Учитель начальных классов Маслюкова Надежда Васильевна
Открытый урок по познанию мира 2014 год
Тема урока: Почва. Свойства почвы.
1.Дать значение слову – почва. Выявить основное свойство почвы. В процессе опытов установить состав почвы.
3 .Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный он тем, что к нам пришли гости. Давайте мы улыбнемся им и подарим хорошее настроение. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Вы знаете, что каждый научный сотрудник должен иметь определенные знания. Вот и мы сейчас с вами покажем свои знания. Сегодня на уроке мы с вами будем разгадывать тайну природы. А результатом нашей работы будет цветок, который мы с вами вырастим.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови. Сказка это или не сказка? Существует ли такая чудесная кладовая? (ответы детей)
- Такая чудесная кладовая действительно есть. Это земля.
- А что такое земля? Ответы детей
Земля имеет еще одно значение - почва. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва, свойства почвы и состав почвы.
Основная часть
Работа в парах
Ребята, а что вы знаете о почве? Обсудите этот вопрос в паре и запишите ответ в таблицу в колонку «Знаю».
- Каждая пара после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Положите свои листочками с ответами на край парты.
- Объектом нашего изучения - почва. Вы уже написали, что знаете о почве. Давайте теперь прочитаем в учебнике на с…..определение - что такое почва?
Почва – это плодородный слой земли.
- Правильно. А что означает слово плодородный? - Какие два слова спрятались в слове плодородный?
Плоды родятся. Плодородный слой земли, это земля, на которой хорошо растут растения, овощи, где богатый урожай. Чем чернее земля, тем она плодородней, тем лучше урожай.
Вот поэтому такую почву и называют чудесной кладовой, потому что в ней все хорошо растет.
Теперь мы с вами узнали, что такое почва и главное ее свойство.
Повторите главное свойство еще, назовите его друг другу.
Ребята, а вы хотите узнать, из чего состоит почва? Давайте превратимся в ученых и проделаем несколько опытов.
- А кто такие ученые? Это люди, которые изучают разные науки. Это очень тяжелый труд.
И поэтому перед тяжелой работой надо немного отдохнуть.
Физминутка ( видео. Дети повторяют движение)
Работа в группах.
Каждая группа ученых проведет опыт, а результаты запишет в лист исследователя. Внимательно читайте задание и выполняйте.
1 группа
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.
Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.
Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _______________________. Значит в почве есть _______________________.
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Задание
Результаты исследования
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.
Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.
Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _______________________. Значит в почве есть _______________________.
2 группа
Опыт № 2 Возьмите бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Плотно придавите ее вторым листом. Стряхните почву обратно в стакан. Что вы узнали? Запишите в лист.
Ответ: Мы взяли бумагу, насыпали в нее немного почвы. Потом придавили ее к бумаге. На бумаге осталось ________________________________________________. Это _______________________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть ________________________________.
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Группа № 2
Задание
Опыт № 2
Результаты исследования
Возьмите бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Плотно придавите ее вторым листом. Стряхните почву обратно в стакан. Что вы узнали? Запишите в лист.
Мы взяли бумагу, насыпали в нее немного почвы. Потом придавили ее к бумаге. На бумаге осталось ________________________________________________. Это _______________________. Она появилась из почвы.
Значит в почве есть ________________________________.
3 группа
Опыт №3 Возьмите стакан с водой, бросьте туда немного почвы, размешайте ложкой и дайте немного постоять и посмотрите на дно стакана.
Ответ: В стакан с водой мы добавили немного почвы и размешали палочкой. Мы заметили, что вода стала мутной. Всплыл мусор (остатки листьев) , на дно осел осадок - песок, а сверху глина. Мы пришли к выводу, что в состав почвы входят глина, песок.
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Группа № 3
Задание
Опыт № 3
Результаты исследования
Возьмите стакан с водой, бросьте туда немного почвы, размешайте ложкой и дайте немного постоять и посмотрите на дно стакана.
В стакан с водой мы добавили немного почвы и размешали ложкой. Мы заметили, что вода стала __________________________. Всплыл мусор (остатки листьев), на дно осел осадок - _______________________
, а сверху __________________. Мы пришли к выводу, что в состав почвы входят _________________ и _______________
- Правильно, ребята! А вот эти остатки листьев, части насекомых, веточек, корешков одним словом можно назвать перегной. Это необходимая часть почвы. В перегное много питательных веществ, которые нужны растениям.
- Почва без перегноя пустая, не плодородная, а ведь главное свойство почвы – это её плодородие!
Опыт 4.
- Следующий опыт я проведу сама, а вы узнаете, что еще входит в состав почвы.
У меня стакан с водой, в котором находится почва. Я возьму несколько капель воды и нанесу на стекло, подержу его над огнём. Ждем, пока испарится со стекла вся вода. Посмотрите, на стекле остался белый налёт. Как вы думаете, что это?
- Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
-Какой вывод мы можем сделать после этого опыта?
( В почве находятся соли, которые растворяются в воде).
На доске кластер в виде цветка
Дети зачитывают результат проведенного опята, после ответа к цветку прибавляется по лепестку, где записано свойство почвы.
- Молодцы. Хорошо поработали. Мы с вами узнали свойства почвы и вырастили чудесный цветок.
- Давайте подведем итог.
- Что такое почва? Это плодородный слой земли.
- Какое главное свойство почвы? Плодородие.
- Что входит в состав почвы ( воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли)
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка.
V. Контроль
- Сегодня были научными сотрудниками. Нашли ответы на все вопросы, которые поставили себе. Давайте теперь поработаем самостоятельно и снова возьмем листочки, которые вы положили на край парты и заполним колонку «Узнал» письменно ответим на вопросы.
- Что такое почва?
Почва – это ______________________________________________________________________________________
- Главное свойство почвы?
Главное свойство почвы – это ________________________________________________________________
- Что входит в состав почвы?
Рефлексия.
Какие цели ставили в начале урока? На все ли вопросы мы с вами нашли ответ? Понравился ли вам урок?
Оцените свою работу.
На доске стаканчики с плодородной почвой.
Если вам понравился урок, и вы все поняли, то посадите свой цветок в желтый стаканчик Если вам понравилось, но вы что – то не поняли, посадите свой цветок в красный стаканчик
Если вам не понравилось, и вы ничего не поняли – посадите свой цветок в синий стакан.
Домашнее задание: С. 54 – 55 пересказ. С.55 ! в тетрадь.
Всем спасибо за хорошую работу.