Класс: 6
Дата ________
Урок 56.
Тема: Природный комплекс, географическая оболочка – особая оболочка Земли.
Цель:
Образовательная: создание условий для осмысления и понимания учащимися представления о географической оболочке; о природном комплексе, компонентах природы
Развивающая: развить умение уважать мнение других, отстаивать своё мнение; желание анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение
Воспитательная: воспитать чувство коллективизма
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-путешествие
Методы: беседа, частично-поисковый, репродуктивный
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты
Ход урока
1.Организационный момент (психологический настрой учащихся)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день и наш урок
пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех совершить
путешествие по просторам земных оболочек нашей планетыи
посмотреть музыкальный клип….
(видео «Живет повсюду красота»)
Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах
помните? Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и
пожелаем успехов и удачи, настроимся на поиск и творчество.
В добрый путь! Итак, начнем урок.
И перед тем, как мы отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дальнейшем. Предлагаю вспомнить понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках. Деление на группы.
2. Сообщение темы и целей урока
Каждая группа получает набор слов, из которых они должны составить название темы.
2. Актуализация знаний
Разминка «Легкие вопросики»
1. Наука, изучающая животных и растения – биология.
2. Плодородный слой земли – почва.
3. Воздушная оболочка земли – атмосфера.
4. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями – дерево.
5. Одна из групп живых одноклеточных организмов – бактерии.
Вопросы для каждой группы.
Продолжите предложение: Биосфера для меня — это...
Определите правильно ли данное определения, объясните почему?
а) растения и животные распространены на Земле равномерно;
б) в состав биосферы входят только животные организмы;
в) организмы не оказывают большое влияние на земные оболочки;
г) хозяйственная деятельность человека может отрицательно влиять на биосферу.
1. Проблематизация - Ну что ж, сегодня мы попытаемся найти ответ на самый важный сегодня вопрос.
Проблема: «В чем особенность географической оболочки? И Почему?»
Индивидуальная работа. А что же такое «Географическая оболочка»?
- Запишите ассоциации по теме: Географическая оболочка. Составьте кластер из ваших ассоциаций с этим словом.
литосфера гидросфера
атмосфера биосфера
Географическая оболочка
.-Составьте определение слова «Географическая оболочка».
4. Составление вопросов и их запись.
- Какие у вас возникли вопросы? (зачитывают вопросы)
- Кто-то сможет ответить на какой-либо вопрос? (отметить активных)
6. Составление опорных схем в технологических картах.
Сферы Земли образуют единую непрерывную оболочку, которая называется географической.
В географическую оболочку входят измененный под влиянием других оболочек верхний слой литосферы, нижний слой атмосферы, вся гидросфера и биосфера.
Мы выяснили, что разные компоненты (составные части) природы образуют так называемые земные оболочки. Это литосфера («каменная», или твердая, оболочка Земли), гидросфера (водная оболочка), атмосфера (воздушная оболочка). Особую оболочку — биосферу составляет живое вещество. Уникальным природным слоем является почва, состоящая из живого и минерального веществ. Наконец, выделяют сферу человеческой деятельности — ноосферу (буквально это означает «сфера разума»). Так вот, географическая оболочка как объект географии включает в себя верхние слои литосферы, всю гидросферу, нижние слои атмосферы, биосферу (с почвой) и ноосферу. Все эти оболочки взаимосвязаны между собой, проникая друг в друга, и тесно взаимодействуют. Особенность географической оболочки — это среда обитания человека, созданная совместно с природой и руками людей.
Учитель отмечает, что, по мнению ученых-географов, географическая оболочка простирается там, где распространена и активно участвует в природных процессах вода (в разных состояниях) и где существуют живые организмы. Географическая оболочка не имеет четких границ. Обычно за верхнюю границу принимают озоновый экран на высоте 25—30 км над земной поверхностью (над уровнем Океана). Нижняя граница опускается на первые километры в глубь литосферы. Таким образом, географическая оболочка имеет мощность (толщину) около 30 км. Казалось бы, это не так уж много. Но она опоясывает всю нашу Землю, и именно в ней протекает вся наша жизнь.
Далее выясняют, что географическая оболочка состоит из отдельных частей или компонентов: горных пород, воздуха, воды, растений, животных, человека, почвы. Взаимодействие этих компонентов создает природный территориальный комплекс (ПТК), или просто природный комплекс. Разделение географической оболочки на природные комплексы обусловлено неравномерностью поступления тепла на различные ее участки, а также неоднородностью земной поверхности (наличие гор, равнин, океанов, материков). Самый крупный природный комплекс на Земле — сама географическая оболочка. К крупным природным комплексам относят материки, океаны, а также такие природные образования, как пустыни, низменности, горы и т. д. Кроме того, существуют небольшие природные комплексы — холмы, долины, реки, болота, которые окружают местность, где вы живете. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее в нем природные условия. Таким образом, географическая оболочка состоит из разных по масштабам, более мелких ПТК. Географическая оболочка состоит из природных комплексов разного ранга, которые входят, как матрешки, одна в другую. Относительно крупные ПТК называются ландшафтами, все более мелкие — местностями, урочищами, фациями. Важно подчеркнуть, что в наше время почти не осталось природных комплексов, не измененных человеком. На Земле созданы различные природно-хозяйственные комплексы. Причем воздействие человека может быть положительным, если, например, люди расчистили родник, погребенный под илом, провели противоовражные мероприятия, восстановили вырубленный лес. Однако воздействие человека на комплекс может быть отрицательным. Сведение лесов, загрязнение атмосферы и акваторий морей — примеры отрицательного воздействия на природные комплексы Земли.
Географическая оболочка характеризуется особенностями
Работа с учебником 149 (каждая группа готовит отдельно 1 особенность)
Географическая оболочка обладает некоторыми свойствами, которых нет у оболочек, из которых она состоит. Откуда же берутся эти «новые свойства»? Они появляются вследствие тесного взаимодействия между отдельными оболочками. Пожалуй, самыми важными свойствами географической оболочки являются ее единство и целостность. Действительно, и вода, и воздух, и живые организмы проникают в верхние слои литосферы.
Просмотр видеороликов. Антропогенного и природного комплекса
- В чем суть природного и антропогенного комплекса.
Учитель советует ученикам: представьте, например, что в каком-нибудь регионе стало меньше выпадать атмосферных осадков. Что тогда произойдет?
Учащиеся дают разные ответы. Подводя итоги, учитель отмечает, что тогда изменится климат этого региона, дефицит воды приведет к пересыханию большинства рек и исчезновению лесов вместе с его обитателями — животными. Изменится почвенный покров. Наконец, люди будут вынуждены сменить свой основной род деятельности на этой территории. При этом может оказаться, что при недостатке воды человек будет использовать ее особенно активно, и тогда сухость климата будет еще более возрастать. Это и есть проявление тесных взаимосвязей между различными компонентами в географической оболочке.
Горные породы, вода, воздух, организмы - составные части географической оболочки; их называют компонентами.
Все компоненты географической оболочки взаимодействуют и образуют отличающиеся друг от друга природные комплексы.
Географическая оболочка - самый большой природный комплекс.
4. Закрепление. Рефлексия
1. Выполнение синквейна по теме: ГО, ПК
1 строка - одно существительное,
2-ая - два прилагательных,
3-я - три глагола,
4-ая - крылатая фраза,
5-ая - одно существительное, которое выражает суть.
- Обсудите в паре, в группе, один представитель от группы.
2. Что из перечисленного не относится к компонентам ПК?
Рельеф, климат, города, воды, сады и огороды, почвы, растения, заводы, животный мир, водохранилища.
3. Оправдались ли наши предположения, которые мы сделали в начале урока?
- Давайте вернемся к нашим вопросам. Может, на некоторые из них мы уже можем ответить?
Нашли ли ответ на проблему: «В чем особенность географической оболочки? И Почему?»
Подведение итога урока.
Учитель. Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.
Понравился ли вам урок (если да, показывают палец поднятый вверх)
Так себе (наклонен)
Нет (палец опущен)
Спасибо всем за работу. Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.
Домашнее задание.
Изучить материал учебника § 48.
Д\З. Написание эссе. Описать ПК (от имени неба, цветка, солнца, камня…)