Организация уроков ритмики для учащихся начальных классов в общеобразовательной школе ставит своей целью способствовать музыкально эстетическому развитию учащихся, привить основные навыки, слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание. Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как метроритм, динамика, темп. Усваивать несложные музыкальные ритмы, развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, совершенствовать музыкально – эстетические чувства. Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, которые в свою очередь положительно влияют на физическое развитие детей и координацию движений.
Программа дана по четырем годам обучения. На каждый год предлагается определенный минимум знаний, умений и навыков по трем разделам:
Азбука музыкального движения (АМД)
Элементы ритмической гимнастики (ЭРГ)
Танцевальные движения и танцы (ТД и Т)
Элементы классического танца (ЭКТ) вводится в третьем и четвертом классе
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться и исполняться элементы из разных разделов. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получить дети в процессе занятий: некоторые знания по музыкальной грамоте, хореографии, хореографической терминологии. В практическую часть входит перечень умений и навыков. На уроке ритмики учитель определяет форму одежды, напоминает о правилах поведения, о правилах по технике безопасности при выполнении определенных движений.
Раздел «Азбука музыкального движения» включает выполнение простейших танцевальных ходов в соответствии с музыкальным ритмом, перестроение в геометрические (танцевальные) фигуры для свободной ориентировки детей в пространстве. Раздел «Элементы ритмической гимнастики» включены упражнения способствующие физическому развитию детей, укреплению мышц, подвижности суставов, гибкости позвоночника. Выполнение физических упражнений под музыку развивает музыкальное восприятие. Раздел «Элементы классического танца» включает изучение основных позиций и движение классического танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, культуре движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают познакомиться с основными правилами хореографии. Раздел «Танцевальные движения и танцы» включает изучение детских массовых танцев и движений к ним. Детские массовые танцы дают возможность детям приобрести навыки общения с партнером. В соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее, в раздел «Танцевальные движения и танцы» включить несколько танцев разработанных самостоятельно, ориентируясь на возможность учащихся. Основная форма урока ритмики – это тренинг, то есть повторение из урока в урок изученных упражнений. Для лучшего эмоционального настроя детей можно использовать игры – миниатюры, шуточные соревнования. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Теоретические сведения даются по ходу урока. Класс занимается 1 час в неделю, 34 часа в год. Форма подведения итогов – открытый урок - концерт для родителей.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явиться прочным фундаментом знаний. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. К концу 4 года ученики должны приобрести не только музыкально-танцевальные знания и навыки, но и навыки нравственного поведения и отношения к товарищам. Легко и точно исполнять движения под музыку сохраняя танцевальную осанку.
Учебно-тематический план 1 года обучения
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
Количество часов
Всего
В том числе
Теория
Практика
АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Беседы об искусстве.
Характер музыки. Строение. Прослушивание и просмотр видео записей.
Построение и перестроение. Точки зала.
Ритмические упражнения с музыкальным заданием.
Итоговый урок.
1
1
3 3
1
0,5
0,5
1 0,5
-
0,5
0,5
2 2,5
1
9
2,5
6,5
ЭЛЕМЕНТЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Элементарные знания по анатомии человека.
Постановка корпуса. Позиции ног:1,3,6 (условно)
Партерный экзерсис.
Итоговый урок.
1
1
5 1
0,5
0,5
1,5 -
0,5
0,5
3,5 1
8
2,5
5,5
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ТАНЦЫ
Виды народных танцев. Просмотр видео записей.
Понятие об интервалах, о движении по ходу танца, против хода танца. Понятие об ансамбле.
Постановка корпуса, рук, ног. Упражнение для постановки рук на поясе. Основные танцевальные движения.
Постановочная работа над танцами: «Приглашение», «Вальс дружбы».
Итоговый урок.
1
1
8
6
1
0,5
0,5
1
1
-
0,5
0,5
7
5
1
16
3
13
ИТОГО ЗА ГОД:
33
8
25
1. Азбука музыкального движения. Теория. Вводное занятие. Музыкальная грамота. Характер музыки. Темп: быстро, медленно, умеренно. Строение (вступление, окончание). Терминология: точки зала.
Практика. Ритмические упражнения с музыкальным заданием (простой ход, бег на полупальцах). Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении по точкам зала 1-8. Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, перестроение из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах. Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», построение «воротца».
2. Элементы ритмической гимнастики. Теория. Терминология. Позиция ног 1-3 (условно), 6. Постановка корпуса. Элементарные знания по анатомии человека. Практика. Подъем рук через стороны вверх и опускание вниз с вращением кистей в одну и другую сторону (кулачком), движение рук «махи-крылья». Круговое движение назад плечом-рукой. Поднятие и опускание плеч. Повороты головы, наклоны. Поднимание ноги, согнутой в колене, вперед и опускание (без фиксации и с задержкой, стопа вытянута). Сочетание подъема на полупальцах с последующим приседанием по 6 позиции и перенос веса тела с одной ноги на другую. Прыжки по 6 позиции на месте и в повороте по точкам зала. Высокие прыжки «соте». Партерный экзерсис. Положение сидя. Наклоны вперед, вытянув руки, наклоны вперед, соединив стопу, наклоны в сторону на широкой растяжке. Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола. Сокращение и вытягивание стопы по VI и I позициям. Упражнения для развития мышц брюшного пресса, спины.
3. Танцевальные движения и танцы. Теория. Виды народных танцев. Положение рук в танце. Понятие об интервалах. Понятие о движение по линии танца и обратно. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле (синхронно). Практика. Раскрывание рук вперед – в сторону из положения «на поясе», в характере русского танца, соединяя с поворотом головы и корпуса. Основные танцевальные движения. Танцевальный шаг вперед и назад, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком. Удары стопой по 6-й и 3-й позициям. Тройной притоп. Боковой галоп по 6-ой позиции. Хлопки в ладоши по одному, в парах. Положение рук в парных танцах: за одну руку, накрест, за две руки. Народные и детские массовые танцы. «Приглашение» Р. Череховской, «Веселая зарядка» Прогнозируемый результат. Ученик после 1-ого года обучения должен Знать:
Правила техники безопасности.
Строение и характер музыки.
Точки зала.
Элементарные знания по анатомии человека.
Понятие об интервале.
Уметь:
Выполнять ритмические упражнения с заданием.
Выполнять перестроение в соответствие с заданием.
Исполнять разученные танцы.
Учебно-тематический план 2 года обучения
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
Количество часов
Всего
В том числе
Теория
Практика
АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Метроритм. Ритмический рисунок. Строение музыкальной речи.
Выполнение перестроений движениями.
1
3
2
0,5
1
0,5
0,5
2
1,5
6
2
4
ЭЛЕМЕНТЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Повторение упражнений изученных в первом классе.
Партерный экзерсис: упражнение на укрепление мышц стопы, растяжка, упражнения на гибкость.
2
7
2
7
9
9
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ТАНЦЫ
Образные танцевальные комбинации.
Движения к русским народным танцам.
Работа над танцем «Смени пару».
Работа над танцем «Страшак».
Итоговый урок.
4 5 5 4 1
1 1 1 1 -
3 4 4 3 1
19
4
15
ИТОГО ЗА ГОД:
34
6
28
1. Азбука музыкального движения. Теория. Строение музыкальной речи (музыкальная фраза, музыкальное предложение). Ритмический рисунок. Темп. Метроритм – определение сильной и слабой доли хлопком, притопом. Практика. Повторение материала, изученного в 1 кл. ритмические упражнения. с музыкальным заданием. Передача в движении ритмического рисунка. Выполнение движений в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега). Умение сохранять заданный темп после временного прекращения музыки. Четко определять (не только на слух, но вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание предложения, фразы. Акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т. д.) Построение и перестроение. Перестроение из колонны по одному в колонну по три (тройка), по четыре (четверка) на месте и в движении. Выполнение простейших перестроений шагами, имитирующие шаги животных и птиц. Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроение в парах: обход одним партнером другого; до – за – до и др.
2. Элементы ритмической гимнастики. Теория. Терминология. Практика. Повторение упражнений изученных в 1-ом классе. Разминка по кругу, общая гимнастика. Партерный экзерсис. Повторение упражнений изученных в первом классе. Понятие о выворотности, растяжка. Укрепление мышц стопы. Усложнение упражнений для развития мышц брюшного пресса и спины корректировка прогибов в позвоночнике. 3. Танцевальные движения и танцы. Теория. Терминология. Положение рук в танце. Первоначальное представление о танцевальном образе. Практика. Повторение пройденного материала в 1-ом классе. Закрепление пройденного материала на более сложных заданиях: увеличение физической нагрузки при выполнении прыжков. Галоп с притопом, с тройным притопом. Припляс. Подготовка к ковырялочке, веревочке, присядке. Поочередное раскрывание рук в характере русского танца из положения рук на поясе. Открывание и скрещивание рук перед грудью. Основные танцевальные движения. Русский переменный ход. Ковырялочка с тройным притопом. Русский поклон. Шаг польки вперед, назад и в повороте. Танцы. Первоначальное представление о танцевальном образе. Прослушивание музыки к танцу «Смени пару». Положение рук крест-накрест. Основные движения. Хлопки руками (два и три быстрых) Разучивание первой фигуры 16 тактов. Второй фигуры 8 тактов. Третей фигуры 16 тактов. Соединение всех фигур. Отработка. Исполнение. Прослушивание музыки к танцу «Страшак» - чешский народный танец 16 тактов. Положение в паре. Разучивание основного движения. Хлопки в ладоши и в ладоши партнера. Соединение движений и повторение их, образовав новую пару. Прогнозируемый результат. Ученик после 2-ого года обучения должен Знать:
Четко определить на слух вступление и окончание вступления. Начало и окончание музыкальной фразы, предложение.
Строение музыкальной речи (музыкальная фраза, музыкальное предложение)
Положение рук в танце
Первоначальное представление о танцевальном образе.
Уметь:
Акцентировать начало и окончание музыкальной фразы.
Выполнять движение в различных темпах и сохранять заданный темп после прекращения музыки.