Урок изучение нового материала.На котором обучающиеся знакомятся с составом почвы.При проведении опытов более ближе знакомятся с почвой,с её богатствами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Плодородный слой Земли»
Окружающий мир. 3 класс.
Тема урока «Плодородный слой земли».
УМК « Гармония»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.
-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по планете Земля.
2. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа (работа по карточкам).
«Составить схему круговорота воды в природе»- 3 ученика читают задание и выполняют.
КАРТОЧКА
Используя изображённые детали, составьте схему круговорота воды в природе.
Стрелками синего и красного цвета покажите:
А) испарение воды с поверхности моря;
Б) перенос облаков ветром;
В) выпадение осадков;
Г) просачивание воды под землёй;
Д) сток подземных вод.
(Все остальные дети отвечают на вопросы.)
Фронтальный опрос.
Учитель:
- Почему воду называют « вечной путешественницей?»
Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода. В природе вода существует в 3-х состояниях).
От чего зависит различное состояние воды? (от температуры)
Из чего состоят облака? (Облака состоят из капелек воды. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз- вверх, пока не сольются в крупные капли).
Вода попадает в моря и океаны во время дождей. Как ещё они пополняются водой?
При каких условиях лёд становится водой?
По реке весной плывут льдины разных цветов-одни тёмные, другие светлые. Как вы думаете, какие льдины зимовали в городе, а какие за городом?
В каких состояниях может находиться вода в природе? Приведите примеры.
- Обратите внимание, ваши одноклассники составили схему круговорота воды в природе. Давайте послушаем и оценим их работу…
- Молодцы, ребята! С заданием справились все, можно отправляться в путь. Давайте улыбнемся, друг другу, а солнышко подарит нам солнечных зайчиков.
Упражнение для глаз. (Учитель пускает солнечных зайчиков, а учащиеся следят глазами за их движением).
3. Объяснение нового материала.
Образование почвы.
Учитель:
-Я предлагаю вам сегодня стать исследователями. Мы продолжим изучение нашей планеты. (Распределение класса по лабораториям. В лаборатории есть научный руководитель и лаборанты. Лаборанты проводят исследования, а руководитель отвечает за проведённую работу).
Учитель.
Планета Земля, на которой мы живём неодинока. Она живёт в семье, которая имеет своё название – Солнечная система.
Какие же братья и сёстры есть у нашей Земли. Какие планеты входят в Солнечную систему?
(Ответы детей) (СЛАЙД №3 - Наша Вселенная).
Вывод: (Руководитель 1 лаборатории).
- В неё входит звезда, которую называют Солнце и 9 планет, вращающихся вокруг неё. Все планеты разные: одни маленькие, другие большие.
Одни находятся очень близко к Солнцу, другие достаются только крохи солнечного света. Окраска планет колеблется от ярко-красного до тёмно-коричневого.
Но только одна планета может похвалиться зелёным нарядом.
Что это за планета? (Земля).
Почему?
Учитель.
Да, это единственная планета, на которой есть растения, которые и создают её облик. (СЛАЙД №4-Зелёная планета)
А почему только на планете Земля могут произрастать растения? (Версия детей).
Почему другие планеты, не могут похвалиться этим?
Ведь все планеты вращаются вокруг Солнца, а растительный мир есть только на планете «Земля».
Что же есть такое особенное на нашей Земле, и чего нет на других планетах? (Варианты детей).
Учитель. - На планете Земля, есть земля. (табличка «земля»)
Пишется это слово с маленькой буквы, но имеет огромное значение в жизни планеты.
- Пусть девизом нашего урока станут слова. Давайте прочтём их вместе.
2. Работа в учебнике
- В учебнике на стр.87.
Сказала лопата: «Земля, чтобы рыть»,
Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить».
А люди сказали: «Земля, что бы жить».
Учитель.
А как другими словами можно назвать землю, которую мы роем, по которой мы ходим? (Почва)
Как вы думаете, что такое почва? (варианты детей)
-На этот вопрос более точно мы сможем ответить в конце урока.
Посмотрите, что лежит в ваших коробочках.
Это и есть почва-земля.
Как вы думаете, как образовалась почва? (Варианты детей)
Учитель.- Когда-то давно почвы на Земле не было вовсе. Её покрывали лишь твердые, горные породы. Земля была серая, скучная.
(Слайд №5- Молодая Земля)
А сейчас я расскажу вам сказку, о том, как родилась на планете почва.
(Учитель рассказывает сказку и постепенно прикрепляет на доску картинки с изображением Горы, Солнца, Воды, Ветра, Мхи, Лишайники, Бактерии).
Сказка.
