kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОБЖ Тема: Лесные пожары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Лесные пожары

Цели урока:

- получение  обучающимися знаний о  видах лесных пожаров, их причинах и правилах поведения во время лесного пожара;

- формирование умения давать характеристику лесных пожаров;

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства.

Методы обучения:

- наглядно-демонстрационные;

- проблемно-поисковые;

- самостоятельная работа обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: химия: «Горение»; география: «Биосфера Земли»; экология: « Значение лесов для жизни на Земле».  

Материально-техническое обеспечение: учебный материал 17, закрепляющий материал 17.1, проверка степени усвоения материала 17.2, презентация к теме 17 «Лесные пожары», видеоматериалы «Лесные пожары», «Низовой пожар», «Верховой пожар», дневник урока, ноутбук, проектор.

Литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2005. – 160 л.
  2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 2006. – 232 с.

Информационные ресурсы:

1. http://obg33.narod.ru/.htm

2. http://www.my.lv/

3. http://kchs.tomsk.gov.ru/umc/katastrofi/katastrofi.htm

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закрепляющий материал 17»

Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера, их причины и правила поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары.

Закрепляющий материал 17.1


1. Закончите предложение:

Лесной пожар это - _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Из предложенных причин лесных пожаров выберите верные:

неосторожное, обращение с огнем; обрушения карстовых пустот; молния; выветривание; самовозгорание сухой растительности и торфа; прорыв гидротехнических сооружений; нарушение правил пожарной безопасности;

  • _________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________


3. Заполните таблицу:



Вид пожара

Низовой пожар



Верховой пожар


Подземный (торфяной) пожар



Что горит?





Скорость распространения?





Температура горения?








4. Перечислите Ваши действия, при обнаружении большого очага пожара:



  1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«Проверка степени усвоенияматериала 17»


Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера, их причины и правила поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары.

Проверка степени усвоения материала 17.2



Ответьте на вопросы теста:

1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории - это:


а) лесной пожар

б) стихийный пожар

в) пожар


2. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда горит:


а) верхний и нижний ярусы одновременно

б) только верхний ярус леса

в) сухая трава и опавшая листва


3. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:


а) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону

б) оставаться на месте до приезда пожарных

в) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону


4. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения:


а) 5 км/час

б) до 30 км/час

в) более 100 км/час

5. Температура при подземном пожаре достигает


а) 900 °C

б) 700 °C

в)600 °C


Просмотр содержимого документа
«Учебный материал 17»


Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера, их причины и правила поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары.

Учебный материал 17


Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.


Причинами возникновения пожаров являются:

  • неосторожное, обращение с огнем;

  • нарушение правил пожарной безопасности;

  • такое явление природы, как молния;

  • самовозгорание сухой растительности и торфа.


Известно, что 90% пожаров возникают по вине человека и только 7—8% от молний.

Учёные подсчитали, что 50—70 % пожаров возникает в радиусе 5 км от населённых пунктов, а за преде­лами 20 км — всего лишь 3—10 %


Виды лесных пожаров определяются от яруса леса, в котором распространяется пожар.


Пожары в лесу бывают верховые, ни­зовые и подземные (торфяные).

Низовой пожар

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

Низовые пожары бывают беглые и устойчивые:

  • при беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью, поэтому часть площади остается незатронутой огнем. Беглые пожары в основном происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.

  • устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.

Верховой пожар

Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—30 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. Область распространения яйцевидно-вытянутая.

Верховые пожары, как и низовые, могут быть беглыми (ураганными) и устойчивыми (повальными):

  • ураганный пожар распространяется со скоростью от 7 до 30 км/ч. Возникают при сильном ветре. Опасны высокой скоростью распространения.

  • при повальном верховом пожаре огонь движется сплошной стеной от надпочвенного покрова до крон деревьев со скоростью до 8 км/ч. При повальном пожаре лес выгорает полностью.

При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага.

Подземный (торфяной) пожар


Торфяные пожары - являются результатом возгорания слоев торфа на различной глубине. Характерные признаки торфяного пожара — горячая земля и дым, идущий из-под неё. Огонь движется медленно, по нескольку метров в сутки, но может неожиданно прорваться из очага под­земного возгорания. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф. Торфяные пожары могут уходить на глубину до нескольких метров, поэтому крайне плохо поддаются тушению. Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой. Температура горящего торфа около 600 °C


С целью недопущения пожара в природной среде, запрещается:

  • бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки;

  • разводить костер в густых зарослях и в хвойном молодняке, под низко свисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур;

  • оставлять в лесу самовозгораемые материалы: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;

  • выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями;

  • поджигать камыш;

  • разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;

  • оставлять костер горящим после покидания стоянки.


