kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" для 4 класса с УУД (УМК Школа Росии).................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" для 4 класса »

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 посёлка Мостовского муниципального образования Мостовский район




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


По окружающему миру

Класс 4 « Б »


Учитель Малюкова Валентина Николаевна


Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.



Планирование составлено на основе рабочей программы по окружающему миру Малюковой Валентины Николаевны, утвержденной решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 протокол №1 от «29» августа 2014 года.





Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведе­ния


Оборудование урока


УУД

по плану

Факт.

1 четверть 18 ч.


Земля и человечество (9 ч.)










1.(1)


Мир глазами астронома




1




Схема (модель) солнечной системы, иллюстрации с изображением звезд, солнца ИКТ

Познавательные – извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать
с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Регулятивные – понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; оценивать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Личностные – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве

2.(2)

Планеты Солнечной системы


1



Слайды, фотографии планет


П. – анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л.– владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве

3.(3)

Звездное небо – Великая книга Природы




1



Мультимедиа,

картинки «Звезды и созвездия»

П.– находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания из электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р.– понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л.– владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве

4.(4)

Мир глазами географа



1



Электронное сопровождение к учебнику, глобус, карта

П.– сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве

5. (5)

Мир глазами историка

1



Слайды, ИКТ, лента времени

П. -составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; составлять рассказ на основании экспонатов краеведческого музея о прошлом своего региона, города (села); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р.– оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

К.–слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. - проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, целостный взгляд на мир в его органичном единстве, чувство гордости за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность

6. (6)

Когда и где?

1



Слайды, историческая карта, римские цифры

П. – определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве

7. (7)

Кубан. Мир глазами эколога

1



Электронное сопровождение к учебнику

П. – характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

8.(8)

Кубан. Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

1



Иллюстрации с изображением достопримечательностей Всемирного наследия,

фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу, ИКТ, тесты.

П. – рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л.– проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве

9. (9)

Кубан. Международная Красная книга. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

1



П. – рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве

Природа России. (10 ч.)


10.(1)

Кубан. Равнины и горы России



1



Физическая карта, иллюстрации с изображением

изучаемых объектов, мультимедиа,

П. – находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками

11.(2)

Моря, озера и реки России


1



П. – находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды
в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; готовить сочинения на тему урока; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

12.(3)

Природные зоны России


1



Мультимедиа,

слайды

П. – различать физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; различать широтную
и высотную поясность; находить на карте природных зон зоны высотной поясности; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками

13.(4)

Зона арктических пустынь



1



Мультимедиа,

слайды, карта природных зон.

П. – находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; прослеживать цепи питания в Арктике; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

14.(5)

Тундра




1



Карточки, ребус мультимедиа,

карта природных зон, плакат «Зона тундры»

П. – находить на карте природных зон зону тундры; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; выявлять экологические связи в зоне тундры; извлекать из дополнительной литературы (книги А. А. Плешакова «Зеленые страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; характеризовать зону тундры по плану;

моделировать природные особенности тундры; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

15.(6)

Леса России

1



Мультимедиа,

карта природных зон, плакат «Зона лесов»

П. – находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологи-

ческие связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; сопоставлять природу тундры и лесных зон; извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах


16.(7)

Лес и человек


1



Электронное сопровождение к учебнику

П. – с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу (по материалам книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»); извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения; совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; характеризовать лесные природные зоны по плану; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

17.(8)

Зона степей




1



УМК, карта природных зон, плакат «Зона степей»

П. – находить на карте природных зон зону степей; устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны
с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию
о растениях и животных степей, готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета
в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризовать зону степей по плану; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

18.(9)

Пустыни

1



Мультимедиа, УМК, карта природных зон, плакат «Зона арктических пустынь»

П. – находить на карте природных зон полупустыни; устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны пустынь; характеризовать животный мир зоны пустынь, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных пустынь, готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в заповедники, обсуждать экологические проекты ученых
в этих заповедниках; характеризовать зону пустынь по плану; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

2 четверть 14 ч.


19.(10)


Кубан. У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»


1




Мультимедиа,

слайды, карта природных зон, плакат «Черноморское побережье Кавказа », тесты.

П. – находить на карте природных зон зону субтропиков;
устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны; совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; работать с терминологическим словариком; характеризовать зону субтропиков по плану; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Родной край - часть большой страны (15 ч.)

