kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Испарение.Kонденсация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Испарение и конденсация.

Цель урока: закрепление знаний об изменениях агрегатных состояний вещества и получение новых знаний о процессе испарения и конденсации.

Обучающая задача:В процессе самостоятельной исследовательской работы ученики должны «открыть» особенности процессов парообразования и конденсации.

Развивающая задача: развивается интерес к науке, вырабатываются навыки самостоятельной познавательной деятельности, исследовательской работы.

Воспитательная задача: развитие коммуникативных умений учащихся.

План урока:

I.Побуждение

II.  Реализация значения

 III.Рефлексия

Ход урока.

I. Побуждение

1. Разделение на группы (при помощи цветных стикеров, на которых учащиеся пишут пожелания друг другу)

 2.Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

1)В каких агрегатных состояниях могут находиться все вещества? (твёрдом, жидком, газообразном)

2)Чем определяются агрегатные состояния вещества? (Движением и взаимным расположением молекул.)

Нами уже изучены переходы из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого состояния в твёрдое.

3)Какой процесс называется плавлением? (процесс перехода вещества  из твёрдого состояния в жидкое  при температуре плавления.)

4)Какой процесс называется отвердеванием или кристаллизацией? ( процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое состояние при температуре кристаллизации.)

 

II. Изучение нового материала.

 

Сегодня мы познакомимся с другими тепловыми процессами, при которых осуществляются переходы в новые агрегатные состояния.

Предлагаю вам отгадать загадку:

Книзу летит капельками,

А к верху – невидимкою.

О каком веществе идёт речь? (конечно, это вода)

Какие процессы описаны в загадке?

Это испарение и конденсация. (Записывается тема урока на доске)

На сегодняшнем уроке мы должны исследовать особенности этих процессов.

Первая (красная) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Что такое парообразование и испарение, конденсация?

(ответ пишут на листе бумаги и презентуют).

Процесс перехода жидкости в пар, т. е. в газообразное состояние, называется парообразованием.

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

Явление превращения пара в жидкость называется процессом конденсации.

Вторая (зеленая) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Как же происходит испарение?

(ответ пишут  или рисуют на листе бумаги и презентуют).

Молекулы жидкости, как и твёрдого тела или газа непрерывно движутся с разными скоростями. Если какая-нибудь достаточно «быстрая» молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости.

 Вылетевшие с поверхности  жидкости молекулы образуют над нею пар.

Скорости оставшихся в жидкости молекул при соударениях меняются, некоторые из молекул приобретают скорость и энергию,достаточную для того, чтобы оказавшись у поверхности, вылететь из жидкости. Таким образом процесс испарения продолжается, и жидкость постепенно испаряется.

Третья (желтая) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Как вы думаете, что происходит при этом с внутренней энергией и температурой жидкости?

(ответ пишут  на листе бумаги и презентуют).

Внутренняя энергия жидкости должна уменьшаться, так как поверхность жидкости покидают самые энергичные молекулы.

 Температура жидкости при этом должна уменьшаться, так как температура вещества определяется средней скоростью движения его молекул.

Четвертая (оранжевая) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Как вы думаете, при какой температуре происходит испарение?

Испарение происходит при любой температуре.

Конечно, в жидкости при любой температуре есть некоторое число быстродвижущихся молекул.

Давайте теперь выясним закономерности испарения жидкости.

Поработаем с этой целью по группам, каждая из которых будет иметь своё исследовательское задание.

1) Задание для первой группы.

Выяснить как зависит испарение от рода вещества?

Оборудование: сосуды с различными жидкостями( водой,  спиртом, подсолнечным маслом, предметные стёкла, пипетки).

Капните по капле каждого вещества на предметное стекло и пронаблюдайте какое из веществ испарится быстрее, а какое медленнее

.Как можно объяснить полученный результат.

 Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарениея жидкости от рода вещества.

Вопрос теоретикам.

Какой суп жирный или постный остынет быстрее и почему?

Быстрее всего испаряется спирт, затем вода, затем масло. Очевидно, что меду молекулами масла действуют самые большие силы притяжения и энергичным молекулам их трудно преодолевать, чтобы вырваться с поверхности, а у спирта самые незначительные из этих жидкостей силы притяжения.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод: скорость испарения жидкости зависит от рода вещества.

Вот почему жирный суп остывает значительно дольше, чем постный ( с его поверхности медленнее происходит испарение).

2) Задание для второй группы.