Жила – была гора. Была она голая, лысая. Каждый день её нагревало солнце, при этом гора расширялась, как и все предметы при нагревании. А ночью, когда солнца не было, гора охлаждалась и сжималась. Этот каждодневный процесс приводил к появлению трещин. (Нарисовать в горе трещину маркером).
Вода заполняла трещину в горе, замерзала, а при замерзании вода расширялась и трещина становилась ещё больше. Часто к горе прилетал ветер (5), он выдувал мелкие осколки породы, перетирал их и превращал их в глину и песок. Трещина заполнялась постепенно рыхлой породой. В таких мягких местах могли уже прижиться простейшие растения – лишайники и мхи (6). На горе жили ещё и бактерии, которые помогали превращать умершие мхи и лишайники в почву.
- Таким образом, за миллионы лет образовалась почва.
Процесс этот очень длительный. (1 см-300 лет, 20 см. – 6000лет показать соотношение на линейки)
Опрос:
Так, что же вы узнали о процессе образования почвы?
повторим, кто же участвовал в её создании. (СЛАЙД №6, №7 . Солнце-ветер-вода-лишайники-бактерии).
3.Слои почвы.
( СЛАЙД №8-Почвенные слои. Показ и объяснение).
Учитель. - Нижний слой, на котором постепенно за миллионы лет и образовалась почва, называется материнской горой породой.
- Второй слой переходный (мало плодородный).
И верхний слой, который называется перегной.
- Руководитель второй лаборатории нам скажет: «Что называется почвой?»
Вывод: - И так почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут животные.
Учебник.
Давайте прочтём на стр.88 абзац 2 (СЛАЙД №9-Везде ли на земле есть почвенный слой?)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Практическая работа
4.Состав почвы.
Учитель.- Так из чего состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём несколько исследовательских опытов.
ОПЫТ № 1. . (Проделывают дети. Ответственная 1 лаборатория.
СЛАЙД № 10- Исследуй состав почвы).
Учитель: - Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.
Что вы увидели?
Дети: - Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: - Какой вывод можно сделать?
Дети: - В почве есть воздух. ( СЛАЙД № 11- Вывод по результатам опыта).
Учитель: - Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
( Вывешивается карточка на доске « ВОЗДУХ»
ОПЫТ № 2. (Ответственная 2 лаборатория.СЛАЙД № 12-
Исследуй состав почвы).
Учитель: - Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
Дети: - На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Учитель: - Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным.
Что доказывает этот опыт?
Дети: - В почве есть вода. ( Почва продолжает нагреваться. Вывешивается карточка на доске « ВОДА».Слайд № 13- Вывод по результатам опыта) .
ОПЫТ № 3. (СЛАЙД № 14, №16- Исследуй состав почвы).
Учитель: - Будем нагревать почву.
Что вы видите и чувствуете?
Дети: - Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: - Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений
и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.
Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Сделай
свой вывод.
Дети: - В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части
насекомых, червей – это перегной. (СЛАЙД № 15, №17- Вывод по результатам опыта).
( Вывешивается карточка на доске « ПЕРЕГНОЙ».)
(Размешать и оставить отстаиваться. Заранее сделать готовый образец.
Это задания предварительно выполняла 3 лаборатория).
ОПЫТ № 4. ( СЛАЙД № 18- Исследуй состав почвы).
Учитель: - Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставили
после первого опыта, что вы увидите?
Дети: - На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор,
иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть.
Учитель: - Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана
Что вы видите?
Дети: - Песок, поверх которого осела глина.
Учитель: - Сделай вывод из этого опыта.
Дети: - В почве есть песок, глина и перегной. (СЛАЙД № 19, Вывод по результатам опыта).
Учитель: - Молодцы! Продолжим наше изучение почвы.
( Вывешивается карточка на доске « ПЕСОК, ГЛИНА».)
ОПЫТ № 5. ( СЛАЙД № 20- Исследуй состав почвы).
Учитель: - Я беру несколько капель воды из стакана, в котором
долго находилась почва. Несколько капель этой
воды поместим на стекло. Подержим стекло над огнём.
Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые
Налёты. Это соли.
( Дети рассматривают налёт на стекле).
СОЛИ – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.
Дети: - В почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде. (СЛАЙД № 21, Вывод по результатам опыта).
( Вывешивается карточка на доске « СОЛИ».)
Учитель: - Молодцы! Предлагаю на основании практической работы заполнить схему « Состав почвы».
Учитель. - Так, что же входит в состав почвы? ( СЛАЙД № 22- Состав почвы),
Дети. - В состав почвы входит: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли. (Рабочая тетрадь. Задание №1 – взаимопроверка тетрадей и выставление отметок карандашом).
Учитель. (Круговорот почвы)
- Перегной – самый плодородный слой земли, Главная часть почвы.
