kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закрепить терминологию по теме, процесс движения крови по кругам кровообращения, сердечный цикл, процессы образования тромба и формирование иммунитета. Учащиеся должны знать: 1. терминологию по теме 2. названия элементов крови 3. сердечный цикл Иметь представление: 1) о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их профилактике; 2) о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на органы и системы органов; 3) о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы. Учащиеся должны уметь: 1. Оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечений. 2. Уметь подсчитывать пульс. Оборудование: -таблицы -муляж сердца -видеофрагмет фильма -лабораторное оборудование -презентация Тема урока: «Кровь и кровообращение» Ход урока. Актуализация знаний Загадки 1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь) 2. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную) 3. Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце) 4. Кто целый век в клетке? (Сердце) Итак, мы закончили изучение темы «Кровь и кровообращение» и сегодня давайте повторим все, что вы знаете по данной теме. Работу организуем следующим образом. У каждого на столе имеется « Зачетный лист», на каждом этапе урока вы будите оценивать себя. А урок мы проведем в по плану: 1. Разминка 2. Кабинет «Функциональной диагностики» 3. Биологические задачи 4. Кабинет «911» 5. Кабинет «Тестирования» 6. Подведение итогов Итак, первый этап урока. Разминка – знание терминов (за правильный ответ-1 балл заносится в Зачетный лист) Слайд 1 1. Как называется движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение.) 2. Самый крупный сосуд. ( Аорта.) 3. Красные кровяные клетки. ( Эритроциты.) 4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. ( Фагоцитоз.) 5. Кровь, насыщенная углекислым газом. ( Венозная.) 6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. ( Гемофилия.) 7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. ( Большой круг кровообращения.) 8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина.) 9. Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.) 10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. ( Иммунитет.) 11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. ( Вены.) 12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор.) 13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин.) 14. Жидкая часть крови. ( Плазма.) 15. Группа крови универсального донора. ( I или 00.) 16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.) 17. Кровь, насыщенная кислородом. ( Артериальная.) 18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс.) 19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. ( Малый круг кровообращения.) 20. Сосуды, несущие кровь от сердца. ( Артерии.) 2. Давайте переместимся в кабинет «Функциональной диагностики», посмотрим видеофрагмент о строении сердца и его работе Слайд № 2 (просмотр видео) Слайд № 3 На 18 день после зачатия в крохотном, не больше горошине комочке клеток, человеческом зародыше начинает биться и уже не останавливаться наше сердце до самой смерти. За 70 лет жизни человека сердце сокращается 25 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят “Сердце – это жизнь”. Известно, что чем больше подвижность, активность жизненных процессов, тем чаще сердцебиение. Приведу несколько примеров. У птиц в минуту сердце сокращается 1 тыс. раз, у курицы-400, у коровы-80, тигра-60, верблюда-40, у слона-28 раз. А у человека? ( 60-70 раз) Почти 2,5 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км. За 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!»- и упал мёртвым. Сейчас нам понятно, что спортсмен погиб от сильной нагрузки на сердце. 4. Давайте посмотрим, как работает наше сердце в разных условиях. А для этого выполним лабораторную работу. «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки». Ответьте, что такое пульс? И как связана работа сердца с пульсом? Инструктивная карточка: Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки. Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм. Ход работы: 1. Ответить! Что такое пульс, где его можно обнаружить. 2. Отыскать пульс на лучевой артерии. 3. Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту. а) В положении сидя б) В положении стоя в) После 10 приседаний 4) Заполнить таблицу Изменение пульса при разносторонней мышечной активности. Число пульсовых ударов в 1 минуту При покое После 10 приседаний В положении сидя В положении стоя Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке. Учитель подводит итог: после физической работы число сердечных сокращений, а значит и пульсовых ударов увеличивается. 5. Слайд № 4 Заболевание сердца Какие из заболеваний занимают 1 место? Да, это заболевания ССС. Назовите, известные вам заболевания (гипертония, анемия, порок сердца, инфаркт миокарда, инсульт…). Для того, чтобы уберечь себя от этих заболеваний, мы должны знать причины их вызывающие и меры по предупреждению этих заболеваний. Как называется наука, которая изучает сердце и его заболевания? (кардиология). Давайте послушаем сообщения об успехах науки в области кардиологии. 1-й ученик Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного здравоохранения. Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог А.А. Куллько. 3 августа 1903 года он оживил сердце ребенка спустя несколько часов после его смерти. Профессору С.С. Горгохоненко удалось восстановить деятельность сердца через 100 часов после смерти человека, а профессор Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов. Все эти опыты позволили глубже проникнуть в тайны сердца. 2-й ученик С 1897 по 1941 год в нашей стране было сделано 315 операций на сердце. С 1967 года по настоящее время их произведено десятки тысяч. Это способствовало открытию в 1961 году института сердечно-сосудистой хирургии, которому впоследствии было присвоено имя академика Александра Николаевича Бакулева – одного из основоположников кардиохирургии. В начале 40-х годов ученый П.Л. Синицын провел опыты по пересадке сердца лягушки. С “чужим” сердцем лягушки жили более года. В опытах В.П. Демихова собака с двумя сердцами жила 32 дня. Огромными достижениями хирургии стали операции по трансплантации (пересадке) сердца человеку. 