Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу Окружающий мир для учащихся 3 класса разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова, М. Просвещение, 2011г, учебно-методического комплекта «Школа России», в соответствии с учебным планом МБОУ «Первомайская СОШ»,
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения ксемье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов
Описание места предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится
2ч в неделю.—68ч (34 учебные недели).
Количество практических работ – 7
Проектов - 6
.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Коммуникативные:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Умения познавательной деятельности:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Содержание учебного предмета
№п\п
Наименование разделов
Количество часов
Теория
Практика
1
Как устроен мир
6
5
1
2
Эта удивительная природа
18
16
2
3
Мы и наше здоровье
10
7
3
4
Наша безопасность.
7
6
1
5
Чему учит экономика?
12
10
2
6
Путешествие по городам и странам.
15
14
1
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Наименование раздела, тема урока
Количество часов
1
Как устроен мир (6часов)
Природа. Ценность природы для людей.
1
2
Человек. Ступеньки познания.
1
3
Проект №1
« Богатства, отданные людям»
1
4
Общество.
1
5
Что такое экология
1
6
Природа в опасности!
Охрана природы.
1
7
Эта удивительная природа.(18 часов)
Тела, вещества, частицы.
1
8
Разнообразие веществ.
Практическая работа №1
1
9
Воздух и его охрана.
1
10
Вода.
1
11
Превращения и круговорот воды.
1
12
Берегите воду!
1
13
Не расходуйте воду напрасно!
1
14
Что такое почва ?
1
15
Разнообразие растений
1
16
Солнце, растения и мы с вами.
1
17
Размножение и развитие растений.
1
18
Охрана растений.
1
19
Разнообразие животных.
1
20
Кто что ест? Проект №2
«Разнообразие природы родного края»
1
21
Размножение и развитие животных.
1
22
Охрана животных.
1
23
В царстве грибов
1
24
Великий круговорот жизни
1
25
Мы и наше здоровье. (10 часов)
Организм человека.
Практическая работа №2 «Система органов человека»
1
26
Органы чувств.
1
27
Надежная защита организма.
1
28
Опора тела и движение.
1
29
Наше питание. Проект №3 «Школа кулинаров»
Практическая работа №3 «Различные питательные вещества и их значение для жизнедеятельности организма»
1
30
Дыхание и кровообращение.
1
31
Умей предупреждать болезни.
1
32
Здоровый образ жизни.
1
33
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Мы и наше здоровье»
1
34
Презентация проектов «Богатства отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
1
35
Наша безопасность.
(7 часов)
Огонь, вода и газ.
1
36
Чтобы путь был счастливым.
1
37
Дорожные знаки.
1
38
Проект №4 «Кто нас защищает»
1
39
Опасные места.
1
40
Природа и наша безопасность.
1
41
Экологическая безопасность.
1
42
Чему учит экономика? (12 часов)
Для чего нужна экономика
1
43
Природные богатства и труд людей – основа экономики
1
44
Полезные
Ископаемые.
Практическая работа №4 «Свойства полезных ископаемых»