Из него под воздействием микробов образуются соли. Соли необходимы для питания растений. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву.
Учитель. - И под воздействием бактерий превращаются в перегной, затем в соли. Процесс опять повторяется. Это называется – круговорот почвы.
5.Виды почв.
Учитель. - Как вы думаете, почему почва бывает разного цвета: красная, коричневая, серая.
А как вы думаете, отчего зависит цвет почвы?
(Цвет почвы зависит от количества перегноя в ней). Чем больше перегноя, тем почва темнее; чем больше перегноя, тем она плодороднее.
(СЛАЙД № 23- Какие бывают почвы?).
Учитель. - Найдите самую плодородную почву. Определите её по цвету. Как она называется? (Чернозём)
- Чем светлее, тем меньше перегноя. Значит, она менее плодородная.
(Дети из 3 лаборатории знакомят с типами почв: СЛАЙД № 28-33, серая лесная, подзолистая, чернозём, каштановая, солонцы, краснозём).
Почвы Ростовской области.
Учитель. - Рассмотрим карту Ростовской области и определим, какие почвы присутствуют в нашем крае. (СЛАЙД №24- Почвы Ростовской области).
(Вся Ростовская область – везде черноземные почвы, но к северу и востоку они менее чернозёмные).
Целина – почва чернозём обыкновенный.
- А если внимательно рассмотреть карту мы может сразу ответить на следующий вопрос…
- Какой вид почвы преобладает на территории Ростовской области? ( СЛАЙД №25).
- Какие чернозёмы бывают? (СЛАЙД № 26-Основные тип почв Ростовской области?)
- Большую часть занимает чернозём-64,2% от всей почвы нашего края.
Вот что говорили крестьяне о чернозёмах «Землица потемнее – получше, а белях – не стоит пахать».
А русский учёный – естествоиспытатель, который создал науку о почвах, почвоведение. Который составил первые почвенные карты России.
Василий Васильевич Докучаев говорил так: «Чернозём для России – дороже нефти, каменного угля, золотых и жёлтых руд, ничего в сравнении с ним».
(СЛАЙД № - 27, В.В. Докучаев).
Учитель.- Ростовская область является кормилицей всей России, она кормит страну, своими богатыми урожаем.
Что выращивают на наших полях? (Варианты детей)
Учитель подводит итоги:
- В нашей области растут все культуры, кроме цитрусовых.
Взаимосвязь почва - человек.
Учитель. - Что же дает человеку почва?
Дети: - Почва даёт:
Растение – пища – жизнь (Возвращаемся к девизу нашего урока)
-Так, какая же строчка в нашем девизе является самой главной.
А люди сказали: «Земля – чтобы жить».
Учитель:- А как же человек влияет на почву?
Всегда ли влияет положительно?
Варианты представляет 1 лаборатория:
Положительно:
Сажает лесополосы.
Укрепляет склоны оврагов растениями.
Варианты представляет 2 лаборатория:
Отрицательно:
1. Высыпает мусор.
2. Выливают жидкие отходы.
3. Вносят большое количество удобрений, ядохимикатов.
Учитель: - Как же человек должен относиться, к почве, т.к. она является его кормилицей, мы узнаем, поиграв в игру «Скажи ДА или НЕТ». Игра рассчитана на самых внимательных учеников. (СЛАЙД №34-41.)
4. Самостоятельная работа.
( СЛАЙД № 42-44, Угадай).
Вы узнали, как образовалась почва, из чего состоит. И теперь сможете ответить на вопросы.
Тест: (для каждого ученика).
Тест.
Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.
1. Выберите правильное определение почвы:
Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;
Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;
О) верхний плодородный слой земли;
2. Какая главная часть почвы?
Т) перегной;
Д) песок;
Б) глина;
3. Что образуется из перегноя под воздействием микробов?
М) вода;
Н) воздух;
Л) соли;
4. Что используют растения для питания?
Е) микробы;
И) соли;
Ю) перегной;
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
Ш) песок;
Щ) глина;
Ч) перегной;
6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу - за 3225 лет, а там, где нет растений - всего за 15 лет!
О чём говорят эти расчёты учёных?
М) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли.
Н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.
Л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
7. Какое утверждение верно?
А) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть.
О) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие.
Я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.
Учитель: - У того, кто правильно ответил на вопросы теста, получилось слово «Отлично».
- Поднимите руки, тот получает отметку «5».
5. Закрепление изученного материала.
Учитель:- Наше путешествие подходит к концу. С заданиями вы справились. – Понравилось вам это путешествие по планете Земля?
( Ответы детей)
- Что интересного узнали?
( Ответы детей)
- Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относится к природе родного края. Своей местности: любить и беречь природу!