Сценарий урока:
Организационно-мотивационный момент - 8 мин.
Организационный момент
Рапорт дежурного.
Организация внимания обучающихся и их готовности к уроку.
Сообщение темы урока и целевая установка на урок - презентация к уроку 17 (Слайд 1)
Мотивация обучающихся
Ветер гонит тучу дыма,
Словно грузного коня.
Вслед за ним неумолимо
Встало зарево огня.
Только в редкие просветы
Темно-бурых тополей
Видно розовые светы
Обезумевших полей.
Ярко вспыхивает маис,
С острым запахом смолы,
И, шипя и разгораясь,
В пламя падают стволы
Леса, будучи основным типом растительности России, занимают 45% ее территории. Лесной фонд Российской Федерации – это почти 1,2 млрд. га, что соответствует 22% всех лесов мира.
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.
Лесные пожары в нашей стране ежегодно оборачиваются стихийным бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. По оценкам экспертов, в отдельные годы сгорают несколько миллионов гектаров лесов.
А давайте вспомним, какое значение имеют леса? Какую пользу они приносят нам с вами и нашей планете?
предполагаемый ответ:
поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах);
смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;
защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;
служат домом для большинства видов живых организмов;
служат одним из основных мест отдыха людей.
Пожары в Марий Эл, бушевавшие в лесах республики в конце июля, признаны самыми разрушительными за последние 30 лет. На их тушение пришлось бросить всю имеющуюся в распоряжении администрации технику, привлечь силы промышленных предприятий и армейских подразделений. По предварительным данным, полностью выгорело 1,5 тысячи гектаров леса. (Слайд 2)
2. Организация самостоятельной деятельности обучающихся – 29 мин.
А теперь возьмите учебный материал 17 и внимательно его прочитайте. На это Вам отводится 10 минут.
Я думаю, что все закончили чтение. Молодцы!
А теперь положите перед собой лист 17.1 с закрепляющим материалом.
2.1. Понятие лесного пожара и его причины.
Задание 1. (На выполнение задания отводится 2 минуты)
Закончите предложение: Лесной пожар это –
Эталон ответа: Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (Слайд 3)
Задание 2. (На выполнение – 3 минуты)
Из предложенных причин лесных пожаров выберите верные:
неосторожное обращение с огнем; обрушения карстовых пустот; молния; выветривание; самовозгорание сухой растительности и торфа; прорыв гидротехнических сооружений; нарушение правил пожарной безопасности;
Эталон ответа
неосторожное обращение с огнем;
нарушение правил пожарной безопасности;
молния;
самовозгорание сухой растительности и торфа (Слайд 4)
2.2. Виды лесных пожаров
Задание 3. (На выполнение – 9 минут)
Заполните таблицу:
Эталоны ответов:
Вид пожара | Низовой пожар | Верховой пожар | Подземный (торфяной) пожар |
Что горит? | лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. | листья, хвоя, ветви, и вся крона, (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. | слои торфа на различной глубине. |
Скорость распространения? | 0,25—5 км/ч. | 5—30 км/ч | несколько метров в сутки |
Температура горения? | 700 °C | от 900 °C до 1200 °C. | 600 °C |
(Слайды 5,6,7,8)
2.3. Правила поведения при пожаре
Задание 4. (На выполнение – 5 минут)
Перечислите Ваши действия, при обнаружении большого очага пожара:
Эталоны ответов:
о возгорании необходимо информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;
уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;
если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;
в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.
(Слайд 9)
3. Подведение итогов урока - 8минут
3.1. Проверка степени усвоения знаний
Положите перед собой лист 17.2. Ответьте на вопросы, не пользуясь учебным материалом. Оцениваться эта работа не будет. У Вас 5 минут
Ответьте на вопросы теста:
1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории - это:
а) лесной пожар
б) стихийный пожар
в) пожар
2. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда горит:
а) верхний и нижний ярусы одновременно
б) только верхний ярус леса
в) сухая трава и опавшая листва
3. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:
а) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;
б) оставаться на месте до приезда пожарных;
в) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.
4. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения:
а) 5 км/час
б) до 30 км/час
в) более 100 км/час
5. Температура при подземном пожаре достигает
а) 900 °C
б) 700 °C
в) 600 °C
Эталоны ответов:
а).
в)
а).
б)
в).
(Слайд 10)
3.1. Заполнение дневников урока - 3 минуты
Дорогие ребята, заполните, пожалуйста, дневник урока, в котором Вы сможете дать оценку сегодняшнему уроку.
3.2 . Домашнее задание:
Придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара. (Слайд 11)
Спасибо всем за работу на уроке! (Слайд 12)