3 декабря 1967 года хирург из Кейптауна профессор Бернард-ученик нашего врача Демихова, впервые в мире пересадил живое сердце от человека к человеку. Много операций в нашей стране сделано профессором Шумаковым. .3-й ученик Важнейшая задача кардиологии – профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Болезни сердца вызывают повышенное давление, избыточная масса тела, токсические вещества, малоподвижный образ жизни, эмоциональный стресс, генетический фактор, неблагоприятная экологическая обстановка и, конечно, наркотики, алкоголь, курение. К стати об алкоголе Пристрастие к нему сокращает жизнь человека на 10-12 лет. Уже спустя несколько минут после принятия спиртного, алкоголь поступает в кровь и циркулируется в ней 5-7 часов. Все это время сердце работает в неблагоприятном для него режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается атеросклероз – хроническая болезнь артерий, приводящая постепенно к сужению просвета и нарушению их функции, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. В конце концов, от острой недостаточности наступает внезапная смерть. Спортивные тренировки, утренняя гимнастика способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, увеличивают силу, выносливость сердечной мышцы. 4-й ученик Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов, а угарный газ, который также есть в табаке, создает постоянную кислородную недостаточность организма в целом, и в первую очередь – сердечной мышцы. И это только два вещества, выделяемые из табачного дыма, а их – 300. После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов длится около получаса. Курильщики заболевают в 12 раз чаще стенокардией и в 13 раз чаще инфарктом сердечной мышцы, чем некурящие. Инфаркт миокарда – острое заболевание, обусловленное развитием одного или нескольких очагов омертвления в сердечной мышце и проявляющееся нарушением сердечной деятельности Слайд № 5. Презентация «Анализ крови» 1, 2, 3. Многим из вас приходилось сдавать кровь на анализ. А что могут узнать врачи, исследуя кровь человека? А по каким показателям они это устанавливают? Слайд № 6 Следующий этап урока: решение биологических задач Задача 1. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название? Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки. Задача 2. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их. Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда. Задача 3. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? Ответ: Из-за несовместимости групп крови. Задача 4. В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе? Ответ: Сердце может быть расположено справа, что является врожденной аномалией. Правостороннее расположение сердца не сказывается отрицательно на его деятельности и не влечет за собой нарушения кровообращения. Но иногда правостороннее расположение сердца сочетается с таким врожденным пороком, как недоразвитие клапанов. В таких случаях возникает неизбежно нарушение сердечной деятельности, создается угроза здоровью и даже жизни. Иногда сердце смещается в правую сторону грудной клетки в результате различных болезненных процессов организма: скопления большого количества жидкостей или воздуха или воздуха в левой плевральной плоскости, искривление позвоночника, деформации грудной клетки. В этих случаях функция сердца обычно не нарушается. Задача 5. У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тыс. километров. 7-10 литров крови для их заполнения явно недостаточно. Как организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и тканей? Ответ: Одновременно напряженная работа многих систем невозможна. Например, после сытного обеда наиболее энергично функционируют органы пищеварения, к ним направляется значительная часть крови, а для нормальной работы головного мозга, ее начинает не хватать, и мы испытываем сонливость. Задача 6. В одной популярной книге по физиологии сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходя из гавани вновь уходят в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”? Ответ: Эритроциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезенке Задача 7. Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови. Ответ: а) эритроциты для лечения тяжелых форм малокровия б) насыщенные лейкоцитами для лечения лучевой болезни в) тромбоциты в плазму крови для повышения свертывания крови Задача 8. Однажды, Андреи Везалий - известный врач, живший в 16 веке н. э. вскрыл труп, чтобы установить причину смерти человека. Каков был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Почему все же сокращалось сердце трупа? Ответ: сердце имеет свой встроенный механизм, возбуждающий сокращение мышечных волокон. Мы с вами познакомились с видами кровотечений у человека. Назовите их. Эти знания необходимы каждому для того, чтобы вовремя оказать помощь человеку, попавшему в беду. Если это сделать вовремя – значит спасти жизнь человеку, а это важно. Поэтому мы сейчас в кабинете «911» Слайд №6 Кабинет «911». (1-5 баллов) На столе лежат бинты, палочки для закрутки, резиновые трубки … Каждая группа учащихся показывает и рассказывает приемы первой помощи при кровотечениях. (10 минут) Примерные вопросы. 1 группа 1.При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему? 2. Остановите условное артериальное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника 2 группа 1. Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему? 2. Остановите условное венозное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника 3 группа. 1.Повреждена рука в области тыльной стороны ладони – кровь сочится. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему. 2. Остановите условно капиллярное кровотечение у одноклассника . Задание учителя 1.У пострадавшего бледный цвет лица, холодный липкий пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс. Определите тип кровотечения. 2. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?. Следующий этап нашего урока тестирование Предлагается решить тест из 9 вопросов. Кабинет « Тестирования» «Кровь» тест 4 с. 13, 15 Слайд №7 Самопроверка Подведение итогов урока. Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков, остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Помните об этом. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5. Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5. Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5. Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5. Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5. Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5. Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5. Задания Баллы 1.Загадки 2. 3. 4. 5.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа пос. Кутузовский

