Рабочая программа по ритмике (третий час физической культуры) для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по ритмике (третий час физической культуры) для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по ритмики составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерной образовательной программы, Комплексной программы физического воспитания учащихся и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 класс :учебник для учащихся общеобразовательной организации / В. И. Лях – М. : Просвещение, 2014.
2. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2014.
3.Лифиц И.В «Ритмика» часть 1и 2ч.(учебно-методическое пособие).
4 Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей» (учебно-методическое пособие).
В настоящее время бурно развивается массовая гиподинамия, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем(телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.)-всё это приводит к недостатку двигательной активности и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ритмике (третий час физической культуры) для обучающихся 1-4 классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 79 города Ульяновск.
Рабочая программа
по ритмике 1-4 классы.
Автор-составитель:
Порфильева Наталья Викторовна,
педагог высшей категории
МБОУ гимназия №79
г. Ульяновск 2016 год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по ритмики составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерной образовательной программы, Комплексной программы физического воспитания учащихся и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 класс :учебник для учащихся общеобразовательной организации / В. И. Лях – М. : Просвещение, 2014.
2. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2014.
3.Лифиц И.В «Ритмика» часть 1и 2ч.(учебно-методическое пособие).
4 Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей» (учебно-методическое пособие).
В настоящее время бурно развивается массовая гиподинамия, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем(телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.)-всё это приводит к недостатку двигательной активности и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Неправильная организация режима дня и недостаточная внимание к физическому воспитанию школьника могут неблагоприятно отразиться на его здоровье физическом развитии, развивая различные психологические комплексы. Потому перед школой встаёт очень важная задача: предотвратить возможные отрицательные последствия гиподинамии за счёт правильной организации физического воспитания детей, в котором существенную роль могут сыграть уроки ритмической гимнастики. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимые меры укрепления и сохранения здоровья учащихся. Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья, приходя в школу, ребёнок имеет ограниченный запас двигательных навыков, нарушенную осанку, неустойчивую координацию. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие разболтанны и суетливы.
Программа предназначена для преподавания основ ритмической гимнастики для 1-4 классов в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение уч-ся, для его гармоничного физического развития и полноценного эстетического совершенствование ребёнка. Уроки ритмической гимнастики дают возможность целенаправленного движения, снимают напряжение многочасового неподвижного сидения за партой. Данный урок содействует физическому развитию детей, вырабатывает у них правильную осанку, уверенную легкую походку, ловкость движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения ритмической гимнастики, связано с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
В программу включены упражнения обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса направлено на воспитания творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Актуальность выбора курса
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими , социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют больше психоэмоциональное здоровьесберегающее обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Физические движение -это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма - мышечному движению. Движение стимулирует процесс роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует их повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Предметом обучения ритмической гимнастике в начальной школе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
совершенствование жизненно — важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
развитие умения определять музыкальные жанры ( танец, марш, песня), (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия ( высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно — громкая, тихая музыка и.т.д.).
формирование красивой осанки, выразительности пластики движений в танцах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Ритмическая гимнастика».
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания чувствам других людей ;
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях , умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Определение общей цели и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон с сотрудничества;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о значении ритмической гимнастики для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитии человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; -Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне , развития музыкальностей (формирование музыкального восприятия, представление о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, согласовывать музыку и движение .
- - – -
Межпредметные связи
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разные эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятие «ритм», «счет», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должные учиться и различать вступление и основную мелодию , вступать в танец с начало музыкальной фразы. «Ознакомление с окружающим»,где дети знакомятся с явлениями общественной жизни , предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом ,входящим в содержание ритмических игр и упражнений .
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмической гимнастикой и физкультурой: и по строении урока, и по его насыщенности . Начиная с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель- тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами , как и занятие физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В ходе занятия учащиеся сталкиваются с понятиями «угол поворота», «направления движения», «доли счета» (¼,2/4,3/4 и т. д.). Умение ариентироваться в пространстве , необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Организация образовательного процесса.
Уроки ритмической гимнастики проводятся 1 раз в неделю. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально- тренировочные занятия, в которые способствуют:
- нормальному функционированию, как отдельных органов, так и всего организма в целом;
- развитию физических и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Занятия ритмической гимнастики, улучшают обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, повышают уровень физической подготовленности, жизненный тонус, работоспособность.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе ритмики в основном построен на реализацию дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении ритмическими движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению ритмических упражнений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования ритмичных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности, активности учащихся, определенную последовательность решения творческих заданий.
Принцип гуманности воспитательной работе выражает:
-безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
-Глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
-Создания условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признание равных прав и обязанностей взрослых и ребенка , на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения ритмической гимнастикой применяются традиционные методы обучения:
Использование слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова -универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: объясняются алгоритм выполнения физических упражнений, описывается техника движения в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приемов в использования слова в обучении.
-рассказ,
-беседа,
-обсуждение,
-объяснение,
-словесное сопровождение движений под музыку и т. д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому , глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений ,демонстрацию плакатов ,рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движение в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся .Этот метод целостно освоению упражнений ,метод обучения (путем)ступенчатой и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки ,позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений ,движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения ,улучшения выразительности и т. п.
Игровой метод используется при проведении музыкально-ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата . Такие условия повышают эмоциональность обучения .
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на учащихся.
Содержания работы
Учебный материал для занятий обширен ,основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — сохранения здоровья учащихся средствами двигательной активности, развития и совершенствования танцевальных способностей , умение и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
1.Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
2.Ритмическая гимнастика.
3.Танцевальная азбука (тренаж)
4.Танец
5.Творческая деятельность
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний , получаемых в процессе обучения; знания о ЗОЖ, знания по музыкальной грамоте , знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений навыков: упражнений ,движений ,танцев.
Раздел «Ритмическая гимнастика» .
Основным содержанием, которого являются обще-развивающие упражнения, упражнения на формирования правильной осанки ,на пластику, на растяжку, виды шага, бега прыжки и танцевальные упражнения, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку.
Все движения направлены на укрепления здоровья, развития силы выносливости и формирование красивого тела. Систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют сохранение силы, гибкости, красоты тела, улучшают осанку, походку, нормализуют вес, стабилизируют кровяное давление, пульс, предупреждают отложение солей в суставах, помогают организму легче справляться с перенапряжением и стрессами.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
•Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
•Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приемом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения или перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 1 класса. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развитие чувства ритма и лада, обогащения музыкально-слуховых представлений, развитие умений координировать движения с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука»
Это раздел включает изучения основных позиций и движений классического, народно-характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывает осанку ,развивает гибкость и координацию движений, помогает освоить правила хореографии.
Занятие по классическому танцу придает особое значение, т .к. Классический танец является основной хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения, добиваться от детей грамотного и четкого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец»
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается ,чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с условием норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
•Усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
•Ритмические упражнения,
•Разучивание танцевальных композиций.
Вначале учащиеся знакомятся с происхождением танца,с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определенной композиции отмечается количество тактов. Далее идет усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
партерная гимнастика;
тренаж на середине зала;
танцевальные движения;
композиции различной координационной сложности.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побывать»животными,актерами,хореографами,исследователями,наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация – сочинение ритмических упражнений, танцевальная импровизация – сочинение ритмических упражнений, танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо- пластики, упражнения танцевального тренинга, этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объеме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Реализуя данную образовательную программу, ожидаются следующие результаты.
Учащиесядолжны знать и уметь:
- о взаимосвязи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня личной гигиены;
- о правилах составления комплексов ритмических упражнений;
- о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
- порядок занятия;
- понятие танцевального рисунка;
- различные стили хореографии;
- правильно и музыкально исполнять поклон, подготовку к движению на музыкальное вступление; - выполнять построение в колонну по 1,2,3 человека, в шеренгу, диагональ, круг, сужение и расширение круга, соблюдая интервал;
- ориентироваться в основных точках класса,
- исполнять движения головы, рук, плеч, туловища, ног под музыку, учитывая ритм, темп;
- показать комплекс движений, входящих в ритмическую гимнастику,
- различать характер музыки и передавать его в движении;
- самостоятельно начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки;
- добиваться ритмического и бодрого шага, работать над развитием легкости и полётности бега;
- использовать подскоки с ноги на ногу, прямого галопа;
- ориентироваться в пространстве: двигаться в рассыпную и разных направлениях, строиться в круг, двигаться парами по кругу, соблюдая интервалы;
- совершенствовать координацию движений;
- выполнять движения с предметами (флажками, кубиками, ленточками, платочками, мячами, погремушками);
- передать ритмический рисунок в движении;
- исполнение танцев "Веселые дети", "Пингвины", "Ладошки", "Чебурашка", "Парная пляска", «Полька», «Буратино», «Незнайка», «Тик-так», «Кузнечик », «Вальс», «Полонез», «Падеграс», и др.
- справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;
- справляться с заданиями, которые развивают специальную физическую подготовку (выносливость, осанку, гибкость, быстроту, уверенность);
- выполнять упражнения партерной гимнастики;
- правильно и красиво выполнять этюды и танцы;
- принимать участие в танцевальном номере;
- быть организованным и понимать, что успех зависит от каждого;
- быть самокритичным и критичным;
- тактично выражать своё мнение по отношению к другим.