Действия населения при пожаре:

  • при обнаружении в лесу небольшого возгорания (незагашенного кострища) принять меры по его ликвидации;

  • в любом случае, тем более, если пожар не удалось остановить, о возгорании необходимо информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;

  • уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;

  • если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;

  • в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Чтобы ухаживать за лесом и обеспечи­вать его охрану, безусловно, требуется по­мощь всего населения. И если мы все вме­сте будем беречь лес, то тогда наша страна с полным основанием может счи­таться цивилизованной.

Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»

Сценарий урока:


  1. Организационно-мотивационный момент - 8 мин.

    1. Организационный момент


Рапорт дежурного.

Организация внимания обучающихся и их готовности к уроку.

Сообщение темы урока и целевая установка на урок - презентация к уроку 17 (Слайд 1)


    1. Мотивация обучающихся


Ветер гонит тучу дыма,
Словно грузного коня.
Вслед за ним неумолимо
Встало зарево огня.

Только в редкие просветы
Темно-бурых тополей
Видно розовые светы
Обезумевших полей.

Ярко вспыхивает маис,
С острым запахом смолы,
И, шипя и разгораясь,
В пламя падают стволы


Леса, будучи основным типом растительности России, занимают 45% ее территории. Лесной фонд Российской Федерации – это почти 1,2 млрд. га, что соответствует 22% всех лесов мира.

Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.

Лесные пожары в нашей стране ежегодно оборачиваются стихийным бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. По оценкам экспертов, в отдельные годы сгорают несколько миллионов гектаров лесов.


А давайте вспомним, какое значение имеют леса? Какую пользу они приносят нам с вами и нашей планете?


предполагаемый ответ:


  • поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах);

  • смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;

  • защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

  • служат домом для большинства видов живых организмов;

  • служат одним из основных мест отдыха людей.

Пожары в Марий Эл, бушевавшие в лесах республики в конце июля, признаны самыми разрушительными за последние 30 лет. На их тушение пришлось бросить всю имеющуюся в распоряжении администрации технику, привлечь силы промышленных предприятий и армейских подразделений. По предварительным данным, полностью выгорело 1,5 тысячи гектаров леса. (Слайд 2)


2. Организация самостоятельной деятельности обучающихся – 29 мин.

А теперь возьмите учебный материал 17 и внимательно его прочитайте. На это Вам отводится 10 минут.


Я думаю, что все закончили чтение. Молодцы!


А теперь положите перед собой лист 17.1 с закрепляющим материалом.


2.1. Понятие лесного пожара и его причины.


Задание 1. (На выполнение задания отводится 2 минуты)


Закончите предложение: Лесной пожар это –


Эталон ответа: Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (Слайд 3)


Задание 2. (На выполнение – 3 минуты)


Из предложенных причин лесных пожаров выберите верные:


неосторожное обращение с огнем; обрушения карстовых пустот; молния; выветривание; самовозгорание сухой растительности и торфа; прорыв гидротехнических сооружений; нарушение правил пожарной безопасности;


Эталон ответа


  • неосторожное обращение с огнем;

  • нарушение правил пожарной безопасности;

  • молния;

  • самовозгорание сухой растительности и торфа (Слайд 4)


2.2. Виды лесных пожаров


Задание 3. (На выполнение – 9 минут)


Заполните таблицу:

Эталоны ответов:


Вид пожара

Низовой пожар



Верховой пожар


Подземный (торфяной) пожар



Что горит?

лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п.

листья, хвоя, ветви, и вся крона, (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост.

слои торфа на различной глубине.


Скорость распространения?


0,25—5 км/ч.


5—30 км/ч

несколько метров в сутки


Температура горения?


700 °C


от 900 °C до 1200 °C.


600 °C




(Слайды 5,6,7,8)

2.3. Правила поведения при пожаре

Задание 4. (На выполнение – 5 минут)


Перечислите Ваши действия, при обнаружении большого очага пожара:


Эталоны ответов:

  • о возгорании необходимо информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;

  • уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;

  • если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;

  • в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

(Слайд 9)

3. Подведение итогов урока - 8минут



3.1. Проверка степени усвоения знаний


Положите перед собой лист 17.2. Ответьте на вопросы, не пользуясь учебным материалом. Оцениваться эта работа не будет. У Вас 5 минут

Ответьте на вопросы теста:


1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории - это:


а) лесной пожар

б) стихийный пожар

в) пожар


2. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда горит:


а) верхний и нижний ярусы одновременно

б) только верхний ярус леса

в) сухая трава и опавшая листва



3. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:


а) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;

б) оставаться на месте до приезда пожарных;

в) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.


4. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения:


а) 5 км/час

б) до 30 км/час

в) более 100 км/час

5. Температура при подземном пожаре достигает


а) 900 °C

б) 700 °C

в) 600 °C


Эталоны ответов:


  1. а).

  2. в)

  3. а).

  4. б)

  5. в).

(Слайд 10)


3.1. Заполнение дневников урока - 3 минуты


Дорогие ребята, заполните, пожалуйста, дневник урока, в котором Вы сможете дать оценку сегодняшнему уроку.


3.2 . Домашнее задание:


Придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара. (Слайд 11)


Спасибо всем за работу на уроке! (Слайд 12)




Просмотр содержимого документа
«ход урока»

Курс

Модуль 1


Результат 4




Тема 17

Основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера по их причинам и характеристикам.


Лесные пожары.



Цели урока:

- получение обучающимися знаний о видах лесных пожаров, их причинах и правилах поведения во время лесного пожара;

- формирование умения давать характеристику лесных пожаров;

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства.

Методы обучения:

- наглядно-демонстрационные;

- проблемно-поисковые;

- самостоятельная работа обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: химия: «Горение»; география: «Биосфера Земли»; экология: « Значение лесов для жизни на Земле».

Материально-техническое обеспечение: учебный материал 17, закрепляющий материал 17.1, проверка степени усвоения материала 17.2, презентация к теме 17 «Лесные пожары», видеоматериалы «Лесные пожары», «Низовой пожар», «Верховой пожар», дневник урока, ноутбук, проектор.

Литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2005. – 160 л.

  2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 2006. – 232 с.

Информационные ресурсы:

1. http://obg33.narod.ru/.htm

2. http://www.my.lv/

3. http://kchs.tomsk.gov.ru/umc/katastrofi/katastrofi.htm

Ход урока:




1. Организационно-мотивационный момент (слайды 1,2) 8 мин

1.1. Организационный момент 2 мин.

1.2. Мотивация 6 мин


2.Организация самостоятельной деятельности обучающихся 29 мин

2.1. Деятельность преподавателя – организация работы обучающихся по основным вопросам темы урока:

  1. Определение лесного пожара и его причины (слайды 3,4)

  2. Виды лесных пожаров: (слайд 5)

а) низовой пожар (слайд 6)

б) верховой пожар (слайд 7)

в) подземный (торфяной) пожар (слайд 8)

  1. Правила поведения во время лесного пожара (слайд 9)

    1. Деятельность обучающихся – самостоятельное изучение основных вопросов темы урока (учебный материал 17, задания закрепляющего материала 17.1)


3. Подведение итогов урока 8 мин

3.1. Проверка степени усвоения (задание 17.2, слайд 10) 5 мин

3.2. Заполнение дневников урока 2 мин

3.3. Домашнее задание (слайд 11) 1 мин



Просмотр содержимого документа
«Слайды презентации»

Слайды презентации





Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока»

Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера по их причинам и правилам поведения в них. Тема 17.  Лесные пожары

Модуль 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Результат 4. Распознавать из различных видов чрезвычайных ситуаций ЧС природного характера по их причинам и правилам поведения в них.

Тема 17. Лесные пожары

Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Причины пожаров

Причины пожаров

  • неосторожное обращение с огнем
  • нарушение правил пожарной безопасности
  • молния
  • самовозгорание сухой растительности и торфа
Пожары в лесу бывают верховые, низовые и подземные (торфяные).

Пожары в лесу бывают верховые, низовые и подземные (торфяные).

Низовой пожар

Низовой пожар

Верховой пожар

Верховой пожар

Подземный (торфяной) пожар

Подземный (торфяной) пожар

Действия населения при пожаре:

Действия населения при пожаре:

  • о возгорании необходимо информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;
  • уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;
  • если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;
  • в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.
а)  в)  а)  б)  в)
  • а)
  • в)
  • а)
  • б)
  • в)

Эталон ответа

придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара

придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок по ОБЖ Тема: Лесные пожары

Автор: Митрофанов Олег Сергеевич

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока "Лесные пожары""
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekturokaliesnyiepozhary"
    ["file_id"] => string(6) "309062"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458733636"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "План - конспект открытого урока по теме: "Лесные и торфяные пожары, защита населения". "
    ["seo_title"] => string(94) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-zashchita-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135904"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417003911"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока (ФГОС ООО) по теме "Лесные и торфяные пожары и их классификация" "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-konspiekt-uroka-fgos-ooo-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "221715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435564349"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку ОБЖ 7 класс "Лесные и торфяные пожары" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-obzh-7-klass-liesnyie-i-torfianyie-pozhary"
    ["file_id"] => string(6) "195751"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427961346"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "План конспект урока по ОБЖ 7 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130679"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415971065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
1950 руб.
2440 руб.
1580 руб.
1970 руб.
1950 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства