ООД «Цветы умеют говорить»
Воспитатели: Гадылшина Р.Ф. /I кв. категория/
Галимзянова Л.В. /высшая кв. категория/
МБДОУ «Детский сад №80 «Реченька», Набережные Челны, РТ
Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Интеграция образовательных областей:
Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Социализация, Физическая культура, Музыка, Чтение художественной литературы
Цель: совершенствовать творческие способности детей посредством игр и художественно-изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
1. Продолжать обогащать знания детей о мире цветов, их значении и роли в жизни людей.
2. Уточнить знания детей о значении «Красной книги» и о правилах поведения детей в природе.
3. Развивать выразительность речи, творчество, фантазию.
Обучающие:
1. Продолжать учить решать нестандартные задачи на развитие внимания и логического мышления.
2. Продолжать обучать детей составлять текст-описание, отмечая характерные признаки.
3. Через поэзию, музыку продолжать обучать детей видеть поэтический образ природы.
Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию бережного и заботливого отношения к растительному миру.
2.Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; умение работать в группе.
Словарная работа: Активизировать словарь в пределах тематики «Цветы»: названия цветов, садовод.
Материалы и оборудование:
ТСО: Магнитофон, проектор, ноутбук, аудиозапись музыкальных произведений П.И. Чайковского и Ю.Антонова.
Демонстрационный материал: Картины «Времена года», Красная книга, ребусы с названиями цветов, презентация.
Раздаточный материал: Карточки цветы, ножницы, тарелочки, квадраты белого цвета со стороной 10 см.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображениями цветов
Цель: Выяснить с детьми, какие бывают цветы и где они растут.
Чтение стихотворений, рассказов о цветах.
Цель: Развивать интерес детей к художественной литературе.
Экскурсия в природу в разное время года.
Цель: Расширить представление детей о цветах, растениях во все времена года.
Дидактические игры в самостоятельной деятельности: экологическое лото «Цветы», «Где растут цветы?», «Комнатные растения».
Цель: Закрепить знание детей о цветах и растениях при помощи игр.
НОД «Кто живет на подоконнике».
Цель: Обогатить знания детей о комнатных растениях и их значении в жизни человека.
НОД «Загадки Феи цветов».
Цель: Систематизировать и уточнить знание детей о растениях, растущих во все времена года.
Методы и приемы:
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:
создание игровой ситуации, прослушивание аудиозаписи, комментирование.
Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД:
Беседа, разгадывание ребусов, дидактические игры, показ иллюстраций, решение математических задач.
Приёмы организации практической деятельности детей: рассматривание иллюстраций, комментирование, организация продуктивной деятельности детей.
Приёмы: поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения, направленные на развитие внимания, смена видов деятельности.
Приёмы: оценки деятельности детей и активизации самооценки: совместная оценка выполненных работ детьми, поощрение.
Ход НОД:
Звучит “Вальс цветов” П.И.Чайковского. Дети входят в группу, которая украшена цветами: корзины, панно, живые цветы. Воспитатель предлагает детям вслушаться в музыку
Воспитатель: Ребята, прослушайте музыкальную композицию и подумайте:
Какую картину вы представляете, прослушав это произведение?
Можете закрыть глаза и слушать музыку. (Проигрывается запись)
(Ответы детей)
Воспитатель: Вот как красиво, используя нежные интонации, композитор Пётр Ильич Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов. Это музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского называется “Вальс цветов”. Кружась в вальсе, все цветы собрались в нашей группе, чтобы порадовать наш взор. И как же не радоваться такой красоте? Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня ?
Дети: Правильно, о цветах.
II. Введение игрового момента.
Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся на цветочную поляну, которую сами же и изобразим.
III. Беседа «Цветы умеют говорить».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, что цветы умеют говорить?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить любовь и уважение.
Как вы думаете, о чем цветы говорят маме, когда мы ей их дарим?
Дети: Что мы ее очень любим.
Воспитатель: 1 сентября все ребята идут с цветами в школу, в детский сад. Подумайте, о чем говорят эти цветы?
Дети: Что это праздник, что мы уже большие.
Воспитатель: А теперь я хочу сказать вам о других цветах. Их кладут к памятнику воинам, сражавшимся за Родину. За то, чтобы вы росли счастливыми, воины отдали самое дорогое – жизнь. Эти цветы говорят: никто не забыт!
III. Игра «Где ты, цветок, живешь? ».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами сейчас расскажем цветам, когда и где они цветут. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Где ты, цветок, живёшь?»
- Посмотрите, пожалуйста, сюда: на мольберте картины четырех времен года, а в вазе – цветы, которые собрались здесь на звуки вальса Петра Ильича Чайковского. Мы с вами знаем, что каждый цветок растёт в свое время года. Ваша задача – взять цветок и доставить его в то время года, когда он растёт.
Воспитатель (опрашивает 3-4 детей): Назови, какие цветы ты положил к этому времени года?
Воспитатель: Молодцы, вы помогли цветам найти свое время года, когда они растут. А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые?
Дети: Все цветы самые красивые.
ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.
Воспитатель: Ребята, мы рассказали, в какое время года растут цветы, но не рассказали, где они растут. Продолжим игру. Внимательно посмотрите на свой цветок и подумайте, где же он растёт. Ваша следующая задача – помочь добраться цветку до своего дома.
Дети разносят цветы по трём местам обитания: лес, луг, сад.
Воспитатель: (после взаимопроверки) Как можно назвать одним словом цветы, растущие на лугу (в лесу, в саду)?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы смогли рассказать и о том, где живут наши цветы. А сейчас я предлагаю рассказать и о том, какие же они красивые. Для этого вы группами, также как стоите сейчас выполните следующее задание: ваша задача – разгадать ребус с названием цветка и рассказать об этом цветке от его имени Задание выполняется вами в группе, расскажет о цветке один из вас.
Дети составляют рассказ о цветах
Физминутка «Мы танцуем»
Воспитатель: Мир цветов таинственен и чудесен. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах. Любовь к цветам с древних времен свойственна всем народам. В Древнем Риме праздновали праздник роз, в Турции — тюльпанов, во Франции — день ландыша. С давних времен в Японии осенью отмечают общенациональный праздник хризантем. Этими цветами украшали дома, лодки, лошадей, звучала музыка, пели певцы, поэты писали свои стихи. Мы с вами тоже знаем стихотворения об удивительных цветах. Давайте вспомним.
Дети рассказывают стихотворения.
Вывод: Цветы во все времена — символ любви, верности, памяти. Дарить красоту — основная задача цветов. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие человеческие качества.
VII. Математические задачи о цветах.
Воспитатель: Про цветы написано много песен, рассказов, стихотворений. Ребята, а вы знаете, сколько всего цветов на нашей планете?
Воспитатель: Пытаясь сосчитать, сколько же всего цветов учёные составили задачи, которые я вам сейчас предлагаю решить.
1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)
2. У этого цветка Пять лепестков
А сколько лепестков У двух таких цветков? (десять)
3. В лесу подснежников и ландышей поровну. А мать-и-мачехи меньше,
чем ландышей. Чего больше ландышей или мать-и-мачехи?
4. В саду расцвели 2 розы, 2 астры и 2 гладиолуса.
Сколько же всего роз расцвело?
5. Садовник высадил 2 куста роз и ещё несколько ромашек.
Куда идёт садовник?
IX. Беседа о Красной книге.
Воспитатель: Ребята, решая задачи, мы с вами поняли, как много цветов на планете. Как вы думаете, если их так много, что и не сосчитать, можно ли их срывать?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Какие цветы можно рвать, а какие нельзя?
Дети: Есть цветы, которые специально выращивают для букетов. Они называются садовые. Их срезают, отвозят в цветочные магазины. А цветы, которые растут в полях, на лугах, в лесах рвать нельзя. Они быстро вянут. Многие занесены в Красную книгу и потом,
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и ты и вы,
Если все сорвут цветы
Не останется цветов
И не будет красоты. (Т. Собакина)
Воспитатель: Многие цветы встречаются так редко, что они занесены в Красную Книгу и нуждаются в охране, их нельзя рвать. Исчезающих растений так много, что в каждой области нашей страны есть свои Красные книги, Своя Красная книга есть и в Республике Татарстан.
(Воспитатель показывает Красную книгу)
Воспитатель: Как вы думаете, почему книгу называют Красной?
Дети: Красный цвет – это цвет тревоги, своим цветом она хочет привлечь свое внимание.
(Воспитатель приглашает подойти к экрану)
Воспитатель: Я хотела бы обратить ваше внимание на несколько цветов, которые занесены в Красную книгу.
(Воспитатель показывает цветы).
Воспитатель: Как вы думаете, как можно полюбоваться этими цветами не срывая их?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да их можно сфотографировать, нарисовать, вылепить или сделать из бумаги. Мы сегодня с вами будем делать цветы из бумаги. Но прежде, чем взяться за работу давайте разомнемся.
Пальчиковая гимнастика.Тема: «Цветок»
Утром рано он закрыт, Кисти рук плотно сомкнуты. Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон.
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки, красоту их вижу. Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.
К вечеру цветок опять закрывает венчик, Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.
И теперь он будет спать Кисти рук возвращаются в исходное положение.
До утра, как птенчик. Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.
IX. Продуктивная деятельность:
Изготовление бумажных цветов и их распускание в воде.
Воспитатель: Какие красивые цветы украсили нашу группу. Аккуратно изготовленные бумажные цветы могут служить прекрасным подарком. Сколько цветов останется живыми в природе и будут украшать нашу прекрасную Землю!
X. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на поляну цветов, понравилось вам?
- Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали интересного о цветах?
(Дети перечисляют)
- Что вызвало затруднение? (Ответы детей).
- Подумайте и ответьте на вопрос, кто активнее участвовал в разговоре о цветах и почему. (Ответы детей).
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались ребята, с заданиями справлялись дружно, быстро договорились друг с другом, каждый внес свой вклад - быстро и правильно выполняли и коллективные, и индивидуальные задания. Цветы на прощание решили подарить вам скромный подарок.
Воспитатель выносит ромашковое поле в миниатюре
(чупа-чупсы, декорированные под ромашки)
Звучит музыка Ю.Антонова «Ромашковые поля»
Воспитатель: На прощанье хочу вам сказать: Ребята! Природа — наш дом. Цветы — украшение этого дома. Давайте относится к ним бережно и с любовью. В них нуждаются бабочки, пчёлы, шмели стрекозы. Выращивайте цветы в саду и дома.
Дети покидают зал
Список использованной литературы:
1. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
2. А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
3. С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
4. Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: