Студент-практикант | Цанцук Маргарита Игоревна |
Предмет, класс | Окружающий мир, 3 |
Тема урока | Дыхание и кровообращение |
Дата проведения | 23.01.24 |
Цель урока | Ознакомление детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной систем. |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
сформировать представление об устройстве и функционировании дыхательной и кровеносной систем их значении для организма; способствовать формированию знаний о важности дыхательной и кровеносной систем. | создавать условия для личностного развития ученика; продолжать учить самостоятельной деятельности; развивать умение сравнивать и делать выводы. | воспитание бережного отношения к своему здоровью; создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других. |
Тип урока | ОНЗ |
УМК | «Школа России», автор: А.А.Плешаков., учебник 2 часть 3 класс. Стр. 144 – 146. |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Планируемые результаты | Предметные: включить освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению. Метапредметные: Познавательные - сформировать умения ориентироваться в учебниках; сформировать понятие информации представленную в виде рисунков, схем. Регулятивные - универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль). Коммуникативные - воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии. Личностные: сформировать у обучающихся основы российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности. |
Этап урока | Деятельность учителя: (планируемые действия, задания для обучающихся; вопросы учителя) | Деятельность обучающихся: - (планируемые действия , индивидуальная (И),фронтальная (Ф),групповая (Г), парная (П), (примерные ответы учащихся) |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Маргарита Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку. Все ли необходимое у вас лежит на парте. - Ребята, давайте вы теперь отгадаете загадку, которую я вам приготовила. На земле он всех умней, Потому и всех сильней. - Кто же это? (человек) - А как вы думаете, какой орган у человека самый важный? | Проверяют готовность к уроку, разгадывают загадку. |
2.Актуализация знаний | - Ребята, сегодняшний наш урок хочу начать с проверки вашего домашнего задания. Проверь себя: Человек получает с пищей белки, жиры, углеводы и витамины. Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, печени, желудка, тонкой кишки, толстой кишки. Пища начинает перевариваться в ротовой полости, когда человек пережёвывает её зубами и перемешивает языком со слюной. Затем в виде однородной массы проходит через глотку по пищеводу в желудок, где переваривается под действием желудочного сока. В кишечнике переваривание пищи заканчивается. Питательные вещества всасываются в стенки кишечника и разносятся кровью по всему организму. Непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника. Нужно есть разнообразную пищу; Сладостей надо есть поменьше; Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого; Пища не должна быть очень горячей; Нужно стараться есть в одно и то же время; С утра нужно обязательно завтракать; Ужинать нужно не меньше чем за 2 часа до сна. | Спрашиваю какое было домашнее задание, открывают страницу 141, отвечают на вопросы. |
3.Этап постановки учебной задачи. | - Ребята, вы молодцы. На все вопросы ответили правильно. - Но, только ли питание нужно человеку для жизни? (солнце, тепло, воздух) - Попробуйте на несколько секунд закрыть рот, зажать нос и перестать дышать… - Что вы почувствовали? (необходимость вдохнуть) - Это взбунтовались наши клетки, которые остались без кислорода. Они «кричат»: “Пришлите нам кислород, иначе мы все погибнем от голода”. Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут. - Давайте проведем эксперимент. Задержите дыхание и продолжайте не дышать столько времени, сколько получится. Кто сделает вдох – поднимает руку.(Проводится эксперимент. Учитель озвучивает время) - Обычные люди могут не дышать 1-2 мин, ловцы за жемчугом могут не дышать - 5 минут, а спортсмены до 10 минут. - А для чего нужен воздух? (Предположения ребят). - Откуда кислород поступает в организм человека? (Из воздуха). - Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ) - Всем органам нашего организма необходим кислород, который мы поглощаем из воздуха. - Значит, человеку необходимо не только питаться, но и …? (дышать) - Значит тема сегодняшнего урока? (учащиеся называют тему урока) - Что бы вы хотели узнать о системе органов дыхания? - Сформулируйте цель урока. | |
4.Этап открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения | - Сегодня на уроке мы узнаем, как же дышит человек, как кислород благодаря движению крови попадает ко всем органам нашего тела. - Как же воздух попадает в организм? (Показываю на картинке в презентации). - Давайте вместе с воздухом слетаем в легкие! Внимание! Влетаем в нос! Этот тоннель очень короткий, такой же, как и само слово. Но устроен он интереснее самых длинных тоннелей. Складки носа и волоски в ноздрях задерживают пыль, микробы, а очищенный воздух попадает в трахею, затем в бронхи и только потом в легкие. Они состоят из легочных пузырьков. Все эти органы составляют дыхательную систему. - Как же это происходит? Что бы это понять мы прочитаем об этом в учебнике. Откройте его на странице 144. (прошу ученика прочитать первый/последний абзац на этой странице). Что вы узнали из этого абзаца? - Что представляют собой трахея и бронхи? - Из чего состоят легкие? - Ребята, теперь на карточке (показываю детям карточку «о дыхании») самостоятельно подпишите, как же устроена дыхательная система, а затем мы все вместе проверим. Физминутка (На слайде) | Мы узнали о том, как дыхательная система обеспечивает организм кислородом. Они представляют собой трубки. Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. |
5.Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи) | - Посмотрите внимательно на доску (на интерактивной доске картинка с изображением сердца и кровеносных сосудов) - Огромную роль в организме играет кровь. Она движется по кровеносным сосудам, которые проникают во все органы. Двигаться ее заставляет сердце. Оно имеет толстые мышечные стенки. Оно с силой выталкивает кровь по всему организму. - Сердце и кровеносные сосуды – органы кровообращения. Ее работу обеспечивает движение крови. - Для того чтобы закрепить знания по данной теме, возьмите карточку «о движении крови», и заполните её самостоятельно. Затем проверим (сверяем с картинкой на интерактивной доске). | Работают по карточке |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Ребята, как вы думаете, как можно определить в какой момент бьётся сердце? Правильно. -Как вы считаете, сколько раз сердце бьётся в минуту? Для того, чтобы узнать сколько раз сердце бьётся в минуту мы проведем опыт. Положите 2 пальца на запястье, как на картинке и прощупайте удары. -Кто не смог найти пульс? Помогаю тем, у кого не получается. - Я засеку 1 минуту. Вам нужно будет считать удары. Спрашиваю у учащихся результаты. - Как вы думаете, если выполнить физические упражнения, то пульс изменится? Для того, чтобы это узнать мы проведем опыт. Выйдите из –за парт и сделайте 5 приседаний. Положите 2 пальца на запястье, как на картинке и прощупайте удары. - Кто не смог найти пульс? Помогаю тем, у кого не получается. - Я засеку 1 минуту. Вам нужно будет считать удары. Спрашиваю у учащихся результаты. - Какой вывод можно сделать? - Что означает один удар пульса | Приложив пальцы к запястью и шеи. 60-80 раз в минуту. 65-75 раз в минуту. Пульс усилится. 75-80 раз в минуту. При физических нагрузках пульс усиливается. Таким образом, 1 удар пульса это один удар сердца. При физических нагрузках удары сердца ускоряются |
7.Итоги | - С какими системами мы познакомились на уроке? - Из каких органов состоит дыхательная система? - Из каких органов состоит кровеносная система? - Как мы можем с вами измерить пульс? | Мы познакомились с дыхательной и кровеносной системами. Дыхательная система состоит из носовой полости, трахеи, бронхи и легких. Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. |
8. Рефлексия | Рефлексия на слайде | Проходит рефлексия. |
9. Домашнее задание | - Давайте запишем домашнее задание. Вам нужно будет дома еще раз прочитать стр. 144-146, выучить названия органов, входящих в состав дыхательной и кровеносной системы. | Записывают дз. |