Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми ТМНР устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, ведь отсутствие, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Роль устного народного творчества (сказки) в работе с детьми ТМНР.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми ТМНР устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, ведь отсутствие, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет.
Сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, понимания внутренних мотивов поведения героев.
При работе с «особыми детьми»: сказка оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную и познавательную сферу детей с ТМНР сказка учит переживать , радоваться, сочувствовать, побуждает к речевому общению. Значение сказки в процессе обучения детей с ТМНР расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке к жизни и труду. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Сказку можно не только читать и рассказывать, но и показывать лепить, рисовать, сочинять, изображать и т.п. С помощью сказки развивать у ребенка с ТМНР:
- умение фиксировать взгляд
- умение слушать
-умение познавать
- умение сравнивать, сопоставлять
-развивать мелкую и крупную моторику
-развивать элементарные математические представления
-связную речь
-мышление
-внимание
-память
-мимику лица и жесты
-эстетические чувства
- чувство юмора
Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития речи детей с ТМНР. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям с ТМНР излагать свое отношение к прослушанному. Но важно при этом подбирать сказки подходящие по возрасту и уровню развитию ребенка. Детям с ТМНР подойдут вполне конкретные сказки про животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравиться.
Таким образом, через устное народное творчество ребёнок с ТМНР не только овладевает речью, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.