"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478539203"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "мастер-класс «Моя педагогическая концепция в свете введения стандартов нового поколения». "
    ["seo_title"] => string(106) "mastier-klass-moia-piedaghoghichieskaia-kontsieptsiia-v-svietie-vviedieniia-standartov-novogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108511"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403719285"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-paroobrazovaniie-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "177274"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424613741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства