Тема урока: «Лесные пожары»
Класс 7
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Образовательная: дать представление о лесных пожарах, об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара; научить различать пожары по их характерным признакам, научить как правильно себя вести и не допустить этой беды.
Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе.
Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; коммуникативности.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, раздаточный материал, учебник ОБЖ
7 класс под редакцией Смирнова А.Т., рисунки детей по противопожарной
тематике
Эпиграф урока: Без взрослых с огнём развлекаться опасно
Закончиться может забава ужасно….
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр разжигать не годится!
Ход урока:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II.НОВАЯ ТЕМА
- Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока.
1.Зимой и летом
Одним цветом (ель, сосна) слайд1.
2.Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина) слайд 2.
3.Не портной,а всю жизнь с иголками ходит (еж) слайд 3.
4.Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница) слайд 4.
5.Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Береза) слайд 5.
6.В шубе-летом,
А зимой-раздетый. (лес). Слайд 6.
- Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Да сегодня мы будем говорить о лесе и не только! Но прежде, чем мы узнаем, о чем еще будем говорить сегодня мы должны ответить на некоторые вопросы.
Вопросы: слайд 7.
Дети отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ.
самую большую территорию занимают: смешанные леса, широколиственные, хвойные леса.
природные зоны России расположены так: тундра, арктическая зона, зона лесов; арктическая зона, зона лесов, тундра; арктическая зона, тундра, зона лесов.
в тайге растут: пихты, ели лиственницы; дубы, сосны, ели; березы, липы лиственницы.
лесным исполином называют: благородного оленя, лося, медведя.
в красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: овцебык, морж, розовая чайка; краснозобая казарка, кречет, стерх; зубр, амурский тигр, утка – мандаринка.
охрана лесов – это: обязанность государства; обязанность государства и долг каждого гражданина; забота самих обитателей леса.
Ответив на вопросы, проверяем правильность ответов.
- Чтобы узнать тему урока полностью, необходимо отгадать еще несколько загадок.
С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
шипит и злится, а воды боится. (Огонь) слайд 8.
Без рук, без ног к небу ползет. (Дым) слайд 9.
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый! (пожар) слайд 10.
(по мере отгадывания всех загадок появляется лес, объятый пламенем). Слайд11
- о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока (лесные пожары).
Получение новых знаний:
1. Вводное слово учителя
-Лесные пожары – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (слайд 12-13)
Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.
У леса есть сильнейший враг - огонь. Все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня за несколько часов.( слайды 14-15).
При пожаре опасности подвергаются как отдельные люди, оказавшиеся в горящем лесу, так и целые населенные пункты, производственные объекты, линии электропередач, газопроводы . В огне гибнут растения и животные.(слайд16). В девяти случаях из десяти виновниками лесных пожаров является человек.
- Давайте попробуем назвать причины, по которым возникают лесные пожары. (Дети самостоятельно называют причины: брошенная горящая спичка, окурок; непогашенный костер; тлеющий охотничьи пыжи; люди выжигают траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса; осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза; хозяйственные работы ведутся с нарушением ТБ; выжигание сухой прошлогодней травы).
- Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего? (человек)
По статистики всего 10% всех лесных пожаров происходит от удара молнии, остальные 90% по вине человека. Это небрежное отношение, безответственность, халатность, равнодушие.
Вы за время обучения в школе изучаете и говорите о разных науках – зоология, биология, география, история, а еще существует наука, которая изучает лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ.
Обычно большое количество лесных пожаров возникает в пожароопасный сезон.
-Когда возникает пожароопасный сезон в лесу? (начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой снежной погоды).
2. Самостоятельная работа
-Какие бывают лесные пожары? (на доске три слайда 17,18,19, дети, самостоятельно работая с дополнительной литературой, определяют на каком рисунке, какой пожар изображен). Учитель делает обобщение сказанного.
-Низовой пожар : сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч.
Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700
-Верховой пожар: охватывает листья, хвою, ветви, а в случае падения горящих деревьев и травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—30 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C
-Подземные (почвенные) пожары : чаще всего связаны с возгоранием торфа. Распространяется со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и уходить на глубину до нескольких метров, поэтому представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению.
(Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой)
Температура горящего торфа около 600 °C
Литературная пауза: (чтение стихов детьми по теме урока)
Догорает трава. И деревья
Вновь охвачены сильным огнём
Превращаясь в угли, погибают
Этим жарким и облачным днём.
Остаётся лишь уголь и пепел
Задымлённость большая в лесу
Утром дым разойдётся. И ветер
За собой лишь оставит росу.
Ветром сметая листву на дороге,
Мчится машина в огромной тревоге:
Где-то вдали, словно огненный шар,
В диком лесу пламенеет пожар.
Отблески жаркие в небо стремятся,
Алые тени на землю ложатся.
Надо успеть, надо спешить,
Надо пожар поскорей потушить.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,-
Но как он искупил свою вину!..
Не такова ли совесть? Временами
Мне снится сон средь тишины ночной,
Что где-то мной костер забыт, а пламя
Уже гудит, уже идет за мной...
3. Работа в группах
Выполнить задание, для каждой задание свое. Первая группа готовит ответ на вопрос - правила пожарной безопасности в лесу; вторая группа - ликвидация небольших очагов пожаров, когда огонь охватил несколько метров сухой травы; третья группа - поведение ребенка при обнаружении большого очага пожара, когда горят кустарники и деревья.
Обсуждение в группах, один ученик выступает перед классом.
4.Объяснение учителя
Правила спасения при лесном пожаре ( слайд20)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Игра « Лесные поэты» из первых строк стихов срифмовать окончание строк.
Если на миг от костра отлучиться,
Может беда от него приключиться.
Перестань с огнем шалить!
Так недолго лес спалить.
Свалилось горе на зверят.
Родимый дом огнем объят.
Если в лесу захотелось чайку
Помни: с огнем надо быть начеку
Запомни: опасен огонь для тайги
В сухую погоду тайгу береги
2. Кроссворд ( на доске разгадывают и вписывают слова)
По горизонтали:
2. Наука о лесных пожарах.
3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.
4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.
По вертикали:
1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.
2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.
Ответы
По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.
По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.
3. Тест
1. как называется наука о лесных пожарах
а) экология; б) пирология; в) геология.
2. при каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты
а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.
3. при каком пожаре горят кроны деревьев
а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.
4. как тушить только что начавшийся пожар
а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Лес всегда рад помочь человеку. Он согреет, накормит, удивит, научит…
Человек, береги своего «зеленого»друга от пожара!
Из одного дерева можно сделать тысячу спичек, а одной спичкой можно уничтожить тысячу деревьев. Лес — наше богатство! Это разнообразный мир животных, птиц и растений. Лес не только снабжает людей ценными породами древесины, пушниной, лекарственными растениями, грибами и ягодами, но и даёт ни с чем не сравнимую радость общения с живой природой.
Берегите лес от огня — не бросайте горящие спички, не разжигайте костры.
Рефлексия: -как я себя чувствовал на сегодняшнем уроке……
-что я узнал нового…
-что мне осталось не понятным
-как я работал на уроке
V.Домашнеё задание: параграф учебника
По выбору творческие задания :1.подготовить сообщение о лесных пожарах на
территории России
2. нарисовать плакат, призывающий сохранять лес
от пожара.
МКОУ СОШ с.Красавка
Методическая разработка
по противопожарной тематике
Урок ОБЖ 7 класс
Тема «Лесные пожары»
Подготовила учитель географии
МКОУ СОШ с.Красавка Самойловского района
Кузнецова Ольга Александровна
2013 год