Дидактические игры по лексической теме: «Времена года»
Дидактические игры по лексической теме: «Времена года»
Пояснительная записка
Данный материал разработан по лексической теме «Времена года».
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца; выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде; активизация словаря, внимания, памяти, мышления; воспитание осознанного и правильного отношения к природП.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление из опыта работы:
Дидактические игры по лексической теме: «Времена года»
Составила: Учитель дефектолог
Присягина Альбина Ильгизовна
Окт.2023г
Пояснительная записка
Данный материал разработан по лексической теме «Времена года».
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца; выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде; активизация словаря, внимания, памяти, мышления; воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Задачи:
Запомнить сезоны года и последовательность их чередования;
Воспитать в себе любовь к природе, заботливое отношение к ее объектам;
Активизировать словарь детей по теме.
Ожидаемые результаты
У детей будет сформулировано понятие время года. Дети будут знать месяца времен года. Дети будут правильно называть признаки времен года. Повысится познавательный интерес к природе. Обогатится словарный запас детей.
Содержание
Игра « 12 месяцев»
Цель: познакомится с названиями месяцев, учить правильно соотносить месяц к времени года.
Описание игры:
На столе лежат 12 картинок с изображением пейзажа. Нужно к каждому пейзажу подобрать месяц и время года.
Игра « Составь рассказ о времени года»
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
Описание игры:
На доске выставляются картинки, которые соответствуют признакам определенного времени года. Воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о времени года с помощью карточки-подсказки. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: Ознакомление с окружающим миром. Сформировать знания о признаках времени года и его природных явлениях. Познакомить детей с особенностями живой и неживой природы в определенное время года.
Описание игры: Пободрать картинки, соответствующие определенному времени года.
Для усвоения материала и более интересного проведения игры можно использовать стихи и загадки:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ... (Осень).
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима).
Тётушка крутая, белая, седая, В мешке стужу везёт, На земле холод трясёт. (Зима)
Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня ... (Весна)
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю. И любите за это вы все меня, я ... (Лето)
Песен полон лес и крика, Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке, Пляшут пчелки на цветке. Как зовётся время это? Угадать нетрудно …(Лето)
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
Игра «Собираемся на прогулку»
Цель: познакомить детей с одеждой, подходящей каждому времени года.
Описание игры: На столе заламинированные карточки, с помощью маркера выделяем в чем пойдем гулять летом, осенью, зимой, весной.
Игра «Труд людей по временам года»
Цель: учить устанавливать причины смены труда, делать выводы о направленности и значении труда. Систематизировать знания детей о труде людей осенью - уборка урожая, уборка листвы, заготовка продуктов на зиму; зимой – работа в овощехранилищах и зернохранилищах, забота о животных и птицах, снегозадержание на полях, очистка дорог и крыш домов от снега; летом – уход за посадками, покос, сбор зерновых; весной – уборка старой листвы, подготовка земли к посадкам, обрезка деревьев.
Описание игры: На столе карточки с изображением труда людей. Ребенку необходимо правильно распределить в какое время года как трудится человек.
Игра «Пазлы»
Цель: формирование наглядно-образного мышления, активизация словаря.
Описание игры: Ребенку из разрезных частей предлагается собрать целостную картину.
Игра «Проверка знаний сезонов года»
Цель: закрепление знаний о временах года
Описание игры: Ребенку даются карточки с заданием, нужно выбрать ответ. Педагог проверяет на правильность.
Игра «Не ошибись!»
Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания о том, что происходит в разные времена года.
Описание игры: дети сидят по кругу. Воспитатель называет время года, и дает мяч (кубик) одному из детей. Тот быстро должен назвать только одно явление, которое происходит во времени года. Игру можно проводить и по-другому: Воспитатель называет явление или признаки при сезонных изменениях, дети называют время года.
Список использованных источников
Выгодская Г.Л. Игровая деятельность глухих детей// Психология глухих детей. - М., 1971.
Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов : Кн. для учителя / Л. М. Быкова. - М.: Просвещение, 1989. - 143,[1] с.; 22 см.; ISBN 5-09-001257-1 : 30 к.
Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976- С. 204..
Картинки фруктов и овощей - https://www.google.ru/imghp?hl=ru&ogbl