kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

                                                              Урок физики 8 классе

                                                    Парообразование. Испарение и конденсация

Цели урока:

   Образовательная -познакомить учащихся с явлением испарения жидкости, выяснение причин, от чего зависит скорость испарения жидкости, вред и польза испарения жидкости для окружающей среды;

   Воспитательные – показать, что явления физики повсюду вокруг нас; развитие логического мышления.

    Развивающие – привитие политехнических знаний и умений, развитие исследовательских       навыков при выполнении практической работы.

    Оборудование:

  1. Схема агрегатного состояния вещества
  2. 2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой
  3. листы картона, вата, термометр
  4. бумажный веер
  5. карточки
  6. наглядный материал                                            

                                                          План урока:

  1. Организационный момент
  2. Опрос домашнего задания
  3. Объяснение новой темы
  4. Выполнение экспериментальной работы
  5. Закрепление новой темы
  6. Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание                                       

Этапы:

  1. Исследовательский                                                                                

«Определить от чего зависит скорость испарения жидкости, наблюдение за понижением температуры жидкости при испарении.»

II.      Логическое задание

« Примеры вредного и полезного действия явления испарения на окружающую среду»

  1. Поисковый

     « Исходя из условия проведения опыта, сделать выводы»

  1. Практический

« Выполнение заданий по карточкам «Покорение вершины»»

                                                 Ход урока

  1. Опрос домашнего задания. 3 ученика работают по карточкам.
  2. Блиц-опрос с остальными учениками:

На доске – схема агрегатных состоянии вещества.

  1. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
  2. Назовите вещество, которое можно встретить  природе сразу в трёх состояниях?
  3. Приведите примеры.
  4. 1–вое состояние – твёрдое тело. Перечислите его свойства.
  5. 2-ое состояние – жидкость. Перечислите его свойства.
  6. 3-ое состояние – газ. Перечислите его свойства.
  7. Почему они обладают этими свойствами?
  8. Можно ли перейти из одного состояния в другое?
  9. Как называются эти процессы?

10.Можно ли расплавить золото, если его бросить с расплавленное 

     олово?

11.λ= 0,84*10^5  Дж/кг. Как его расшифровать?

III.      Объяснение нового материала «Испарение»                                                           

Явление превращения жидкости в пар называется  парообразованием. Есть два способа: испарение и кипение. Сегодня на уроке мы рассмотрим 1 способ – испарение жидкости. Главный вопрос нашего урока: От чего зависит скорость испарения жидкости?

Мы должны с вами это выяснить с помощью экспериментальных заданий. Для этого мы обратимся к инструктивной карточке.

Инструктивная карточка

  1. «Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от её рода, площади свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров»
  1. «Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»

    Оборудование: 2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой, листы картона, вата, термометр,       бумажный веер.                                                                     

План изучения физического явления

  1. Признаки явления (или его объяснение).
  2. Условия, при которых наблюдается и протекает явление.
  3. Сущность явления (объяснение его на основе известных научных теорий).
  4. Связь данного явления с другими явлениями.
  5. Примеры использования явления на практике.
  6. Примеры вредного действия явления на технические установки, созданные человеком, и на окружающую среду и способы предупреждения его.

План изучения эксперимента

  1. Цель постановки эксперимента;
  2. Схема эксперимента;
  3. Оборудование, используемое в эксперименте;
  4. Воспроизведение эксперимента;
  5. Выводы из эксперимента;

       Эксперимент №1:    

         - На лист картона с помощью пипетки нанести капельку спирта и  капельку воды.          

       Замечают, что скорость испарения спирта больше, чем скорость испарения воды (от рода         вещества)

Эксперимент №2:

          На разные листы картона с помощью пипетки наносят по капле

            спирта и сразу же увеличивают свободную поверхность одной

             из капель. От чего зависит скорость испарения? (от площади

             свободной поверхности жидкости)

                Эксперимент №3:

         -Наносят пипеткой на разные листы по капле спирта. Один лист

             отодвигают в сторону, а возле второго создают с помощью веера

             ветер. От чего зависит испарение? (от скорости удаления паров)

                    Эксперимент №4:

          Наносят пипеткой по капле спирта на лист и на ладонь экспериментатора. Так как          

           температура руки выше, спирт на   руке испаряется быстрее.

          Обобщают и записывают результаты экспериментов в тетради.

         - А могут ли испаряться твёрдые тела? Примеры: твёрдые духи,

             нафталин.

         - Вспомним, что мы называем внутренней энергией тела.

                 Эксперимент №5:

         - Термометром измеряем температуру воздуха, обвертываем

             резервуар ватой и поливаем сначала спиртом, при испарении

             температура тела понижается, так как нет притока энергии из-

             вне. Например: после купания в реке.

         - Как называется процесс обратный испарению? (конденсация)

         - Конденсация сопровождается выделением энергии. Примеры: 

             образование росы и облаков.

     IV   Закрепление нового материала: А сейчас мы покорим вершину знаний, вы должны      

           выполнить следующие задания, чтобы достичь ее:

     - Дифференцированный подход к решению задач.

     - С решением каждой задачи поднимаемся вверх на один

       уровень.

          А) Почему испарение жидкости происходит  при любой температуре?

    Б) Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?

    В) Чтобы остудить  воду в летнюю жару, ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода  медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Объясните, почему?

    Г) Вред и польза испарения.

В последнем задании предлагаются дебаты  о вреде  и пользе испарения. Класс делится на две половины. Одна половина выполняет условие о пользе испарения, другая о вреде испарения.

                         За:                

Поддержание температуры тела постоянной, кругооборот воды в природе, высыхание белья на морозе, образование облаков, различие запахов, …

                        Против:

Сырость в помещении, испарение ядовитых веществ, порча произведений искусств при высоком испарении, парниковый эффект, …

К вашему сведению:

Испарение наносит вред окружающей среде: страдают музей, картинные галереи, особенно Эрмитаж (Санкт – Петербург) и Уффици(Венеция), где избыточная влажность. Иногда сам человек активизирует испарение, горький пример – гибель Аральского моря. Поэтому каждое государство ведет мониторинг – то есть наблюдение и контроль, издает законы об охране окружающей среды и пропаганду среди населения.

Итак, мы сегодня изучили явление «Испарение», выяснили причины от чего зависит испарение, познакомились с обратным процессом испарения – конденсацией, выяснили связь между температурой и испарением, конденсацией.

           Домашнее задание : Творческое задание. Например: «Научная сказка- Сейчас мы услышим творческую сказку об испарении. Начинается она так: Жила – была капелька, которой все было интересно и решила она отправится в путешествие. Солнышко  пригрело ее, и она превратилась в пар, летела над землей в виде облачка и, замерзнув, превратилась в капельку воды, брызнув серебряным дождем на землю»

$ 17 – 18, задание №4, сборник

          Лукашика №20,21,24

VI.     Оценивание, подведение итогов урока.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация" »

Урок физики 8 классе

Парообразование . Испарение и конденсация


Цели урока:

Образовательная -познакомить учащихся с явлением испарения жидкости, выяснение причин, от чего зависит скорость испарения жидкости, вред и польза испарения жидкости для окружающей среды;

Воспитательные – показать, что явления физики повсюду вокруг нас; развитие логического мышления.

Развивающие – привитие политехнических знаний и умений, развитие исследовательских навыков при выполнении практической работы.


Оборудование:

  1. Схема агрегатного состояния вещества

  2. 2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой

  3. листы картона, вата, термометр

  4. бумажный веер

  5. карточки

  6. наглядный материал



План урока:


  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания

  3. Объяснение новой темы

  4. Выполнение экспериментальной работы

  5. Закрепление новой темы

  6. Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание


Этапы:


  1. Исследовательский

«Определить от чего зависит скорость испарения жидкости, наблюдение за понижением температуры жидкости при испарении.»


II. Логическое задание

« Примеры вредного и полезного действия явления испарения на окружающую среду»


  1. Поисковый

« Исходя из условия проведения опыта, сделать выводы»


  1. Практический

« Выполнение заданий по карточкам «Покорение вершины»»




Ход урока


  1. Опрос домашнего задания. 3 ученика работают по карточкам.

  2. Блиц-опрос с остальными учениками:


На доске – схема агрегатных состоянии вещества.

  1. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?

  2. Назовите вещество, которое можно встретить природе сразу в трёх состояниях?

  3. Приведите примеры.

  4. 1–вое состояние – твёрдое тело. Перечислите его свойства.

  5. 2-ое состояние – жидкость. Перечислите его свойства.

  6. 3-ое состояние – газ. Перечислите его свойства.

  7. Почему они обладают этими свойствами?

  8. Можно ли перейти из одного состояния в другое?

  9. Как называются эти процессы?

10.Можно ли расплавить золото, если его бросить с расплавленное

олово?

11.λ= 0,84*10^5 Дж/кг. Как его расшифровать?


III. Объяснение нового материала «Испарение»

Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Есть два способа: испарение и кипение. Сегодня на уроке мы рассмотрим 1 способ – испарение жидкости. Главный вопрос нашего урока: От чего зависит скорость испарения жидкости?

Мы должны с вами это выяснить с помощью экспериментальных заданий. Для этого мы обратимся к инструктивной карточке.



Инструктивная карточка



  1. «Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от её рода, площади свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров»


  1. «Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»



Оборудование: 2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой, листы картона, вата, термометр, бумажный веер.




План изучения физического явления



    1. Признаки явления (или его объяснение).

    2. Условия, при которых наблюдается и протекает явление.

    3. Сущность явления (объяснение его на основе известных научных теорий).

    4. Связь данного явления с другими явлениями.

    5. Примеры использования явления на практике.

    6. Примеры вредного действия явления на технические установки, созданные человеком, и на окружающую среду и способы предупреждения его.


План изучения эксперимента


  1. Цель постановки эксперимента;

  2. Схема эксперимента;

  3. Оборудование, используемое в эксперименте;

  4. Воспроизведение эксперимента;

  5. Выводы из эксперимента;


Эксперимент №1:

- На лист картона с помощью пипетки нанести капельку спирта и капельку воды. Замечают, что скорость испарения спирта больше, чем скорость испарения воды (от рода вещества)


Эксперимент №2:

- На разные листы картона с помощью пипетки наносят по капле

спирта и сразу же увеличивают свободную поверхность одной

из капель. От чего зависит скорость испарения? (от площади

свободной поверхности жидкости)


Эксперимент №3:

- Наносят пипеткой на разные листы по капле спирта. Один лист

отодвигают в сторону, а возле второго создают с помощью веера

ветер. От чего зависит испарение? (от скорости удаления паров)


Эксперимент №4:

- Наносят пипеткой по капле спирта на лист и на ладонь

экспериментатора. Так как температура руки выше, спирт на

руке испаряется быстрее.

- Обобщают и записывают результаты экспериментов в тетради.

- А могут ли испаряться твёрдые тела? Примеры: твёрдые духи,

нафталин.

- Вспомним, что мы называем внутренней энергией тела.

Эксперимент №5:

- Термометром измеряем температуру воздуха, обвертываем

резервуар ватой и поливаем сначала спиртом, при испарении

температура тела понижается, так как нет притока энергии из-

вне. Например: после купания в реке.

- Как называется процесс обратный испарению? (конденсация)

- Конденсация сопровождается выделением энергии. Примеры:

образование росы и облаков.



IV Закрепление нового материала: А сейчас мы покорим вершину знаний, вы должны выполнить следующие задания, чтобы достичь ее:

- Дифференцированный подход к решению задач.

- С решением каждой задачи поднимаемся вверх на один

уровень.

А) Почему испарение жидкости происходит при любой температуре?

Б) Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?

В) Чтобы остудить воду в летнюю жару , ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Объясните, почему?

Г) Вред и польза испарения.

В последнем задании предлагаются дебаты о вреде и пользе испарения. Класс делится на две половины. Одна половина выполняет условие о пользе испарения, другая о вреде испарения.

За

Против

Поддержание температуры тела постоянной, кругооборот воды в природе, высыхание белья на морозе, образование облаков, различие запахов, …

Сырость в помещении, испарение ядовитых веществ, порча произведений искусств при высоком испарении, парниковый эффект, …

К вашему сведению:

Испарение наносит вред окружающей среде: страдают музей, картинные галереи, особенно Эрмитаж (Санкт – Петербург) и Уффици(Венеция), где избыточная влажность. Иногда сам человек активизирует испарение, горький пример – гибель Аральского моря. Поэтому каждое государство ведет мониторинг – то есть наблюдение и контроль, издает законы об охране окружающей среды и пропаганду среди населения.

Итак, мы сегодня изучили явление «Испарение», выяснили причины от чего зависит испарение, познакомились с обратным процессом испарения – конденсацией, выяснили связь между температурой и испарением, конденсацией.

Домашнее задание : Творческое задание. Например: «Научная сказка- Сейчас мы услышим творческую сказку об испарении. Начинается она так: Жила – была капелька, которой все было интересно и решила она отправится в путешествие. Солнышко пригрело ее, и она превратилась в пар, летела над землей в виде облачка и, замерзнув, превратилась в капельку воды, брызнув серебряным дождем на землю»

$ 17 – 18, задание №4, сборник

Лукашика №20,21,24


VI. Оценивание, подведение итогов урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация"

Автор: Кикбаева Ултуган Сабитовна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177274

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства