Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках окружающего мира»
Дидактические игры на уроках окружающего мира с использованием регионального компонента.
На уроках окружающего мира в начальных классах использую дидактические игры, которые направлены на развитие регионального компонента. Очень часто, изучая окружающий мир, ученики не знают какие растения или животные обитают рядом с ними. Эти дидактические игры позволят расширить детям свои представления о природе родного края.
Игра «Зоологическое лото»
Тема: «Сообщество водоем. Обитатели водоемов»
Цель: учить детей различать рыб Амура.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с названиями рыб и карточки с изображением рыб. Детям нужно закрыть каждое название карточкой с изображением рыбы.
(Это разрезается на отдельные картинки)
(Таких карточек можно сделать несколько и изменить расположение названий)
Игра «Узнай птицу»
Тема: Охрана животных. Красная книга.
Цель: Расширить представления детей о птицах, занесенных в Красную книгу Хабаровского края.
Ход игры:
Чтобы узнать названия птиц, занесенных в Красную книгу Хабаровского края нужно пройти от каждого названия к каждому рисунку.
Игра – головоломка «Самая маленькая птица Хабаровского края»
Тема: Птицы.
Цель: Расширить представления детей о птицах Хабаровского края.
Ход игры:
Учитель читает описание самой маленькой птицы Хабаровского края.
«Очень мелкая птица, шарообразного сложения, с очень коротким хвостом, короткой шеей и большой головой. Длина тела 9—10 см, размах крыльев 15—17 см, масса 4—8 г. Питается преимущественно мелкими беспозвоночными и их личинками. Немалую долю в рационе составляют тля, ногохвостки и гусеницы, особенно в период размножения]. Употребляют в пищу пауков, мелких жуков, цикад, комаров-долгоножек, короедов и т. п. В небольшом количестве кормятся семенами хвойных деревьев.
Пищу добывают в верхнем ярусе леса — кроне хвойных деревьев, в щелях коры, под слоем лишайника. Изредка опускаются и подбирают корм с земли. Вследствие малого размера и высокой скорости обмена веществ эти птицы вынуждены постоянно находиться в поиске корма, даже во время демонстративного пения или строительства гнезда. Всего за 12 минут голодания может сбросить до трети своего веса, а меньше чем за час умереть с голоду»
Чтобы узнать, как она называется нужно разгадать головоломку.
(Желтоголовый королёк)
Игра «Собери картинку»
Тема: «Растения озера»
Цель: Расширить представления детей о растениях озер Хабаровского края.
Ход игры:
Учитель предлагает по описанию догадаться, какие растения обитают в озерах.
Если ученики затрудняются, учитель предлагает детям из пазлов собрать картинку и прочитать название
Травянистый водный одно-двухлетник с удлиненным плавающим побегом, заякоривающийся при помощи плода. Листья собраны в розетку. Цветки мелкие, возвышающиеся над водой, плоды крупные с жесткой оболочкой и хорошо развитой скульптурой. Растет в пойменных, мелководных (до 2,5 м. глубиной), хорошо прогреваемых озерах и старицах, имеющих мощный слой илистых донных отложений. (Рогульник (водяной орех) маньчжурский)
Многолетние травянистые растения, полностью растущие в воде либо частично в неё погружённые. Из короткого толстого корневища выходит трёхгранный стебель. Он достигает 20—110 см в длину, но при этом целиком находится под водой и наполнен воздухоносной тканью. Подводные листья — простой удлинённой формы, чаще похожи на тонкие нити до 1,2 м длиной. Плавающие — эллиптические. Надводные листья по форме напоминают стрелу, обычно достигают длины 25—30 см. (Стрелолист)
Среди зарослей кувшинок и кубышек можно заметить постоянно еще какие-то листья, плавающие на поверхности воды, но по форме уже совершенно не похожие на кувшинку; эти листья имеют продолговато-ланцетную, довольно широкую пластинку и длинный черешок, который отходит от стебля, вытянутого от дна водоема до самой поверхности воды; несколько верхних листьев имеют такое устройство, а ниже сидящие листья вовсе не доходят до поверхности водоема и представлены лишь в виде длинных тяжей — черешков. (Рдест плавающий)
Это растение в высоту может достигать около 2 м. Он имеет сочные, толстые, цилиндрические стебли. Корневище широкое и погружено в воду на глубину до одного метра. За счет своей корневой системы образует в водоеме очень широкие заросли. Соцветия или початки в ширину могут достигать 3 см. Они имеют темный, бурый цвет, что и отличает рогоз от обычного камыша, который встречается на любом водоеме и имеет коричневые початки. Соцветия рогоза сохраняют свою форму вплоть до весны, тогда они становятся мягкими и «разлетаются» на большое расстояние. Листья у этого растения на ощупь очень жесткие, внешне напоминают ремешки, а их ширина составляет около 2 см. (Рогоз)
Игра «Собери слово»
Тема: Перелетные птицы.
Цель: расширить представления детей о перелетных птицах Хабаровского края.
Ход игры:
У каждого ребёнка карточка с половинками слов, участники каждой команды должны найти себе пару, чтобы получилось слово. Побеждает команда, которая быстрее соберёт слова и расскажет о каждой птице.
Цель: Расширить представления учащихся о пресмыкающихся Нанайского района.
Ход игры:
Учитель предлагает отгадать название черепахи.
Эта черепаха – необычное природное создание. Это обитатель пресных водоемов Восточной Азии, большую часть времени проводит в воде и только изредка в жаркие летние дни выходит, чтобы погреться на солнышке или сделать кладку в грунте на берегу. В отличие от привычных сухопутных черепах, панцирь этой черепахи – кожистый, мягкий. Долгое время эта особенность отражалась и в названии вида – мягкотелая черепаха. В России обитает только один вид и распространение его связано с бассейном Амура и югом Приморья. В Нашем районе она обитает в озере Гасси.
Учитель предлагает отгадать название черепахи, которая обитает в Нанайском районе.
Для этого детям нужно разгадать головоломку. (Прочитать только русские буквы)
(Дальневосточная)
Источники информации:
1.В. Тагирова Жизнь приамурских птиц. Хабаровск, Риотип, 1997
А. Теремов, В.Рохлов Занимательная зоология. М, АСТ-ПРЕСС,2002