муниципального района Сергиевский Самарской области












УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ


«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»


8-й класс









Михайлова Татьяна Петровна, учитель высшей категории биологии и химии.








п. Кутузовский,

2013 год





Цели урока: закрепить терминологию по теме, процесс движения крови по кругам кровообращения, сердечный цикл, процессы образования тромба и формирование иммунитета.


Учащиеся должны знать:

1. терминологию по теме

2. названия элементов крови

3. сердечный цикл



Иметь представление:

1) о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их профилактике;

2) о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на органы и системы органов;

3) о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.


Учащиеся должны уметь:

1. Оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечений .

2. Уметь подсчитывать пульс.


Оборудование: -таблицы

-муляж сердца

-видеофрагмет фильма

-лабораторное оборудование

-презентация


Тема урока: «Кровь и кровообращение»


Ход урока.


Актуализация знаний

Загадки

1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)

2. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)

3. Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)

4. Кто целый век в клетке? (Сердце)


Итак, мы закончили изучение темы «Кровь и кровообращение» и сегодня давайте повторим все, что вы знаете по данной теме.


Работу организуем следующим образом. У каждого на столе имеется « Зачетный лист», на каждом этапе урока вы будите оценивать себя.


А урок мы проведем в по плану:

1. Разминка

2. Кабинет «Функциональной диагностики»

3. Биологические задачи

4. Кабинет «911»

5. Кабинет «Тестирования»

6. Подведение итогов


Итак, первый этап урока. Разминка – знание терминов

(за правильный ответ-1 балл заносится в Зачетный лист)


Слайд 1

1. Как называется движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение.)

2. Самый крупный сосуд. ( Аорта.)

3. Красные кровяные клетки. ( Эритроциты.)

4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. ( Фагоцитоз.)

5. Кровь, насыщенная углекислым газом. ( Венозная.)

6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. ( Гемофилия.)

7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. ( Большой круг кровообращения.)

8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина.)

9. Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.)

10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. ( Иммунитет.)

11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. ( Вены.)

12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор.)

13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин.)

14. Жидкая часть крови. ( Плазма.)

15. Группа крови универсального донора. ( I или 00.)

16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.)

17. Кровь, насыщенная кислородом. ( Артериальная.)

18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс.)

19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. ( Малый круг кровообращения.)

20. Сосуды, несущие кровь от сердца. ( Артерии.)


2. Давайте переместимся в кабинет «Функциональной диагностики», посмотрим видеофрагмент о строении сердца и его работе


Слайд № 2 (просмотр видео)


Слайд № 3


На 18 день после зачатия в крохотном, не больше горошине комочке клеток, человеческом зародыше начинает биться и уже не останавливаться наше сердце до самой смерти.


За 70 лет жизни человека сердце сокращается 25 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят


“Сердце – это жизнь”.


Известно, что чем больше подвижность, активность жизненных процессов, тем чаще сердцебиение.


Приведу несколько примеров.

У птиц в минуту сердце сокращается 1 тыс. раз,

у курицы-400,

у коровы-80,

тигра-60,

верблюда-40,

у слона-28 раз.

А у человека? ( 60-70 раз)


Почти 2,5 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км. За 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!»- и упал мёртвым. Сейчас нам понятно, что спортсмен погиб от сильной нагрузки на сердце.


4. Давайте посмотрим, как работает наше сердце в разных условиях. А для этого выполним лабораторную работу.


«Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки».


Ответьте, что такое пульс? И как связана работа сердца с пульсом?

Инструктивная карточка:

Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм.


Ход работы:

1. Ответить! Что такое пульс, где его можно обнаружить.

2. Отыскать пульс на лучевой артерии.

3. Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.

а) В положении сидя

б) В положении стоя

в) После 10 приседаний

4) Заполнить таблицу


Изменение пульса при разносторонней мышечной активности.

Число пульсовых ударов в 1 минуту

При покое

После 10 приседаний

В положении сидя

В положении стоя


Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке.


Учитель подводит итог: после физической работы число сердечных сокращений, а значит и пульсовых ударов увеличивается.



5. Слайд № 4 Заболевание сердца


Какие из заболеваний занимают 1 место? Да, это заболевания ССС. Назовите, известные вам заболевания (гипертония, анемия, порок сердца, инфаркт миокарда, инсульт…). Для того, чтобы уберечь себя от этих заболеваний, мы должны знать причины их вызывающие и меры по предупреждению этих заболеваний.


Как называется наука, которая изучает сердце и его заболевания?

(кардиология). Давайте послушаем сообщения об успехах науки в области кардиологии.








1-й ученик

Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного здравоохранения. Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог А.А. Куллько. 3 августа 1903 года он оживил сердце ребенка спустя несколько часов после его смерти. Профессору С.С. Горгохоненко удалось восстановить деятельность сердца через 100 часов после смерти человека, а профессор Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов. Все эти опыты позволили глубже проникнуть в тайны сердца.


2-й ученик

С 1897 по 1941 год в нашей стране было сделано 315 операций на сердце. С 1967 года по настоящее время их произведено десятки тысяч. Это способствовало открытию в 1961 году института сердечно-сосудистой хирургии, которому впоследствии было присвоено имя академика Александра Николаевича Бакулева – одного из основоположников кардиохирургии.


В начале 40-х годов ученый П.Л. Синицын провел опыты по пересадке сердца лягушки. С “чужим” сердцем лягушки жили более года. В опытах В.П. Демихова собака с двумя сердцами жила 32 дня. Огромными достижениями хирургии стали операции по трансплантации (пересадке) сердца человеку. 3 декабря 1967 года хирург из Кейптауна профессор Бернард-ученик нашего врача Демихова, впервые в мире пересадил живое сердце от человека к человеку. Много операций в нашей стране сделано профессором Шумаковым.


.3-й ученик

Важнейшая задача кардиологии – профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Болезни сердца вызывают повышенное давление, избыточная масса тела, токсические вещества, малоподвижный образ жизни, эмоциональный стресс, генетический фактор, неблагоприятная экологическая обстановка и, конечно, наркотики, алкоголь, курение.


К стати об алкоголе

Пристрастие к нему сокращает жизнь человека на 10-12 лет. Уже спустя несколько минут после принятия спиртного, алкоголь поступает в кровь и циркулируется в ней 5-7 часов. Все это время сердце работает в неблагоприятном для него режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается атеросклероз – хроническая болезнь артерий, приводящая постепенно к сужению просвета и нарушению их функции, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. В конце концов, от острой недостаточности наступает внезапная смерть.

Спортивные тренировки, утренняя гимнастика способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, увеличивают силу, выносливость сердечной мышцы.


4-й ученик

Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов, а угарный газ, который также есть в табаке, создает постоянную кислородную недостаточность организма в целом, и в первую очередь – сердечной мышцы. И это только два вещества, выделяемые из табачного дыма, а их – 300.

После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов длится около получаса. Курильщики заболевают в 12 раз чаще стенокардией и в 13 раз чаще инфарктом сердечной мышцы, чем некурящие.

Инфаркт миокарда – острое заболевание, обусловленное развитием одного или нескольких очагов омертвления в сердечной мышце и проявляющееся нарушением сердечной деятельности






Слайд № 5. Презентация «Анализ крови» 1, 2, 3.


Многим из вас приходилось сдавать кровь на анализ. А что могут узнать врачи, исследуя кровь человека? А по каким показателям они это устанавливают?



Слайд № 6 Следующий этап урока: решение биологических задач

Задача 1.

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название?

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.


Задача 2.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда.


Задача 3.

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Ответ: Из-за несовместимости групп крови.


Задача 4.

В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе?

Ответ: Сердце может быть расположено справа, что является врожденной аномалией. Правостороннее расположение сердца не сказывается отрицательно на его деятельности и не влечет за собой нарушения кровообращения. Но иногда правостороннее расположение сердца сочетается с таким врожденным пороком, как недоразвитие клапанов. В таких случаях возникает неизбежно нарушение сердечной деятельности, создается угроза здоровью и даже жизни. Иногда сердце смещается в правую сторону грудной клетки в результате различных болезненных процессов организма: скопления большого количества жидкостей или воздуха или воздуха в левой плевральной плоскости, искривление позвоночника, деформации грудной клетки. В этих случаях функция сердца обычно не нарушается.


Задача 5.

У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тыс. километров. 7-10 литров крови для их заполнения явно недостаточно. Как организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и тканей?

Ответ: Одновременно напряженная работа многих систем невозможна. Например, после сытного обеда наиболее энергично функционируют органы пищеварения, к ним направляется значительная часть крови, а для нормальной работы головного мозга, ее начинает не хватать, и мы испытываем сонливость.


Задача 6.

В одной популярной книге по физиологии сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходя из гавани вновь уходят в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”?

Ответ: Эритроциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезенке


Задача 7.

Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови.

Ответ:

а) эритроциты для лечения тяжелых форм малокровия

б) насыщенные лейкоцитами для лечения лучевой болезни

в) тромбоциты в плазму крови для повышения свертывания крови



Задача 8.

Однажды, Андреи Везалий - известный врач, живший в 16 веке н. э. вскрыл труп, чтобы установить причину смерти человека. Каков был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Почему все же сокращалось сердце трупа?

Ответ: сердце имеет свой встроенный механизм, возбуждающий сокращение мышечных волокон.


Мы с вами познакомились с видами кровотечений у человека. Назовите их. Эти знания необходимы каждому для того, чтобы вовремя оказать помощь человеку, попавшему в беду. Если это сделать вовремя – значит спасти жизнь человеку, а это важно. Поэтому мы сейчас в кабинете «911»


Слайд №6


Кабинет «911». (1-5 баллов)


На столе лежат бинты, палочки для закрутки, резиновые трубки …


Каждая группа учащихся показывает и рассказывает приемы первой помощи при кровотечениях. (10 минут)


Примерные вопросы.


1 группа


1 .При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему?


2 . Остановите условное артериальное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника


2 группа

1. Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?


2. Остановите условное венозное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника


3 группа.


1.Повреждена рука в области тыльной стороны ладони – кровь сочится. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему.


2. Остановите условно капиллярное кровотечение у одноклассника


.


Задание учителя


1.У пострадавшего бледный цвет лица, холодный липкий пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс. Определите тип кровотечения.


2. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?.



Следующий этап нашего урока тестирование

Предлагается решить тест из 9 вопросов.

Кабинет « Тестирования»


«Кровь» тест 4 с. 13, 15


Слайд №7 Самопроверка



Подведение итогов урока.


Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков, остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Помните об этом.



БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!!















Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.





Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.





Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.





Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.





Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.





Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.





Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.





Задания

Баллы

1.Загадки



2.



3.



4.



5.




10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»

Автор: Михайлова Татьяна Петровна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тема "Использование мультимедийных технологий на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "192121"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427414682"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Внешнее и внутреннее строение млекопитающих""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "348947"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476372522"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Строение и работа сердца "
    ["seo_title"] => string(28) "stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "153799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421071111"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "План-конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при асфиксии" "
    ["seo_title"] => string(75) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-asfiksii"
    ["file_id"] => string(6) "182089"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425463825"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "175736"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424310870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства