kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОБЖ Тема: Лесные пожары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Лесные пожары

Цели урока:

- получение  обучающимися знаний о  видах лесных пожаров, их причинах и правилах поведения во время лесного пожара;

- формирование умения давать характеристику лесных пожаров;

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства.

Методы обучения:

- наглядно-демонстрационные;

- проблемно-поисковые;

- самостоятельная работа обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: химия: «Горение»; география: «Биосфера Земли»; экология: « Значение лесов для жизни на Земле».  

Материально-техническое обеспечение: учебный материал 17, закрепляющий материал 17.1, проверка степени усвоения материала 17.2, презентация к теме 17 «Лесные пожары», видеоматериалы «Лесные пожары», «Низовой пожар», «Верховой пожар», дневник урока, ноутбук, проектор.

Литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2005. – 160 л.
  2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 2006. – 232 с.

Информационные ресурсы:

1. http://obg33.narod.ru/.htm

2. http://www.my.lv/

3. http://kchs.tomsk.gov.ru/umc/katastrofi/katastrofi.htm

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закрепляющий материал 17»

Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера, их причины и правила поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары.

Закрепляющий материал 17.1


1. Закончите предложение:

Лесной пожар это - _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Из предложенных причин лесных пожаров выберите верные:

неосторожное, обращение с огнем; обрушения карстовых пустот; молния; выветривание; самовозгорание сухой растительности и торфа; прорыв гидротехнических сооружений; нарушение правил пожарной безопасности;

  • _________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________


3. Заполните таблицу:



Вид пожара

Низовой пожар



Верховой пожар


Подземный (торфяной) пожар



Что горит?





Скорость распространения?





Температура горения?








4. Перечислите Ваши действия, при обнаружении большого очага пожара:



  1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«Проверка степени усвоенияматериала 17»


Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера, их причины и правила поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары.

Проверка степени усвоения материала 17.2



Ответьте на вопросы теста:

1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории - это:


а) лесной пожар

б) стихийный пожар

в) пожар


2. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда горит:


а) верхний и нижний ярусы одновременно

б) только верхний ярус леса

в) сухая трава и опавшая листва


3. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:


а) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону

б) оставаться на месте до приезда пожарных

в) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону


4. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения:


а) 5 км/час

б) до 30 км/час

в) более 100 км/час

5. Температура при подземном пожаре достигает


а) 900 °C

б) 700 °C

в)600 °C


Просмотр содержимого документа
«Учебный материал 17»


Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера, их причины и правила поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары.

Учебный материал 17


Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.


Причинами возникновения пожаров являются:

  • неосторожное, обращение с огнем;

  • нарушение правил пожарной безопасности;

  • такое явление природы, как молния;

  • самовозгорание сухой растительности и торфа.


Известно, что 90% пожаров возникают по вине человека и только 7—8% от молний.

Учёные подсчитали, что 50—70 % пожаров возникает в радиусе 5 км от населённых пунктов, а за преде­лами 20 км — всего лишь 3—10 %


Виды лесных пожаров определяются от яруса леса, в котором распространяется пожар.


Пожары в лесу бывают верховые, ни­зовые и подземные (торфяные).

Низовой пожар

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

Низовые пожары бывают беглые и устойчивые:

  • при беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью, поэтому часть площади остается незатронутой огнем. Беглые пожары в основном происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.

  • устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.

Верховой пожар

Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—30 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. Область распространения яйцевидно-вытянутая.

Верховые пожары, как и низовые, могут быть беглыми (ураганными) и устойчивыми (повальными):

  • ураганный пожар распространяется со скоростью от 7 до 30 км/ч. Возникают при сильном ветре. Опасны высокой скоростью распространения.

  • при повальном верховом пожаре огонь движется сплошной стеной от надпочвенного покрова до крон деревьев со скоростью до 8 км/ч. При повальном пожаре лес выгорает полностью.

При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага.

Подземный (торфяной) пожар


Торфяные пожары - являются результатом возгорания слоев торфа на различной глубине. Характерные признаки торфяного пожара — горячая земля и дым, идущий из-под неё. Огонь движется медленно, по нескольку метров в сутки, но может неожиданно прорваться из очага под­земного возгорания. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф. Торфяные пожары могут уходить на глубину до нескольких метров, поэтому крайне плохо поддаются тушению. Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой. Температура горящего торфа около 600 °C


С целью недопущения пожара в природной среде, запрещается:

  • бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки;

  • разводить костер в густых зарослях и в хвойном молодняке, под низко свисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур;

  • оставлять в лесу самовозгораемые материалы: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;

  • выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями;

  • поджигать камыш;

  • разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;

  • оставлять костер горящим после покидания стоянки.


Действия населения при пожаре:

  • при обнаружении в лесу небольшого возгорания (незагашенного кострища) принять меры по его ликвидации;

  • в любом случае, тем более, если пожар не удалось остановить, о возгорании необходимо информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;

  • уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;

  • если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;

  • в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Чтобы ухаживать за лесом и обеспечи­вать его охрану, безусловно, требуется по­мощь всего населения. И если мы все вме­сте будем беречь лес, то тогда наша страна с полным основанием может счи­таться цивилизованной.

Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»

Сценарий урока:


  1. Организационно-мотивационный момент - 8 мин.

    1. Организационный момент


Рапорт дежурного.

Организация внимания обучающихся и их готовности к уроку.

Сообщение темы урока и целевая установка на урок - презентация к уроку 17 (Слайд 1)


    1. Мотивация обучающихся


Ветер гонит тучу дыма,
Словно грузного коня.
Вслед за ним неумолимо
Встало зарево огня.

Только в редкие просветы
Темно-бурых тополей
Видно розовые светы
Обезумевших полей.

Ярко вспыхивает маис,
С острым запахом смолы,
И, шипя и разгораясь,
В пламя падают стволы


Леса, будучи основным типом растительности России, занимают 45% ее территории. Лесной фонд Российской Федерации – это почти 1,2 млрд. га, что соответствует 22% всех лесов мира.

Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.

Лесные пожары в нашей стране ежегодно оборачиваются стихийным бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. По оценкам экспертов, в отдельные годы сгорают несколько миллионов гектаров лесов.


А давайте вспомним, какое значение имеют леса? Какую пользу они приносят нам с вами и нашей планете?


предполагаемый ответ:


  • поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах);

  • смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;

  • защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

  • служат домом для большинства видов живых организмов;

  • служат одним из основных мест отдыха людей.

Пожары в Марий Эл, бушевавшие в лесах республики в конце июля, признаны самыми разрушительными за последние 30 лет. На их тушение пришлось бросить всю имеющуюся в распоряжении администрации технику, привлечь силы промышленных предприятий и армейских подразделений. По предварительным данным, полностью выгорело 1,5 тысячи гектаров леса. (Слайд 2)


2. Организация самостоятельной деятельности обучающихся – 29 мин.

А теперь возьмите учебный материал 17 и внимательно его прочитайте. На это Вам отводится 10 минут.


Я думаю, что все закончили чтение. Молодцы!


А теперь положите перед собой лист 17.1 с закрепляющим материалом.


2.1. Понятие лесного пожара и его причины.


Задание 1. (На выполнение задания отводится 2 минуты)


Закончите предложение: Лесной пожар это –


Эталон ответа: Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (Слайд 3)


Задание 2. (На выполнение – 3 минуты)


Из предложенных причин лесных пожаров выберите верные:


неосторожное обращение с огнем; обрушения карстовых пустот; молния; выветривание; самовозгорание сухой растительности и торфа; прорыв гидротехнических сооружений; нарушение правил пожарной безопасности;


Эталон ответа


  • неосторожное обращение с огнем;

  • нарушение правил пожарной безопасности;

  • молния;

  • самовозгорание сухой растительности и торфа (Слайд 4)


2.2. Виды лесных пожаров


Задание 3. (На выполнение – 9 минут)


Заполните таблицу:

Эталоны ответов:


Вид пожара

Низовой пожар



Верховой пожар


Подземный (торфяной) пожар



Что горит?

лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п.

листья, хвоя, ветви, и вся крона, (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост.

слои торфа на различной глубине.


Скорость распространения?


0,25—5 км/ч.


5—30 км/ч

несколько метров в сутки


Температура горения?


700 °C


от 900 °C до 1200 °C.


600 °C




(Слайды 5,6,7,8)

2.3. Правила поведения при пожаре

Задание 4. (На выполнение – 5 минут)


Перечислите Ваши действия, при обнаружении большого очага пожара:


Эталоны ответов:

  • о возгорании необходимо информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;

  • уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;

  • если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;

  • в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

(Слайд 9)

3. Подведение итогов урока - 8минут



3.1. Проверка степени усвоения знаний


Положите перед собой лист 17.2. Ответьте на вопросы, не пользуясь учебным материалом. Оцениваться эта работа не будет. У Вас 5 минут

Ответьте на вопросы теста:


1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории - это:


а) лесной пожар

б) стихийный пожар

в) пожар


2. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда горит:


а) верхний и нижний ярусы одновременно

б) только верхний ярус леса

в) сухая трава и опавшая листва



3. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:


а) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;

б) оставаться на месте до приезда пожарных;

в) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.


4. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения:


а) 5 км/час

б) до 30 км/час

в) более 100 км/час

5. Температура при подземном пожаре достигает


а) 900 °C

б) 700 °C

в) 600 °C


Эталоны ответов:


  1. а).

  2. в)

  3. а).

  4. б)

  5. в).

(Слайд 10)


3.1. Заполнение дневников урока - 3 минуты


Дорогие ребята, заполните, пожалуйста, дневник урока, в котором Вы сможете дать оценку сегодняшнему уроку.


3.2 . Домашнее задание:


Придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара. (Слайд 11)


Спасибо всем за работу на уроке! (Слайд 12)




Просмотр содержимого документа
«ход урока»

Курс

Модуль 1


Результат 4




Тема 17

Основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера по их причинам и характеристикам.


Лесные пожары.



Цели урока:

- получение обучающимися знаний о видах лесных пожаров, их причинах и правилах поведения во время лесного пожара;

- формирование умения давать характеристику лесных пожаров;

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства.

Методы обучения:

- наглядно-демонстрационные;

- проблемно-поисковые;

- самостоятельная работа обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: химия: «Горение»; география: «Биосфера Земли»; экология: « Значение лесов для жизни на Земле».

Материально-техническое обеспечение: учебный материал 17, закрепляющий материал 17.1, проверка степени усвоения материала 17.2, презентация к теме 17 «Лесные пожары», видеоматериалы «Лесные пожары», «Низовой пожар», «Верховой пожар», дневник урока, ноутбук, проектор.

Литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2005. – 160 л.

  2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 2006. – 232 с.

Информационные ресурсы:

1. http://obg33.narod.ru/.htm

2. http://www.my.lv/

3. http://kchs.tomsk.gov.ru/umc/katastrofi/katastrofi.htm

Ход урока:




1. Организационно-мотивационный момент (слайды 1,2) 8 мин

1.1. Организационный момент 2 мин.

1.2. Мотивация 6 мин


2.Организация самостоятельной деятельности обучающихся 29 мин

2.1. Деятельность преподавателя – организация работы обучающихся по основным вопросам темы урока:

  1. Определение лесного пожара и его причины (слайды 3,4)

  2. Виды лесных пожаров: (слайд 5)

а) низовой пожар (слайд 6)

б) верховой пожар (слайд 7)

в) подземный (торфяной) пожар (слайд 8)

  1. Правила поведения во время лесного пожара (слайд 9)

    1. Деятельность обучающихся – самостоятельное изучение основных вопросов темы урока (учебный материал 17, задания закрепляющего материала 17.1)


3. Подведение итогов урока 8 мин

3.1. Проверка степени усвоения (задание 17.2, слайд 10) 5 мин

3.2. Заполнение дневников урока 2 мин

3.3. Домашнее задание (слайд 11) 1 мин



Просмотр содержимого документа
«Слайды презентации»

Слайды презентации





Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока»

Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера по их причинам и правилам поведения в них. Тема 17.  Лесные пожары

Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера по их причинам и правилам поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары

Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Причины пожаров

Причины пожаров

  • неосторожное обращение с огнем
  • нарушение правил пожарной безопасности
  • молния
  • самовозгорание сухой растительности и торфа
Пожары в лесу бывают верховые, низовые и подземные (торфяные).

Пожары в лесу бывают верховые, низовые и подземные (торфяные).

Низовой пожар

Низовой пожар

Верховой пожар

Верховой пожар

Подземный (торфяной) пожар

Подземный (торфяной) пожар

Действия населения при пожаре:

Действия населения при пожаре:

  • о возгорании необходимо информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;
  • уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;
  • если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;
  • в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.
а)  в)  а)  б)  в)
  • а)
  • в)
  • а)
  • б)
  • в)

Эталон ответа

придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара

придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок по ОБЖ Тема: Лесные пожары

Автор: Митрофанов Олег Сергеевич

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока "Лесные пожары""
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekturokaliesnyiepozhary"
    ["file_id"] => string(6) "309062"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458733636"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "План - конспект открытого урока по теме: "Лесные и торфяные пожары, защита населения". "
    ["seo_title"] => string(94) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-zashchita-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135904"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417003911"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока (ФГОС ООО) по теме "Лесные и торфяные пожары и их классификация" "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-konspiekt-uroka-fgos-ooo-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "221715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435564349"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку ОБЖ 7 класс "Лесные и торфяные пожары" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-obzh-7-klass-liesnyie-i-torfianyie-pozhary"
    ["file_id"] => string(6) "195751"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427961346"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "План конспект урока по ОБЖ 7 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130679"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415971065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства