Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа XXI века"»
Программа по окружающему миру
УМК «Начальная школа XXI век»
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии:
С Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрированного в Минюсте 22.12.2009г. рег. №17785)
С Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707)
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 года № 22540)
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования».
Приказом Минобрнауки России от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Примерной основной образовательной программой начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) [Электронный ресурс] //Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ//http://fgosreestr.ru/node/2067 04.06.2015.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011г.)
Стандартпми второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 2 часть./М-во образования и науки РФ – М.:Просвещение, 2011.-240с.
Основной образовательной программой начального общего образования средней школы №44 (Утверждена приказом директора №01-02/069 от 01.09.2017).
Учебным планом ОУ (Утверждён приказом директора № 01-02/069 от 01.09.2017).
Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год (Приказ директора от 01.09.2017г.№01-02/168а).
Список учебников на 2017-2018 учебный год (приказ № 01-02/169 от 01.09.2017)
Примерной программой начального образования по окружающему миру.
Авторской программой по окружающему миру: Виноградова Н. В., Калинова Г. С. «Окружающий мир». Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана – Граф, 2008.
Программа ориентирована на использованиеУМК по предмету: Виноградова Н.В. Окружающий мир: 4 класс:
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю (68 часов, из них 2 часа – резерв). В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) в целом соответствует авторской программе.
Цель курса «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности. Способностей и возможностей.
Задачи курса:
- образовательная: формирование различных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
- воспитывающая: решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание – положительного взгляда на мир, формирование нравственно – эстетических чувств.
Концепция программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
2.Содержание учебного предмета
Человек – живое существо (организм)
Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Практические работы
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек – часть природы
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна: от края до края
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек – творец культурных ценностей
Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I , во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Бажова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан, и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.С.Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).
Человек – защитник своего Отечества
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии
В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символика государства.
Тематическое планирование
Тема (тематический раздел)
Содержание по ФГОС
Основные виды деятельности
Планируемые результаты
Ученик научится
ученик получит возможность научиться
Человек – живое существо
(16 час.)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Характеризовать человека как живое существо, организм. Иметь общее представление о строении организма человека; называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека; основные органы и системы органов человека и их функции; раскрывать значение нервной, опорно - двигательной, кровеносной систем, органов человека. Раскрывать особенности деятельности различных органов.
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
называть (приводить примеры):
•признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
•основные органы и системы органов человека и их функции;
•правила здорового образа жизни;
различать (соотносить): •полезные и вредные привычки;
•эмоциональные состояния и чувства окружающих(страх, радость и др.);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
•раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
•применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
•составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым»,«Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
•объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
•в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым).
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;
•строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
•произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Ты и твоё здоровье (12 час.)
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой.
Раскрывать принципы здорового образа жизни. Объяснять значение понятий «человек –живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».
Знать и применять в самостоятельной и повседневной деятельности правила здорового образа жизни; различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.
Знать: правила гигиены органов слуха. Знать: о роли органов обоняния и осязания в жизни человека. Знать о значении эмоций в общении людей. Умение управлять своими чувствами. Уметь: самостоятельно применять знания.
Знать: о значении эмоций в общении людей. Знать: приёмы закаливания организма. Правила снятия усталости. Знать: правила поведения при пожаре. Знать разновидности болезней и меры предосторожности от них. Знать: правила поведения на улице. Знать: обращение с ядовитыми растениями. Знать разновидности болезней и меры предосторожности от них. Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Человек — часть природы
(2 час.)
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Формировать личностную позицию: осознание необходимости беречь своё здоровье Знать условия роста и развития ребёнка. Охрана детства. Права ребёнка.
Человек среди людей (5 час.)
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои суждения. Читать, наблюдать, осознавать необходимость справедливого отношения к окружающим людям. Уметь общаться, осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна: от края до края
(12 час.)
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).Россия на карте, государственная граница России.
Знать: природные зоны.
Познакомиться с географическим положением природных зон, их климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России (своего края).
Высказывание предположения, установление причин исторического факта и событий.
Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников.
Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
называть (приводить примеры):
•права гражданина и ребенка в России;
•основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
•события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
•раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
•узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
•работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
К концу обучения в 4 классе ученик получит возможностьнаучится:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;
•строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
•произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Человек – творец культурных ценностей
(13 час.)