Выяснить зависит ли скорость испарения от температуры жидкости?

Оборудование: предметные стёкла, сосуды с холодной и горячей водой.

Капните по капле горячей и холодной воды на стекло и пронаблюдайте в течение некоторого времени как будет происходить испарение.

Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарения от температуры жидкости.

Вопрос теоретикам.

Когда лужи после дождя высохнут быстрее летом или осенью?

( в результате исследования мы увидели, что быстрее испарилась горячая вода).

Это понятно, так как при испарении быстрее испаряются самые энергичные молекулы, а следовательно и самые «горячие».

Вывод: скорость испарения зависит от температуры жидкости: чем выше температура жидкости, тем быстрее она испаряется.

Высыхание луж после дождя летом происходит быстрее, чем в холодные осенние дни.

3) Задание для третьей группы.

Выяснить зависит ли скорость испарения от площади поверхности жидкости.

Оборудование: предметные стёкла, пипетки, вода.

Капните на стекло каплю воды, на другое капните такую же каплю воды, размажьте её по стеклу, чтобы увеличить площадь поверхности.

Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарения от площади поверхности жидкости.

Вопрос теоретикам.

Зачем купчихи горячий чай переливали в блюдце во время чаепития у самовара?

( в результате исследования мы убедились, что быстрее испарится жидкость капли, которую размазали, придав ей большую площадь поверхности).

Процесс испарения жидкости происходит с поверхности жидкости, поэтому чем больше площадь поверхности, тем быстрее происходит испарение.

Вывод: скорость испарения зависит от площади поверхности, чем она больше, тем быстрее испаряется жидкость.

Чай для быстрого остывания переливали в блюдце, увеличивая поверхность жидкости и ускоряя процесс испарения. А это приводит к быстрому понижению температуры чая.

4)Задание для четвертой группы

Выясните, зависит ли скорость испарения от наличия ветра.

Оборудование: предметные стёкла, сосуд с водой, пипетка, лист бумаги (использовать в качестве веера).

Капните каплю жидкости на одно предметное стекло, другую каплю капните на другое предметное стекло. Пронаблюдайте будет ли различие в скорости испарения, если одно из стёкол обмахивать листом бумаги наподобие веера, создавая ветер над испаряющейся каплей.

Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарения жидкости от наличия ветра.

Вопрос теоретикам:

В какую погоду быстрее высыхает бельё, развешанное на улице, когда есть ветер или в безветренную?

 

(В результате исследования мы убедились, что испарилась быстрее та жидкость, над которой был ветер.)

Если молекулы жидкости, покинувшие её поверхность находятся над жидкостью, не удаляясь от неё, то сталкиваясь в воздухе друг с другом, некоторые из них настолько уменьшают свою кинетическую энергию и скорость, что возможен их обратный переход в жидкость, т. е. конденсация.

 

 

На доске после выступления представителей каждой группы должен возникнуть опорный конспект.

 

Скорость испарения зависит:

  1. от рода вещества;
  2. от температуры жидкости;
  3. от площади свободной поверхности жидкости;
  4. от наличия ветра.

 

Мы убедились, что при испарении энергия поглощается., а при конденсации?

Роса на траве, т. е. конденсация водяного пара на холодных листьях травы, выпадает при первых лучах солнца, при этом на лугу становится теплее, т.к. в этот момент во время конденсации(лат. сгущение, уплотнение) происходит выделение энергии в виде некоторого количества теплоты.

III.Законы испарения необходимо помнить, чтобы использовать в жизни и на производстве.

 

1)Разбрызгивание воды в горячих цехах для охлаждения воздуха.

2)В сушильных камерах ускорение процесса испарения жидкости из овощей, семян, древесных пород достигают повышением температуры и вентиляцией нагретого воздуха.

3)Испарение «отвечает» за важнейшую для жизни работу живых организмов: за защиту организма от перегрева.

Значение испарения.

За год с поверхности Земли испаряется 518600кубческих километров воды( этого достаточно, чтобы покрыть всю поверхность земного шара слоем воды в один метр). Столько же выпадает осадков. Количество теплоты, которое расходует одно растение кукурузы на испарение, примерно соответствует количеству теплоты, выделяющемуся при сгорании 16,7-25,1 кг каменного угля.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов, объявление оценок.

 

Домашнее задание.

 

Просмотр содержимого документа
«Испарение.Kонденсация»

Тема урока: Испарение и конденсация.

