Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ритмике»
МБОУ «Нюргечинская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 КЛАССА
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Составила: учитель начальных классов Сапожникова М.Н.
на основе авторской программы
Т.Ф. Кореневой
«В мире музыкальной драматургии»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
д. Нюргечи. 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Ф.Кореневой «В мире музыкальной драматургии». Направленность программы – художественно-эстетическая.
С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. В этом и новизна, и актуальность, и педагогическая целесообразность предмета ритмики.
Восприятие музыки – активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение музыкальной речи).
Высокохудожественный репертуар музыкальных произведений, дифференцированное восприятие музыки, анализ музыкальных произведений расширяют и углубляют музыкальный кругозор ребенка, пополняя знания о музыке, эпохе, композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных терминах, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания и культуры ребенка. Занятия ритмики, которые проходят в сопровождении аккомпаниатора, более глубоко и живо воздействует на центры нервной системы ребенка, естественно вовлекая его в процесс эмоционального переживания музыки, лишь частично можно использовать фонограмму.
Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогут детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает речи благозвучность и фонематическую чистоту.
Данная программа построена с учетом анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, их специфики восприятия музыки, желания и индивидуальных физических возможностей детей. Занятия принесут детям радость от общения с музыкой, разовьют творческие способности.
Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи программы:
Развивать основы музыкальной культуры.
Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.
Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движении, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).
5. Учить детей:
определять музыкальные жанры (танец, марш, песня),
определять виды ритмики (танец, игра, упражнение).
понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой музыкального произведения.
Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.
Программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Урок в начальной школе состоит из 3-х частей:
1часть:
Упражнения на совершенствование навыков основных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков и т.д.)
2часть:
Комплекс ритмической гимнастики.
3часть:
Танцевальные композиции.
Результаты работы показываются в форме открытого занятия, а также на школьных праздниках, фестивалях.
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Предмет ритмики направлен на приобретение опыта музыкально-ритмической деятельности младших школьников, формирование соответствующих умений и навыков в процессе занятий ритмикой. Ритмика закладывает основы музыкальной культуры учащихся и способствует развитию музыкальных и творческих способностей учащихся, развитию всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. Произведения русской и зарубежной классики, народного творчества, современной музыки, входящие в программу, приобщают учащихся к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, ее образного восприятия в процессе музыкально-ритмической деятельности, так как она развивает способность творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, умения передавать характер и средства музыкальной выразительности в движении. Огромное значение в школьном возрасте имеет формирование целостной системы представлений о музыкальном и танцевальном искусстве, так как оно способствует становлению музыкально-эстетического сознания учащихся, духовно-нравственных ценностей и развитию интеллекта. Одним из главных результатов уроков ритмики является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Основа ритмики – комплексы ритмической гимнастики. Последовательность и постепенное усложнение музыкальных фраз и форм произведений постепенно приводит учащихся к освоению более трудных музыкальных построений, средств музыкальной выразительности, теоретических музыкальных знаний и более сложных музыкально-ритмических движений. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а так же дает возможность заменять одно произведение другим с аналогичными художественными и музыкально-ритмическими задачами.
Творческие задания, музыкально-ритмические игры, создание импровизационных этюдов раскроют музыкально-творческие способности учащихся, придадут свободу и пластичность движениям.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - младший школьный, 6-7 лет. В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Ритмика» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 часу в неделю. Продолжительность урока ритмики - 45 минут.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Данная программа по ритмике направлена на развитие музыкальных и творческих способностей учащихся, формирование всех психических процессов: внимания, осмысленного дифференцированного восприятия музыки, памяти, эмоционального и логического мышления, и, что особенно важно, творческого воображения. Личностное развитие учащихся посредством ритмики: их творческий потенциал, формирование музыкально-эстетического сознания необходимы в данном возрасте, так как интеллект и внутренняя культура учащихся закладывается с детства. Любовь к музыке, ее чувства, образ, характер и умение передавать их в движении создадут почву для более глубокого восприятия и понимания музыки и наполнят ребенка новым содержанием, стремлением к активному проявлению музыкальных и творческих способностей.
Целенаправленная организация и планомерное формирование предмета ритмики способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и классическому музыкальному наследию – направлено на формирование целостной системы музыкального мировоззрения, воспитание эмоционального образного восприятия музыки, активизацию логического и эмоционального мышления, творческого воображения, рефлексии, что способствует познавательному и социальному развитию ребенка. В результате у школьников формируются духовно-нравственные ценности: любовь к своему Отечеству, к своей семье, к музыке и музыкально-ритмической деятельности, уважение к духовному народному и классическому наследию, развиваются способности выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение общаться с другими людьми, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся осуществляется посредством музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и составляет основу для решения основных педагогических задач.
Специфика музыкально-ритмической деятельности в начальной школе заключается в овладении нетрадиционными способами постижения музыкального искусства: через переживание музыки и ее передачи эмоционального и образного содержания в движении, что способствует становлению музыкально-эстетического сознания ребенка, его культурного содержания, обогащению его внутреннего духовного мира.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА РИТМИКИ
Личностными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе является формирование следующих умений:
формирование музыкальной культуры, развитиеэмоциональной заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.
эмоциональное восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
положительное отношение к предмету ритмики, желание передавать содержание музыки в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;
выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;
выполнение детьми различных творческих заданий по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).
развитие у детей пространственного мышления и пространственное воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
умение общаться в танце с партнером, слаженно исполнять танцевальные композиции в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
принимать учебную задачу;
понимать позицию слушателя при восприятии музыкальных образов, характерных особенностей танцев;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкально-ритмической деятельности;
адекватно воспринимать предложения учителя;
принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
принимать позицию исполнителя музыкально-ритмических упражнений, композиций, танцев;
воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей в отношении исполнения музыкально-ритмических композиций, танцев.
Познавательные УУД:
ориентироваться в информационном материале предмета ритмики, осуществлять поиск нужной информации в Музыкальном словаре и других справочниках;
использовать простые символические варианты музыкальной записи (термины, основные музыкально-теоретические понятия);
первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
находить в музыкальном тексте разные части;
понимать содержание музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения;
составлять простое схематическое изображение формы музыкального произведения.
Коммуникативные УУД:
воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в коллективной музыкально-ритмической деятельности, учиться общаться в паре с партнером;
понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети танцуют и т.д.);
контролировать свои действия в коллективной работе;
исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
использовать простые речевые средства для передачи мелодии, движения при исполнении движений под музыку;
следить за действиями других участников в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих умений:
воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию;
воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения в движении;
отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях, творческих заданиях;
слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.).
воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА
ГОДОВОЙ ПЛАН
Цель обучения:
1. Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии.
2. Формирование необходимых навыков в ритмопластике для наиболее полной передачи в движениях содержания музыкального произведения.
3. Воспитание интереса и желания выражать свои творческие фантазии, чувства, вызванные музыкой к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
4. Формирование красивой осанки, выразительности и пластики движений.
Задачи обучения:
1. Формировать музыкальную культуру, развивать эмоциональную заинтересованность в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.
2. Учить детей исполнять музыкальные композиции, передавая чувства, эмоции, вызванные музыкой в движении в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения.
3. Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).
4. Развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
3.Настроить детей на образное содержание музыки и умение характеризовать ее.
Песня, танец, марш.
1
1.Формирование у детей понятие о трех жанрах: марш, танец, песня.
Характер и настроение в музыке
1
1.Вызвать активный интерес учащихся и желание двигаться в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения.
2.Учить детей выражать свои чувства и эмоции в движении.
Осенние фантазии, тематический урок
1
1.Побуждать детей к творчеству, умению передавать изобразительность музыки в движении с предметами (листиками).
Музыкальная форма
1
1.Учить детей анализировать музыкальные построения: количество частей и их особенности.
Мир музыки П.И.Чайковского
1
1.Знакомство с творчеством композитора, вызвать у учащихся активный интерес к музыке П.Чайковского.
«Детский альбом» П.И.Чайковской
1
1.Рассказать о истории и содержании «Детского альбома» П.Чайковского.
2.Разучивание комплекса ритмической гимнастики на музыку П.Чайковского.
Историко-бытовой танец Полька.
2
1.Познакомить детей с движениями Польки, ее характерными особенностями.
2.Дать историческую справку о танце.
Основные движения Польки.
1
1.Продолжить знакомство с основными движениями Польки, закрепить их.
2.Вспомнить о характерных особенностях танца.
Полька, движение в паре.
1
1.Показать детям движения Польки в паре и разучить движения и перестроения танца.
2.Учить детей уважению друг друга и чувству коллектива.
Общение в танце, характерные особенности Польки.
2
1.Учить детей общаться в танце.
2.Добиватьсяслаженности движений с музыкой, свободы выполнения характерных движений Польки.
Полька. Закрепление движений и перестроений.
1
1.Продолжить работу над закреплением танцевальных движений и перестроений танца.
2.Учить передавать в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, драматургию.
Музыкально-ритмические композиции к празднику
2
1.Подготовить детей к выступлению на празднике.
2.Добиваться слаженности движений с музыкой, выразительности, способность развитию эмоций и общения друг с другом.
ПЛАНРАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ
Тема
Количество
уроков
УУД
Подготовка к празднику Рождества
1
Продолжить работу над слаженностью и выразительностью движений под музыку.
Музыкальные образы в произведениях П.Чайковского.
1
Учить учащихся умению характеризовать средства музыкальной выразительности, форму характерные образы музыки П.Чайковского и передавать их в движении.
Трехдольный размер в произведениях П.Чайковского.
1
Проработать ритмически сильные и слабые доли в трехдольном размере в произведениях П.Чайковского «Сладкая греза», «Новая кукла», «Вальс», «Немецкая песенка».
«Балансе» вальса
1
1.Разучить с детьми движение «балансе», правильные позиции рук, повороты головы.
2.Учить детей ритмично и правильно передавать трехдольный ритм вальса.
Повороты вальса
1
Разучить с детьми половинный и полный поворот, позиции рук.
Движение с предметом
2
Учить детей движению с предметом, умению передавать средства музыкальной выразительности.
Пластика рук в движении с предметом
2
Добиваться свободы, выразительности пластики движений с предметом.
Закрепление композиции с предметом.
2
Детальная работа над композицией и закрепление движений под музыку, добиваться слаженности движений под музыку.
Образно-сюжетная композиция.
2
Познакомить детей с образно-сюжетной композиций весенней тематики.
Мир детства в музыке.
1
Учить детей умению выражать свое отношение, эмоции, чувства к музыке того или иного композитора в движении.
Игровое танцевальное творчество.
2
Учить детей выражать средства музыкальной выразительности в творческих заданиях, этюды, музыкальных играх.
Стимулировать и поощрять творческие проявления детей в творческих заданиях, этюдах, играх.
Заключительный урок-концерт.
1
Повторение пройденного материала и выразительное исполнение композиций, упражнений и т.д.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА
1.Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
1.Электронные носители;
2. аудиодиски;
3.схемы перестроения танцев, формы музыкального произведения;
4. литература о музыке, танцах.
Андреева М. Дождик песенку поет. М., 1981г.
Андреева М., Шушкина З. Первые шаги в музыке. М., 1993г.
Андреева. М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М: Музыка, 2013г.
Бырченко. Т. С песенкой по лесенке. М: Советский композитор, 1984г.
Заводина. И.В. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-3. М: Музыка, 2016 г.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, М., 1976 г., ч1-2.
Конорова Е. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-2, М: Музыка, 2012г.
Коренева Т. В мире музыкальной драматургии. Методическое пособие по ритмике. М.,1996г.
Лифиц И. Ритмика. М. 1992 г., ч.1-2.
Музыкально-двигательные упражнения. Сост. Е.Раевская, С. Руднева, М., 1991г.
Мы танцуем и играем. Сост. С.Бекина, Ю.Комальков, Э.Соболева. М.,1994г., Вып 1-6.
Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных
руководителей. М., 1973г.
Праздники и развлечения в детском саду. Сост. С.Бекина. М.,1986г.
Руднева С., Фиш. Э., Ритмика. М.,1972г.
Франио Г. Поурочный план по ритмике. М., 1993г.
Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. М., 1987г.
Франио Г.,. Методическое пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005 г.
Фольклор – Музыка – Театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. Под ред. С.И. Мерзляковой. М., «Владос»,1999г.
2.Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Пианино
1
Скамейки
8
Стул
3
Музыкальный центр
1
Экспозиционный экран
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, атрибутов и пр.
1
Атрибутика для танцев (платочки, шарфики, цветы, веера, султанчики, детские игрушки, флажки и другие)
В наличии
Используются для выполнения творческих заданий, развития познавательного интереса к изучаемому предмету.
Музыкальные инструменты (ложки, бубны)
В наличии
Используются для выполнения музыкально-ритмических заданий, танцев.