20.(1)

Кубан. Наш край

1



УМК, слайды,фотографии с изображением природы родного края,

физическая карта, глобус.

П. – сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); обобщать полученную информацию, готовить сообщение.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л.– проявлять чувство гордости за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; проявлять уважительное отношение к истории и культуре других народов, бережное отношение к материальным и духовным ценностям

21.(2)

Кубан. Поверхность нашего края

1



УМК, слайды.

П. – находить на карте региона крупные овраги и балки; интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждать меры по охране поверхности своего края; моделировать знакомый участок поверхности своего края.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки

22.(3)

Поверхность нашего края (экскурсия)

1



Загадки, атлас -определитель

23.(4)

Кубан. Водные богатства нашего края

1



Мультимедиа.


П. – рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану; составлять план описания озера (пруда); моделировать наиболее знакомый водный объект; выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; обсуждать материалы рассказа «Бутылочная почта» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе); формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки; иметь установку на безопасный образ жизни

24.(5)


Кубан. Наши подземные богатства

1



Презентация, коллекция полезных ископаемых

П. – находить на карте природных зон края значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки

25.(6)

Кубан. Земля - кормилица


1



Фото, картинки, мультимедиа, образцы почв, плакат « Типы почв»

П.– различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; моделировать тип почв своего региона; готовить доклад о значении почвы для жизни на земле; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под нога-ми» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки

26.(7)

Экскурсия в лес и на луг

1



Атлас -определитель

П. – определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; обсуждать материалы рассказов о лесе из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки

27.(8)

Жизнь леса

1



Фото, иллюстрации, плакат «Смешанный лес»

28.(9)

Жизнь луга


1



Слайды, УМК

П. – определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; определять животных луга на иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; обсуждать материалы рассказа«Горит трава» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; составлять памятку «Как вести себя на лугу»; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки, иметь установку на безопасный образ жизни

29.(10)

Жизнь в пресных водах

1



Презентация

П. – опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод своего региона; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; извлекать из книг А. А. Плешакова «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки

30.(11)

Экскурсия к водоему

1



Загадки, атлас -определитель

П. – наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

Р. – принимать и сохранять задачи учебной деятельности; владеть умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять познавательный интерес к предмету

31.(12)

Кубан. Растениеводство в нашем крае

1



Гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов

П. – определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять познавательный интерес к предмету


32.(13)


Кубан. Животноводство в нашем крае


1




Иллюстрации животных

П. – выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе; характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять познавательный интерес к предмету

3 четверть 20 ч.

33.(14)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».

1



УМК, тесты.

П. – выполнять проверочные работы различных видов.

Р. – объективно оценивать свои достижения по шкале баллов.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять познавательный интерес к предмету

34.(15)

Презентация проектов

1



Презентация

П. – намечать план работы; отбирать информацию в избранных для проекта книгах; составить текст доклада; готовить оформление доклада (слайды); презентовать доклад в классе.

Р. – выбирать тему проекта; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять познавательный интерес к предмету

Страницы всемирной истории (5 ч.)

35.(1)

Кубан. Начало истории человечества


1



Презентация, слайды, УМК, лента времени, историческая карта.

П. – определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника;

рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л .– проявлять познавательный

36.(2)

Мир древности: далекий и близкий

1



УМК, электронное сопровождение к учебнику, иллюстрации с изображением Египта, Греции, Рима

П. – определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять познавательный интерес к изучению предмета

37.(3)

Средние века: время рыцарей и замков

1



Презентации

П .– сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения..

Л. – проявлять познавательный интерес к изучению предмета

38. (4)

Новое время: встреча Европы и Америки

1



Презентации

П. – определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять познавательный интерес к изучению предмета

39.(5)

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

1



Презентации, тесты.

П. – находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики
и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI веков; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять познавательный интерес к изучению предмета

Страницы истории России (20 ч.)

40.(1)

Жизнь древних славян

1



Презентации

П. – анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; составлять план рассказа на материале учебника; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

41.(2)

Во времена Древней Руси

1



УМК, электронное сопровождение к учебнику.

П. – прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; характеризовать систему государственной власти
в IX–XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа


42.(3)

Страна городов

1



Слайды, электронное сопровождение к учебнику.

П. – в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа.