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.
Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Уметь называть основных правителей Российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена). Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры.
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Знать: просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века.
Знакомство с реформами в образовании.
Иметь представление о рассказе-рассуждение, обогащение словаря.
Иметь представление о рассказе-описание, характеристика понятий «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет».
Человек – защитник своего Отечества
(5 час.)
Человек — воин. Героические страницы истории.
Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Гражданин и государство
(3 часа.)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации.
ЗнатьГосударственную символику России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Характеристика прав и обязанностей гражданина России
Знать Основной закон Российской Федерации.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Поурочное планирование
№ п/п
Тема урока
примечание
дата
планируемая
фактическая
Человек – живое существо (организм). (16 час.)
1.
Общее строение организма. Характеристика разных систем организма.
Урок ознакомления с новым материалом
01.09
01.09
2.
Нервная система. Головной и спинной мозг. Входной контроль.
Урок образования понятий, установления законов, правил.
05.09
05.09
3.
Двигательная система организма. Характеристика функций органов опорно-двигательной системы.
Комбинированный урок
08.09
08.09
4.
Пищеварительная система. Характеристика органов пищеварения. Соблюдение правил питания.
Урок ознакомления с новым материалом
11.09
11.09
5.
Пищеварительная система. Характеристика органов пищеварения. Правила сохранения и укрепления зубов
Урок применения знаний и умений.
15.09
15.09
6.
Дыхательная система. Характеристика органов дыхания и функций органов дыхания.
Урок ознакомления с новым материалом
18.09
18.09
7.
Кровеносная система. Органы кровеносной системы . Кровь её функции. Состав крови. Опыт – измерение пульса
Комбинированный урок
22.09
22.09
8.
Как организм удаляет ему ненужные жидкие вещества. Органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь.
Урок ознакомления с новым материалом
25.09
25.09
9.
Кожа. Кожа и её роль в организме. Строение и функции кожи. Защита кожи и правила ухода за ней.
Урок ознакомления с новым материалом
29.09
29.09
10.
Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Органы зрения, их значение в жизни человека. Самостоятельная работа.
Комбинированный урок
02.10
02.09
11.
Как человек воспринимает окружающий мир. Слух. Органы слуха. Значение слуха для человека.
Урок применения знаний и умений.
06.10
06.10
12.
Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние, вкус, осязание. Органы обоняния, вкуса, осязания их значение. Опыты: проверим свой вкус, обоняние.
Урок-проект
09.10
09.10
13.
Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при различных нагрузках».
Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими эмоциями.
Комбинированный урок
13.10
13.10
14.
Внимание. Условия развития внимания.
Урок-исследования
16.10
16.10
15.
Проверочная работа. Тест.
Урок проверки знаний.
20.10
23.10
16.
Память.
Комбинированный урок
23.10
20.10
Ты и твое здоровье. (12 час.)
17.
Режим дня. Практическая работа. Составление режима дня четвероклассника
Комбинированный урок
27.10
27.10
18.
Режим дня. Правила рационального питания.
Урок применения знаний и умений.
06.11
10.11
19.
Правила закаливания. Понятия «Гигиена» и «Закаливание»
Урок ознакомления с новым материалом
10.11
13.11
20.
Можно ли снять усталость?
Урок ознакомления с новым материалом
13.11
13.11
21.
Поговорим о вредных привычках. Обсуждение различных привычек.
Урок ознакомления с новым материалом
17.11
17.11
22.
Поговорим о вредных привычках. Составление текста рассуждения о вредных привычках.
Урок образования понятий, установления законов, правил.
20.11
20.11
23.
Когда дом становится опасным.
Урок ознакомления с новым материалом
24.11
24.11
24.
Когда дом становится опасным. Рассуждение: Внимание-опасность!
Урок применения знаний и умений.
27.11
27.11
25.
Улица полна неожиданностей. Дорожные происшествия. Правила дорожного движения.
Урок ознакомления с новым материалом
01.12
01.12
26.
Повторение и закрепление выученного.
Урок применения знаний и умений.
04.12
11.12
27.
Если случится беда. Правила оказания медицинской помощи.
Урок ознакомления с новым материалом
08.12
04.12
28.
Самостоятельная работа по теме
«Ты и твоё здоровье»
Комбинированный урок
11.12
08.11
Человек – часть природы.(2 час.)
29.
Чем человек отличается от животных.
Урок образования понятий, установления законов, правил.
15.12
15.12
30.
От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса младших школьников»
Комбинированный урок
18.12
18.12
Человек среди людей. (5 час.)
31.
Поговорим о доброте.
Урок ознакомления с новым материалом
22.12
25.12
32.
Что такое справедливость. О смелости.
Комбинированный урок
25.12
25.12
33.
Контрольная работа за первое полугодие.
Комбинированный урок
29.12
22.12
34.
Умеешь ли ты общаться. Общение со сверстниками.
Урок ознакомления с новым материалом
12.01
35.
Умеешь ли ты общаться. Общение со взрослыми людьми. «Если в дверь позвонили».
Урок применения знаний и умений.
15.01
Родная страна: от края - до края.(12 час.)
36.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра
Урок ознакомления с новым материалом
19.01
37.
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.
Урок ознакомления с новым материалом
22.01
38
Природные зоны России. Степи и пустыни.
Урок ознакомления с новым материалом
26.01
39
Тест .
29.01
40.
Почвы России. Опыт. Состав почвы.
Урок ознакомления с новым материалом
02.02
41.
Рельеф России. Равнины России. Работа с картой.
Урок ознакомления с новым материалом
05.02
42.
Рельеф России. Горные хребты России. Работа с картой.
Комбинированный урок
09.02
43.
Как возникали и строились города.
Урок ознакомления с новым материалом
12.02
44.
Россия и её соседи. Япония.
Урок ознакомления с новым материалом
16.02
45.
Россия и её соседи. Китай.
Урок ознакомления с новым материалом
19.02
46.
Россия и её соседи. Королевство Дания.
Урок ознакомления с новым материалом
26.02
47.
Россия и её соседи. Контрольный урок.
Урок проверки знаний.
02.03
Человек – творец культурных ценностей.(13 час.)
48.
Что такое культура
Урок ознакомления с новым материалом
05.03
49.
Из истории письменности.
Урок ознакомления с новым материалом
09.03
50.
О первых школах и книгах. Школы Древней Руси.
Урок образования понятий, установления законов, правил.
12.03
51.
О первых школах и книгах. Особенности образования в эпоху Петра I.
Комбинированный урок.
16.03
52.
Чему и как учились в России при Петре I.
Урок обобщения и систематизации знаний.
19.03
53.
Русское искусство до XVIII века. Храмы Древней Руси.
Урок ознакомления с новым материалом
23.03
54.
Русское искусство до XVIII века. Художественные произведения Древней Руси
Урок обобщения и систематизации знаний.
06.04
55.
Русское искусство XVIII века. Архитектура.
Комбинированный урок
09.04
56.
Русское искусство XVIII века. Живопись.
Комбинированный урок
13.04
57.
«Золотой век» русской культуры (XIX в.) Поэты и писатели русской культуры.
Урок ознакомления с новым материалом
16.04
58.
«Золотой век» русской культуры (XIX в.). Русские композиторы.
Комбинированный урок
20.04
59.
Искусство России XX в.
Интегрированный урок.
23.04
60.
Контрольный урок.
27.04
Человек – защитник своего Отечества. (5 час.)
61.
Как Русь боролась с половцами.
Урок ознакомления с новым материалом
30.04
62.
Битва на Чудском озере. Куликовская битва.
Урок образования понятий, установления законов, правил.
04.05
63.
Отечественная война 1812 г.
Урок обобщения и систематизации знаний.
07.05
64.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Урок применения знаний и умений.
11.05
65.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Проверка знаний.
Урок применения знаний и умений.
14.05
Гражданин и государство. (5 час.)
66.
Гражданин и государство.
Урок ознакомления с новым материалом
18.05
67.
Права и обязанности граждан.
Комбинированный урок
21.05
68.
Символика России.
Комбинированный урок
25.05
Результаты освоения учебногопредмета
Предметными результатами освоения изучения окружающего мира в начальной школе являются:
•усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
•сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
•владение базовым понятийным аппаратом доступным для осознания (младшим школьником), необходимых для получения дальнейшего образования в области естественно -научных и социально – гуманитарных дисциплин;
•умение наблюдать, фиксировать, исследовать (изменять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явлении окружающего мира;
•выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
•овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
•понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современном мире;
•понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
•понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, и побед.