Цель урока: закрепление знаний об изменениях агрегатных состояний вещества и получение новых знаний о процессе испарения и конденсации.


Обучающая задача:В процессе самостоятельной исследовательской работы ученики должны «открыть» особенности процессов парообразования и конденсации.


Развивающая задача: развивается интерес к науке, вырабатываются навыки самостоятельной познавательной деятельности, исследовательской работы.


Воспитательная задача: развитие коммуникативных умений учащихся.


План урока:

I.Побуждение

II. Реализация значения

III.Рефлексия


Ход урока.

I. Побуждение

1. Разделение на группы (при помощи цветных стикеров, на которых учащиеся пишут пожелания друг другу)

2.Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

  1. В каких агрегатных состояниях могут находиться все вещества? (твёрдом, жидком, газообразном)

  2. Чем определяются агрегатные состояния вещества? (Движением и взаимным расположением молекул.)

Нами уже изучены переходы из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого состояния в твёрдое.

  1. Какой процесс называется плавлением? (процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое при температуре плавления.)

  2. Какой процесс называется отвердеванием или кристаллизацией? ( процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое состояние при температуре кристаллизации.)


II. Изучение нового материала.


Сегодня мы познакомимся с другими тепловыми процессами , при которых осуществляются переходы в новые агрегатные состояния.

Предлагаю вам отгадать загадку:


Книзу летит капельками,

А к верху – невидимкою.


О каком веществе идёт речь? (конечно, это вода)

Какие процессы описаны в загадке?

Это испарение и конденсация. (Записывается тема урока на доске)


На сегодняшнем уроке мы должны исследовать особенности этих процессов.

Первая (красная) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Что такое парообразование и испарение, конденсация?

(ответ пишут на листе бумаги и презентуют).

Процесс перехода жидкости в пар, т. е. в газообразное состояние, называется парообразованием.

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

Явление превращения пара в жидкость называется процессом конденсации.


Вторая (зеленая) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Как же происходит испарение?

(ответ пишут или рисуют на листе бумаги и презентуют).

Молекулы жидкости, как и твёрдого тела или газа непрерывно движутся с разными скоростями. Если какая-нибудь достаточно «быстрая» молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости.

Вылетевшие с поверхности жидкости молекулы образуют над нею пар.

Скорости оставшихся в жидкости молекул при соударениях меняются, некоторые из молекул приобретают скорость и энергию ,достаточную для того, чтобы оказавшись у поверхности, вылететь из жидкости. Таким образом процесс испарения продолжается, и жидкость постепенно испаряется.


Третья (желтая) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Как вы думаете, что происходит при этом с внутренней энергией и температурой жидкости?

(ответ пишут на листе бумаги и презентуют).

Внутренняя энергия жидкости должна уменьшаться, так как поверхность жидкости покидают самые энергичные молекулы.

Температура жидкости при этом должна уменьшаться, так как температура вещества определяется средней скоростью движения его молекул.


Четвертая (оранжевая) группа прочитав параграф отвечает на вопрос:

Как вы думаете, при какой температуре происходит испарение?


Испарение происходит при любой температуре.

Конечно, в жидкости при любой температуре есть некоторое число быстродвижущихся молекул.


Давайте теперь выясним закономерности испарения жидкости.

Поработаем с этой целью по группам, каждая из которых будет иметь своё исследовательское задание.


1) Задание для первой группы.

Выяснить как зависит испарение от рода вещества?

Оборудование: сосуды с различными жидкостями( водой, спиртом, подсолнечным маслом, предметные стёкла, пипетки).

Капните по капле каждого вещества на предметное стекло и пронаблюдайте какое из веществ испарится быстрее, а какое медленнее

.Как можно объяснить полученный результат.

Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарениея жидкости от рода вещества.

Вопрос теоретикам.

Какой суп жирный или постный остынет быстрее и почему?


Быстрее всего испаряется спирт, затем вода, затем масло. Очевидно, что меду молекулами масла действуют самые большие силы притяжения и энергичным молекулам их трудно преодолевать, чтобы вырваться с поверхности, а у спирта самые незначительные из этих жидкостей силы притяжения.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод: скорость испарения жидкости зависит от рода вещества.

Вот почему жирный суп остывает значительно дольше, чем постный ( с его поверхности медленнее происходит испарение).


2) Задание для второй группы.

Выяснить зависит ли скорость испарения от температуры жидкости?

Оборудование: предметные стёкла, сосуды с холодной и горячей водой.

Капните по капле горячей и холодной воды на стекло и пронаблюдайте в течение некоторого времени как будет происходить испарение.

Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарения от температуры жидкости.

Вопрос теоретикам.

Когда лужи после дождя высохнут быстрее летом или осенью?


( в результате исследования мы увидели, что быстрее испарилась горячая вода).

Это понятно, так как при испарении быстрее испаряются самые энергичные молекулы, а следовательно и самые «горячие».

Вывод: скорость испарения зависит от температуры жидкости: чем выше температура жидкости, тем быстрее она испаряется.

Высыхание луж после дождя летом происходит быстрее, чем в холодные осенние дни.


3) Задание для третьей группы.

Выяснить зависит ли скорость испарения от площади поверхности жидкости.

Оборудование: предметные стёкла, пипетки, вода.

Капните на стекло каплю воды , на другое капните такую же каплю воды, размажьте её по стеклу, чтобы увеличить площадь поверхности.

Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарения от площади поверхности жидкости.

Вопрос теоретикам.

Зачем купчихи горячий чай переливали в блюдце во время чаепития у самовара?


( в результате исследования мы убедились, что быстрее испарится жидкость капли, которую размазали, придав ей большую площадь поверхности).

Процесс испарения жидкости происходит с поверхности жидкости, поэтому чем больше площадь поверхности, тем быстрее происходит испарение.

Вывод: скорость испарения зависит от площади поверхности, чем она больше, тем быстрее испаряется жидкость.


Чай для быстрого остывания переливали в блюдце, увеличивая поверхность жидкости и ускоряя процесс испарения. А это приводит к быстрому понижению температуры чая.


4)Задание для четвертой группы.

Выясните, зависит ли скорость испарения от наличия ветра.

Оборудование: предметные стёкла, сосуд с водой, пипетка, лист бумаги (использовать в качестве веера).

Капните каплю жидкости на одно предметное стекло, другую каплю капните на другое предметное стекло. Пронаблюдайте будет ли различие в скорости испарения, если одно из стёкол обмахивать листом бумаги наподобие веера, создавая ветер над испаряющейся каплей.

Сделайте вывод: зависит или не зависит скорость испарения жидкости от наличия ветра.

Вопрос теоретикам:

В какую погоду быстрее высыхает бельё, развешанное на улице, когда есть ветер или в безветренную?


(В результате исследования мы убедились, что испарилась быстрее та жидкость, над которой был ветер.)

Если молекулы жидкости, покинувшие её поверхность находятся над жидкостью, не удаляясь от неё, то сталкиваясь в воздухе друг с другом, некоторые из них настолько уменьшают свою кинетическую энергию и скорость, что возможен их обратный переход в жидкость, т. е. конденсация.



На доске после выступления представителей каждой группы должен возникнуть опорный конспект.


Скорость испарения зависит:

  1. от рода вещества;

  2. от температуры жидкости;

  3. от площади свободной поверхности жидкости;

  4. от наличия ветра.


Мы убедились, что при испарении энергия поглощается., а при конденсации?

Роса на траве, т. е. конденсация водяного пара на холодных листьях травы, выпадает при первых лучах солнца, при этом на лугу становится теплее, т.к. в этот момент во время конденсации(лат. сгущение, уплотнение) происходит выделение энергии в виде некоторого количества теплоты.

III.Законы испарения необходимо помнить, чтобы использовать в жизни и на производстве.


  1. Разбрызгивание воды в горячих цехах для охлаждения воздуха.

  2. В сушильных камерах ускорение процесса испарения жидкости из овощей, семян, древесных пород достигают повышением температуры и вентиляцией нагретого воздуха.

  3. Испарение «отвечает» за важнейшую для жизни работу живых организмов: за защиту организма от перегрева.


Значение испарения.

За год с поверхности Земли испаряется 518600кубческих километров воды( этого достаточно , чтобы покрыть всю поверхность земного шара слоем воды в один метр). Столько же выпадает осадков. Количество теплоты, которое расходует одно растение кукурузы на испарение, примерно соответствует количеству теплоты, выделяющемуся при сгорании 16,7-25,1 кг каменного угля.


Закрепление изученного материала.


Подведение итогов, объявление оценок.


Домашнее задание.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Испарение.Kонденсация

Автор: Сарсенбаева Айгуль Кудайбергеновна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356397

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства