kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ритмике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочаяя программа по ритмике для детей 7-9 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ритмике»

МБОУ «Нюргечинская СОШ»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 КЛАССА

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Составила: учитель начальных классов Сапожникова М.Н.

на основе авторской программы

Т.Ф. Кореневой

«В мире музыкальной драматургии»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования












д. Нюргечи. 2020 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Ф.Кореневой «В мире музыкальной драматургии». Направленность программы – художественно-эстетическая.

С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. В этом и новизна, и актуальность, и педагогическая целесообразность предмета ритмики.

Восприятие музыки – активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение музыкальной речи).

Высокохудожественный репертуар музыкальных произведений, дифференцированное восприятие музыки, анализ музыкальных произведений расширяют и углубляют музыкальный кругозор ребенка, пополняя знания о музыке, эпохе, композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных терминах, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания и культуры ребенка. Занятия ритмики, которые проходят в сопровождении аккомпаниатора, более глубоко и живо воздействует на центры нервной системы ребенка, естественно вовлекая его в процесс эмоционального переживания музыки, лишь частично можно использовать фонограмму.

Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогут детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает речи благозвучность и фонематическую чистоту.

Данная программа построена с учетом анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, их специфики восприятия музыки, желания и индивидуальных физических возможностей детей. Занятия принесут детям радость от общения с музыкой, разовьют творческие способности.

Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.

Задачи программы:

  1. Развивать основы музыкальной культуры.

  2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.

  3. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движении, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.

  4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).

5. Учить детей:

    • определять музыкальные жанры (танец, марш, песня),

    • определять виды ритмики (танец, игра, упражнение).

    • понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).

  1. Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой музыкального произведения.

  2. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.

  3. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.

Программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Урок в начальной школе состоит из 3-х частей:

1часть:

  • Упражнения на совершенствование навыков основных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков и т.д.)

2часть:

  • Комплекс ритмической гимнастики.

3часть:

  • Танцевальные композиции.

Результаты работы показываются в форме открытого занятия, а также на школьных праздниках, фестивалях.


  1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА РИТМИКИ

  Предмет ритмики направлен на приобретение опыта музыкально-ритмической деятельности младших школьников, формирование соответствующих умений и навыков в процессе занятий ритмикой. Ритмика закладывает основы музыкальной культуры учащихся и способствует развитию музыкальных и творческих способностей учащихся, развитию всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. Произведения русской и зарубежной классики, народного творчества, современной музыки, входящие в программу, приобщают учащихся к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.  

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, ее образного восприятия в процессе музыкально-ритмической деятельности, так как она развивает способность творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, умения передавать характер и средства музыкальной выразительности в движении. Огромное значение в школьном возрасте имеет формирование целостной системы представлений о музыкальном и танцевальном искусстве, так как оно способствует становлению музыкально-эстетического сознания учащихся, духовно-нравственных ценностей и развитию интеллекта. Одним из главных результатов уроков ритмики является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.

Основа ритмики – комплексы ритмической гимнастики. Последовательность и постепенное усложнение музыкальных фраз и форм произведений постепенно приводит учащихся к освоению более трудных музыкальных построений, средств музыкальной выразительности, теоретических музыкальных знаний и более сложных музыкально-ритмических движений. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а так же дает возможность заменять одно произведение другим с аналогичными художественными и музыкально-ритмическими задачами.

Творческие задания, музыкально-ритмические игры, создание импровизационных этюдов раскроют музыкально-творческие способности учащихся, придадут свободу и пластичность движениям.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА РИТМИКИ

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - младший школьный, 6-7 лет. В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части   на изучение предмета «Ритмика» в 1 классе отводится   33 часа, по 1 часу в неделю. Продолжительность урока ритмики - 45 минут.



4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

ПРЕДМЕТА РИТМИКИ


Данная программа по ритмике направлена на развитие музыкальных и творческих способностей учащихся, формирование всех психических процессов: внимания, осмысленного дифференцированного восприятия музыки, памяти, эмоционального и логического мышления, и, что особенно важно, творческого воображения. Личностное развитие учащихся посредством ритмики: их творческий потенциал, формирование музыкально-эстетического сознания необходимы в данном возрасте, так как интеллект и внутренняя культура учащихся закладывается с детства. Любовь к музыке, ее чувства, образ, характер и умение передавать их в движении создадут почву для более глубокого восприятия и понимания музыки и наполнят ребенка новым содержанием, стремлением к активному проявлению музыкальных и творческих способностей.

Целенаправленная организация и планомерное формирование предмета ритмики способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры  – народному и классическому музыкальному наследию – направлено на формирование целостной системы музыкального мировоззрения, воспитание эмоционального образного восприятия музыки, активизацию логического и эмоционального мышления, творческого воображения, рефлексии, что способствует познавательному и социальному развитию ребенка. В результате у школьников формируются духовно-нравственные ценности: любовь к своему Отечеству, к своей семье, к музыке и музыкально-ритмической деятельности, уважение к духовному народному и классическому наследию, развиваются способности выстраивать отношения с другими людьми.

      Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение общаться с другими людьми, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся осуществляется посредством музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и составляет основу для решения основных педагогических задач.

Специфика музыкально-ритмической деятельности в начальной школе заключается в овладении нетрадиционными способами постижения музыкального искусства: через переживание музыки и ее передачи эмоционального и образного содержания в движении, что способствует становлению музыкально-эстетического сознания ребенка, его культурного содержания, обогащению его внутреннего духовного мира.


5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА РИТМИКИ



Личностными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. формирование музыкальной культуры, развитиеэмоциональной заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.

  2. эмоциональное восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;

  3. положительное отношение к предмету ритмики, желание передавать содержание музыки в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;

  4. выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения;

  5. выполнение детьми различных творческих заданий по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).

  6. развитие у детей пространственного мышления и пространственное воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.

  7. умение общаться в танце с партнером, слаженно исполнять танцевальные композиции в коллективе. 

Метапредметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. принимать учебную задачу;

  2. понимать позицию слушателя при восприятии музыкальных образов, характерных особенностей танцев;

  3. осуществлять первоначальный контроль  своего участия в интересных для него видах музыкально-ритмической деятельности;

  4. адекватно воспринимать предложения учителя;

  5. принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

  6. принимать позицию исполнителя музыкально-ритмических упражнений, композиций, танцев;

  7. воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей в отношении исполнения музыкально-ритмических композиций, танцев.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в информационном материале предмета ритмики, осуществлять поиск нужной информации в Музыкальном словаре и других справочниках;

  2. использовать простые символические варианты музыкальной записи (термины, основные музыкально-теоретические понятия);

  3. первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;

  4. находить в музыкальном тексте разные части;

  5. понимать содержание музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения;

  6. составлять простое схематическое изображение формы музыкального произведения.

Коммуникативные УУД:

  1. воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

  2. учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

  3. принимать участие в коллективной музыкально-ритмической деятельности, учиться общаться в паре с партнером;

  4. понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети танцуют и т.д.);

  5. контролировать свои действия в коллективной работе;

  6. исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

  7. использовать простые речевые средства  для передачи мелодии, движения при исполнении движений под музыку;

  8. следить за действиями других участников в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих умений:

  1. воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;

  2. различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;

  3. выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию;

  4. воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения в движении;

  5. отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;

  6. воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях, творческих заданиях;

  7. слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;

  8. находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;

  9. различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.).

  10. выразительно исполнять музыкально-ритмические задания, упражнения, композиции, игры;

  11. воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;

  12. развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.



7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА

ГОДОВОЙ ПЛАН

Цель обучения:

1. Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии.

2. Формирование необходимых навыков в ритмопластике для наиболее полной передачи в движениях содержания музыкального произведения.

3. Воспитание интереса и желания выражать свои творческие фантазии, чувства, вызванные музыкой к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.

4. Формирование красивой осанки, выразительности и пластики движений.

Задачи обучения:

1. Формировать музыкальную культуру, развивать эмоциональную заинтересованность в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.

2. Учить детей исполнять музыкальные композиции, передавая чувства, эмоции, вызванные музыкой в движении в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения.

3. Учить детей выполнять различные творческие задания по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа).

4. Развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.


ПЛАНРАБОТЫ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ


Тема

Количество

уроков

УУД

Путешествие на музыкальную полянку

1

1.Выявление музыкальных возможностей детей.

2.Организация музыкально-педагогического процесса.

3.Настроить детей на образное содержание музыки и умение характеризовать ее.

Песня, танец, марш.

1

1.Формирование у детей понятие о трех жанрах: марш, танец, песня.

Характер и настроение в музыке

1

1.Вызвать активный интерес учащихся и желание двигаться в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения.

2.Учить детей выражать свои чувства и эмоции в движении.

Осенние фантазии, тематический урок

1

1.Побуждать детей к творчеству, умению передавать изобразительность музыки в движении с предметами (листиками).

Музыкальная форма

1

1.Учить детей анализировать музыкальные построения: количество частей и их особенности.

Мир музыки П.И.Чайковского

1

1.Знакомство с творчеством композитора, вызвать у учащихся активный интерес к музыке П.Чайковского.

«Детский альбом» П.И.Чайковской

1

1.Рассказать о истории и содержании «Детского альбома» П.Чайковского.

2.Разучивание комплекса ритмической гимнастики на музыку П.Чайковского.

Историко-бытовой танец Полька.

2

1.Познакомить детей с движениями Польки, ее характерными особенностями.

2.Дать историческую справку о танце.

Основные движения Польки.

1

1.Продолжить знакомство с основными движениями Польки, закрепить их.

2.Вспомнить о характерных особенностях танца.


Полька, движение в паре.

1

1.Показать детям движения Польки в паре и разучить движения и перестроения танца.

2.Учить детей уважению друг друга и чувству коллектива.

Общение в танце, характерные особенности Польки.

2

1.Учить детей общаться в танце.

2.Добиватьсяслаженности движений с музыкой, свободы выполнения характерных движений Польки.

Полька. Закрепление движений и перестроений.

1

1.Продолжить работу над закреплением танцевальных движений и перестроений танца.

2.Учить передавать в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, драматургию.

Музыкально-ритмические композиции к празднику

2

1.Подготовить детей к выступлению на празднике.

2.Добиваться слаженности движений с музыкой, выразительности, способность развитию эмоций и общения друг с другом.



ПЛАНРАБОТЫ НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ


Тема

Количество

уроков

УУД

Подготовка к празднику Рождества

1

Продолжить работу над слаженностью и выразительностью движений под музыку.

Музыкальные образы в произведениях П.Чайковского.

1

Учить учащихся умению характеризовать средства музыкальной выразительности, форму характерные образы музыки П.Чайковского и передавать их в движении.

Трехдольный размер в произведениях П.Чайковского.

1

Проработать ритмически сильные и слабые доли в трехдольном размере в произведениях П.Чайковского «Сладкая греза», «Новая кукла», «Вальс», «Немецкая песенка».

«Балансе» вальса

1

1.Разучить с детьми движение «балансе», правильные позиции рук, повороты головы.

2.Учить детей ритмично и правильно передавать трехдольный ритм вальса.

Повороты вальса

1

Разучить с детьми половинный и полный поворот, позиции рук.

Движение с предметом

2

Учить детей движению с предметом, умению передавать средства музыкальной выразительности.

Пластика рук в движении с предметом

2

Добиваться свободы, выразительности пластики движений с предметом.

Закрепление композиции с предметом.

2

Детальная работа над композицией и закрепление движений под музыку, добиваться слаженности движений под музыку.

Образно-сюжетная композиция.

2

Познакомить детей с образно-сюжетной композиций весенней тематики.

Мир детства в музыке.

1

Учить детей умению выражать свое отношение, эмоции, чувства к музыке того или иного композитора в движении.

Игровое танцевальное творчество.

2

Учить детей выражать средства музыкальной выразительности в творческих заданиях, этюды, музыкальных играх.

Стимулировать и поощрять творческие проявления детей в творческих заданиях, этюдах, играх.

Заключительный урок-концерт.

1

Повторение пройденного материала и выразительное исполнение композиций, упражнений и т.д.







ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА

1.Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение



1.Электронные носители;

2. аудиодиски;

3.схемы перестроения танцев, формы музыкального произведения;

4. литература о музыке, танцах.



  1. Андреева М. Дождик песенку поет. М., 1981г.

  2. Андреева М., Шушкина З. Первые шаги в музыке. М., 1993г.

  3. Андреева. М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М: Музыка, 2013г.

  4. Бырченко. Т. С песенкой по лесенке. М: Советский композитор, 1984г.

  5. Заводина. И.В. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-3. М: Музыка, 2016 г.

  6. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, М., 1976 г., ч1-2.

  7. Конорова Е. Ритмика. Методическое пособие. Выпуск 1-2, М: Музыка, 2012г.

  8. Коренева Т. В мире музыкальной драматургии. Методическое пособие по ритмике. М.,1996г.

  9. Лифиц И. Ритмика. М. 1992 г., ч.1-2.

  10. Музыкально-двигательные упражнения. Сост. Е.Раевская, С. Руднева, М., 1991г.

  11. Мы танцуем и играем. Сост. С.Бекина, Ю.Комальков, Э.Соболева. М.,1994г., Вып 1-6.

  12. Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных

руководителей. М., 1973г.

  1. Праздники и развлечения в детском саду. Сост. С.Бекина. М.,1986г.

  2. Руднева С., Фиш. Э., Ритмика. М.,1972г.

  3. Франио Г. Поурочный план по ритмике. М., 1993г.

  4. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. М., 1987г.

  5. Франио Г.,. Методическое пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005 г.

  6. Фольклор – Музыка – Театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. Под ред. С.И. Мерзляковой. М., «Владос»,1999г.




2.Материально-техническое обеспечение



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание  

Пианино

1


Скамейки

8


Стул

3


Музыкальный центр

1


Экспозиционный экран

1


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, атрибутов и пр.

1


Атрибутика для танцев (платочки, шарфики, цветы, веера, султанчики, детские игрушки, флажки и другие)

В наличии

Используются для выполнения творческих заданий, развития познавательного интереса к изучаемому предмету.

Музыкальные инструменты (ложки, бубны)

В наличии

Используются для выполнения музыкально-ритмических заданий, танцев.




  1. Информационно-коммуникационные средства



Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Видеофильмы о танцах


http://www.drofa.ru/





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ритмике

Автор: Сапожникова Мария Николаевна

Дата: 12.10.2020

Номер свидетельства: 559840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Ритмика" для 1-4 класса"
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_proghramma_ritmika_dlia_1_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "413275"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493910015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Рабочая программа "Ритмика""
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia_proghramma_ritmika"
    ["file_id"] => string(6) "442912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512702945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа по ритмике (третий час физической культуры) для обучающихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_ritmikie_trietii_chas_fizichieskoi_kul_tury_dlia_obuchai"
    ["file_id"] => string(6) "373144"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482659326"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Рабочая программа по предмету "Английский язык" (ФГОС) З.Н.Никитенко, К.Э.Безукладников, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(155) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_anghliiskii_iazyk_fgos_priedmietnoi_linii_uchiebnikov_anghliiskii_iazyk_avtory_z_n_nikitienko_k_e_biezukladnikov_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "345218"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474547857"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl"
    ["file_id"] => string(6) "181883"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425404104"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства