Урок физики 8 классе
Парообразование. Испарение и конденсация
Цели урока:
Образовательная -познакомить учащихся с явлением испарения жидкости, выяснение причин, от чего зависит скорость испарения жидкости, вред и польза испарения жидкости для окружающей среды;
Воспитательные – показать, что явления физики повсюду вокруг нас; развитие логического мышления.
Развивающие – привитие политехнических знаний и умений, развитие исследовательских навыков при выполнении практической работы.
Оборудование:
- Схема агрегатного состояния вещества
- 2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой
- листы картона, вата, термометр
- бумажный веер
- карточки
- наглядный материал
План урока:
- Организационный момент
- Опрос домашнего задания
- Объяснение новой темы
- Выполнение экспериментальной работы
- Закрепление новой темы
- Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание
Этапы:
- Исследовательский
«Определить от чего зависит скорость испарения жидкости, наблюдение за понижением температуры жидкости при испарении.»
II. Логическое задание
« Примеры вредного и полезного действия явления испарения на окружающую среду»
- Поисковый
« Исходя из условия проведения опыта, сделать выводы»
- Практический
« Выполнение заданий по карточкам «Покорение вершины»»
Ход урока
- Опрос домашнего задания. 3 ученика работают по карточкам.
- Блиц-опрос с остальными учениками:
На доске – схема агрегатных состоянии вещества.
- Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
- Назовите вещество, которое можно встретить природе сразу в трёх состояниях?
- Приведите примеры.
- 1–вое состояние – твёрдое тело. Перечислите его свойства.
- 2-ое состояние – жидкость. Перечислите его свойства.
- 3-ое состояние – газ. Перечислите его свойства.
- Почему они обладают этими свойствами?
- Можно ли перейти из одного состояния в другое?
- Как называются эти процессы?
10.Можно ли расплавить золото, если его бросить с расплавленное
олово?
11.λ= 0,84*10^5 Дж/кг. Как его расшифровать?
III. Объяснение нового материала «Испарение»
Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Есть два способа: испарение и кипение. Сегодня на уроке мы рассмотрим 1 способ – испарение жидкости. Главный вопрос нашего урока: От чего зависит скорость испарения жидкости?
Мы должны с вами это выяснить с помощью экспериментальных заданий. Для этого мы обратимся к инструктивной карточке.
Инструктивная карточка
- «Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от её рода, площади свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров»
- «Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»
Оборудование: 2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой, листы картона, вата, термометр, бумажный веер.
План изучения физического явления
- Признаки явления (или его объяснение).
- Условия, при которых наблюдается и протекает явление.
- Сущность явления (объяснение его на основе известных научных теорий).
- Связь данного явления с другими явлениями.
- Примеры использования явления на практике.
- Примеры вредного действия явления на технические установки, созданные человеком, и на окружающую среду и способы предупреждения его.
План изучения эксперимента
- Цель постановки эксперимента;
- Схема эксперимента;
- Оборудование, используемое в эксперименте;
- Воспроизведение эксперимента;
- Выводы из эксперимента;
Эксперимент №1:
- На лист картона с помощью пипетки нанести капельку спирта и капельку воды.
Замечают, что скорость испарения спирта больше, чем скорость испарения воды (от рода вещества)
Эксперимент №2:
На разные листы картона с помощью пипетки наносят по капле
спирта и сразу же увеличивают свободную поверхность одной
из капель. От чего зависит скорость испарения? (от площади
свободной поверхности жидкости)
Эксперимент №3:
-Наносят пипеткой на разные листы по капле спирта. Один лист
отодвигают в сторону, а возле второго создают с помощью веера
ветер. От чего зависит испарение? (от скорости удаления паров)
Эксперимент №4:
Наносят пипеткой по капле спирта на лист и на ладонь экспериментатора. Так как
температура руки выше, спирт на руке испаряется быстрее.
Обобщают и записывают результаты экспериментов в тетради.
- А могут ли испаряться твёрдые тела? Примеры: твёрдые духи,
нафталин.
- Вспомним, что мы называем внутренней энергией тела.
Эксперимент №5:
- Термометром измеряем температуру воздуха, обвертываем
резервуар ватой и поливаем сначала спиртом, при испарении
температура тела понижается, так как нет притока энергии из-
вне. Например: после купания в реке.
- Как называется процесс обратный испарению? (конденсация)
- Конденсация сопровождается выделением энергии. Примеры:
образование росы и облаков.
IV Закрепление нового материала: А сейчас мы покорим вершину знаний, вы должны
выполнить следующие задания, чтобы достичь ее:
- Дифференцированный подход к решению задач.
- С решением каждой задачи поднимаемся вверх на один
уровень.
А) Почему испарение жидкости происходит при любой температуре?
Б) Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?
В) Чтобы остудить воду в летнюю жару, ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Объясните, почему?
Г) Вред и польза испарения.
В последнем задании предлагаются дебаты о вреде и пользе испарения. Класс делится на две половины. Одна половина выполняет условие о пользе испарения, другая о вреде испарения.
За:
Поддержание температуры тела постоянной, кругооборот воды в природе, высыхание белья на морозе, образование облаков, различие запахов, …
Против:
Сырость в помещении, испарение ядовитых веществ, порча произведений искусств при высоком испарении, парниковый эффект, …
К вашему сведению:
Испарение наносит вред окружающей среде: страдают музей, картинные галереи, особенно Эрмитаж (Санкт – Петербург) и Уффици(Венеция), где избыточная влажность. Иногда сам человек активизирует испарение, горький пример – гибель Аральского моря. Поэтому каждое государство ведет мониторинг – то есть наблюдение и контроль, издает законы об охране окружающей среды и пропаганду среди населения.
Итак, мы сегодня изучили явление «Испарение», выяснили причины от чего зависит испарение, познакомились с обратным процессом испарения – конденсацией, выяснили связь между температурой и испарением, конденсацией.
Домашнее задание : Творческое задание. Например: «Научная сказка- Сейчас мы услышим творческую сказку об испарении. Начинается она так: Жила – была капелька, которой все было интересно и решила она отправится в путешествие. Солнышко пригрело ее, и она превратилась в пар, летела над землей в виде облачка и, замерзнув, превратилась в капельку воды, брызнув серебряным дождем на землю»
$ 17 – 18, задание №4, сборник
Лукашика №20,21,24
VI. Оценивание, подведение итогов урока.