ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В середине 70–х годов прошлого века появилась тенденция к снижению интереса детей к классным занятиям. Поэтому учителя младших классов для сохранения интереса к обучению и смене вида деятельности все чаще обращаются к дидактическим играм.
Особенно важно объединение игры с обучением в начальных классах, когда сложный переход от дошкольного детства к школе определяет постепенные изменения ведущих видов деятельности.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [1, c.162-163]. Цель дидактических игр – формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, ученик может тогда, когда он будет часто проявлять к ним интерес, и когда учитель сумел заинтересовать учеников.
Дидактические игры, которые употребляются в начальной школе, выполняют разные функции:
- активизирует интерес и внимание детей;
- развивает познавательные способности, воображение;
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования обще учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей;
- закрепляют знания, умения и навыки.
Правильно построенная интересная дидактическая игра обеспечивает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка. Не стоит оценивать дидактическую игру только с позиции обученности ребенка. Ее ценность прежде всего в том, что она выполняет роль эмоциональной разрядки, предотвращает утомление детей. [2, c.163].
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям [1, c. 187].
Значение дидактических игр:
дидактические игры развивают познавательные способности, воображение, сообразительность;
закрепляют знания, умения и навыки;
активизируют интерес и внимание детей;
тренируют сенсорные умения и навыки, волевые качества личности, процесс мышления;
выполняют роль эмоциональной разрядки, снижают утомление детей;
игры способствуют самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.
На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).
В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
“От какого дерева лист?”
Ребятки, сейчас я покажу вам листья деревьев. А вам нужно будет сказать, от какого дерева лист.(1- тополь, 2-клен, 3- дуб, 4 - ясень ).
2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Ее еще называют игрой победителей. В ней соревнуются, чтоб быстрее и полнее ответить на поставленные вопросы. Значит, викторина – это конкурс, во время которого ученики самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
Вопросы для всезнаек.
1) Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)
2) Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.)
3) Когда степь особенно красива? (Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью.)
4) Назовите раннецветущие растения. В чем их особенность? (Тюльпан, тонколистый пион, ветреница, гусиный лук, мак. За короткий весенний период они успевают пройти весь жизненный путь: вырасти, зацвести, созреть и оставить семена.)
5) Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? ( В луковицах и корневищах.)
Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Наиболее распространенный жанр детского фольклора, метод народной педагогики. Загадка развивает мышление и речь ребенка, ее наблюдательность. Каждая загадка содержит нестандартные задания, которые вызывают живой интерес
Загадки
1. Из двенадцати братьев
Трое землю украшали,
Трое солнцем согревали,
Трое сыпали дождями,
Трое веяли снегами.
Как зовутся эти братья? ( Месяцы.)
2. Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? ( Весна.)
Дидактические игры активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельную учебную работу, формируют адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, закрепляют знания, умения и навыки.
Рекомендуется на уроках окружающего мира использовать такие упражнения, которые развивают творческое мышление, логику, представление, воображение, фантазию, упражнения на сравнения, начиная с младшего возраста. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Резюме. Данная статья рассматривает значение дидактических игр на уроках окружающего мира в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Также в статье рассматриваются цели и функции дидактической игры и приводятся примеры подобных игр.
Summary. The significance of didactic games in the process of educating and upbringing of juniour scoolchildren at the natural science lessons is viewed in this arficle. It also touches upon the aims and functions of didactic games and gives the examples of such games.
Ключевые слова: дидактические игры, средство обучения.
ЛИТЕРАТУРА
- Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 288 с.
2. Радугина А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов.-
М.:Центр, 2003.-256 с.