43.(4)

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1



Слайды

П .– обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

44.(5)

Трудные времена на Русской земле

1



Электронное сопровождение к учебнику.

П. – прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывать своё отношение к личности Александра Невского; работать с терминологическим словариком; заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

45.(6)

Русь расправляет крылья

1



Слайды, электронное сопровождение к учебнику.

П. – приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

46.(7)

Куликовская битва

1



Презентации, слайды

П. – прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавать роль Куликовской битвы в истории России; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять план рассказа о Куликовской битве; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

47.(8)

Иван Третий

1



Картины «Москва при Иване III»,

«Иван Грозный убивает своего сына»

П. – рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в об-лике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

48.(9)

Мастера печатных дел

1



Мультимедиа,

слайды

П. – обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работать с терминологическим словариком; развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л.– проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

49.(10)

Патриоты России

1



Тесты , УМК, электронное сопровождение к учебнику.

П. – обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

50.(11)

Петр Великий

1



Иллюстрации по теме «Град при Петре I», портрет Петра Великого

П. – рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекать из дополнительной литературы
и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; прослеживать по карте приобретения Петра I; высказывать свое отношение к личности Петра Великого; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

51.(12)

Михаил Васильевич Ломоносов

1



УМК, электронное сопровождение к учебнику.

П. – составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; составлять план сценария о жизни М. В. Ломоносова; прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; высказывать свое отношение к личности М. В. Ломоносова; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л.– проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

52.(13)

Кубан. Екатерина Великая

1



Портрет Екатерины II и ее помощников, картина « Взятие Измаила»

П. – обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоев российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. И. Пугачева; прослеживать по карте рост территории государства; рассказывать по учебнику

о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

4 четверть 16 ч.

53.(14)

Отечественная война 1812 года

1



Портреты Кутузова, Наполеона, картина

«Бородинское сражение»

П. – на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

54.(15)

Страницы истории XIX века

1



УМК, электронное сопровождение к учебнику, портреты царей

П. – в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами; находить на карте Транссибирскую магистраль; сопоставлять исторические источники; извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои знания.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

55.(16)

Россия вступает в XX век


1



Историческая карта

П. – отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Граж- данская война в судьбе семьи; проявлять воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

56.(17)

Страницы истории 1920–1930-х годов


1



УМК, электронное сопровождение к учебнику.

П. – знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

57.(18)

Кубан. Великая Отечественная война.

1



Мультимедиа,

слайды

П. – составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; собирать материал о мероприятиях празднования 68-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовить праздник ко Дню Победы; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории

58.(19)

Великая война и Великая Победа

1



Мультимедиа,

слайды

59.(20)

Кубан. Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

1



Мультимедиа,

слайды

П. – извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с электронным пособием; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории

Современная Россия (9 ч.)

60.(1)

Основной закон России и права человека




1



Мультимедиа,

Слайды, статьи из конституции РФ

П. – находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации

61.(2)

Мы – граждане России

1



Фото, иллюстрации проекты.

П. – различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л. – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации

62.(3)

Кубан. Славные символы России

1



Фото, рисунки, иллюстрации с изображением флага, герба России

П. – знать особенности герба Российской Федерации, его историю, символику, отличать герб РФ от гербов других государств; знать историю флага Победы, текст гимна РФ, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения; знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего класса, семьи; формулировать выводы по изученному материалу.

Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории народа

63.(4)

Кубан. Такие разные праздники

1



Мультимедиа,

слайды, проекты.

П. – различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р. – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л. – проявлять уважительное отношение к истории народа

64.(5)

Путешествие по России

1



Мультимедиа, слайды с изображением достопримечательностей


П. – подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Р. – составлять группу по интересам, распределять обязанности; составлять план и текст доклада; оценивать свои достижения и достижения товарищей. К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л. – проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

65.(6)

Путешествие по северу европейской части России

1



66.(7)

Путешествие по югу России

1



67.(8)

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение

1



Мультимедиа,

тесты ,

П. – обобщить материал по соответствующим темам.

Р. – владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л. – проявлять познавательный интерес к изучению предмета

68.(9)

Презентация проектов


1



УМК, слайды,

П. – подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Р. – составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей. К. – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л. – проявлять познавательный интерес к изучению предмета



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" для 4 класса

Автор: Малюкова Валентина Николаевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128086

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства