kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Лесные пожары"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Лесные пожары" разработан с использованием информационных технологий, в соответствии с требованиями ФГОС. Применяются различные формы работы на уроке.Все этапы урока соблюдаются.Урок позволяет дать представление о лесных пожарах, об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара; научить различать пожары по их характерным признакам, научить как правильно себя вести и не допустить этой беды. Воспитывает у учащихся бережное отношение к природе. Развивает умения работать в диалоговом режиме, монологическую речь при работе в диалоговом режиме, логическое мышление; расширяет словарный запас; коммуникативность.Оборудование: презентация к уроку, проектор, раздаточный материал, учебник ОБЖ  7 класс под редакцией Смирнова А.Т., рисунки детей по противопожарной тематике.

Урок используется на уроке ОБЖ, а так же его элементы на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Лесные пожары»

Тема урока: «Лесные пожары»

Класс 7

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Образовательная: дать представление о лесных пожарах, об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара; научить различать пожары по их характерным признакам, научить как правильно себя вести и не допустить этой беды.

Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; коммуникативности.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, раздаточный материал, учебник ОБЖ

7 класс под редакцией Смирнова А.Т., рисунки детей по противопожарной

тематике

Эпиграф урока: Без взрослых с огнём развлекаться опасно

Закончиться может забава ужасно….

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костёр разжигать не годится!


Ход урока:


I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II.НОВАЯ ТЕМА

- Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока.

1.Зимой и летом

Одним цветом (ель, сосна) слайд1.

2.Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина) слайд 2.

3.Не портной,а всю жизнь с иголками ходит (еж) слайд 3.

4.Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница) слайд 4.

5.Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Береза) слайд 5.

6.В шубе-летом,

А зимой-раздетый. (лес). Слайд 6.


- Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Да сегодня мы будем говорить о лесе и не только! Но прежде, чем мы узнаем, о чем еще будем говорить сегодня мы должны ответить на некоторые вопросы.

Вопросы: слайд 7.

Дети отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ.

самую большую территорию занимают: смешанные леса, широколиственные, хвойные леса.

природные зоны России расположены так: тундра, арктическая зона, зона лесов; арктическая зона, зона лесов, тундра; арктическая зона, тундра, зона лесов.

в тайге растут: пихты, ели лиственницы; дубы, сосны, ели; березы, липы лиственницы.

лесным исполином называют: благородного оленя, лося, медведя.

в красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: овцебык, морж, розовая чайка; краснозобая казарка, кречет, стерх; зубр, амурский тигр, утка – мандаринка.

охрана лесов – это: обязанность государства; обязанность государства и долг каждого гражданина; забота самих обитателей леса.

Ответив на вопросы, проверяем правильность ответов.

- Чтобы узнать тему урока полностью, необходимо отгадать еще несколько загадок.

С языком – не лает,

Без зубов, а кусает.

Без рук, без ног, а бушует,

шипит и злится, а воды боится. (Огонь) слайд 8.

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым) слайд 9.

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый! (пожар) слайд 10.

(по мере отгадывания всех загадок появляется лес, объятый пламенем). Слайд11

- о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока (лесные пожары).


Получение новых знаний:

1. Вводное слово учителя

-Лесные пожары – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (слайд 12-13)

Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.

У леса есть сильнейший враг - огонь. Все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня за несколько часов.( слайды 14-15).
При пожаре опасности подвергаются как отдельные люди, оказавшиеся в горящем лесу, так и целые населенные пункты, производственные объекты, линии электропередач, газопроводы . В огне гибнут растения и животные.(слайд16). В девяти случаях из десяти виновниками лесных пожаров является человек.

- Давайте попробуем назвать причины, по которым возникают лесные пожары. (Дети самостоятельно называют причины: брошенная горящая спичка, окурок; непогашенный костер; тлеющий охотничьи пыжи; люди выжигают траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса; осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза; хозяйственные работы ведутся с нарушением ТБ; выжигание сухой прошлогодней травы).

- Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего? (человек)

По статистики всего 10% всех лесных пожаров происходит от удара молнии, остальные 90% по вине человека. Это небрежное отношение, безответственность, халатность, равнодушие.

Вы за время обучения в школе изучаете и говорите о разных науках – зоология, биология, география, история, а еще существует наука, которая изучает лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ.

Обычно большое количество лесных пожаров возникает в пожароопасный сезон.

-Когда возникает пожароопасный сезон в лесу? (начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой снежной погоды).


2. Самостоятельная работа

-Какие бывают лесные пожары? (на доске три слайда 17,18,19, дети, самостоятельно работая с дополнительной литературой, определяют на каком рисунке, какой пожар изображен). Учитель делает обобщение сказанного.

-Низовой пожар : сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч.
Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700

-Верховой пожар: охватывает листья, хвою, ветви, а в случае падения горящих деревьев и травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—30 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C

-Подземные (почвенные) пожары : чаще всего связаны с возгоранием торфа. Распространяется со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и уходить на глубину до нескольких метров, поэтому представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению.
(Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой)
Температура горящего торфа около 600 °C

Литературная пауза: (чтение стихов детьми по теме урока)

Догорает трава. И деревья

Вновь охвачены сильным огнём

Превращаясь в угли, погибают

Этим жарким и облачным днём.

Остаётся лишь уголь и пепел

Задымлённость большая в лесу

Утром дым разойдётся. И ветер

За собой лишь оставит росу.

Ветром сметая листву на дороге,

Мчится машина в огромной тревоге:

Где-то вдали, словно огненный шар,

В диком лесу пламенеет пожар.

Отблески жаркие в небо стремятся,

Алые тени на землю ложатся.

Надо успеть, надо спешить,

Надо пожар поскорей потушить.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть? Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной...


3. Работа в группах

Выполнить задание, для каждой задание свое. Первая группа готовит ответ на вопрос - правила пожарной безопасности в лесу; вторая группа - ликвидация небольших очагов пожаров, когда огонь охватил несколько метров сухой травы; третья группа - поведение ребенка при обнаружении большого очага пожара, когда горят кустарники и деревья.

Обсуждение в группах, один ученик выступает перед классом.


4.Объяснение учителя

Правила спасения при лесном пожаре ( слайд20)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Игра « Лесные поэты» из первых строк стихов срифмовать окончание строк.


Если на миг от костра отлучиться,

Может беда от него приключиться.


Перестань с огнем шалить!

Так недолго лес спалить.


Свалилось горе на зверят.

Родимый дом огнем объят.


Если в лесу захотелось чайку

Помни: с огнем надо быть начеку


Запомни: опасен огонь для тайги

В сухую погоду тайгу береги


2. Кроссворд ( на доске разгадывают и вписывают слова)

По горизонтали:

2. Наука о лесных пожарах.
3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.
4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.





По вертикали:

1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.
2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

Ответы

По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.

По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.

3. Тест

1. как называется наука о лесных пожарах

а) экология; б) пирология; в) геология.


2. при каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.


3. при каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.


4. как тушить только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.


IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Лес всегда рад помочь человеку. Он согреет, накормит, удивит, научит…

Человек, береги своего «зеленого»друга от пожара!

Из одного дерева можно сделать тысячу спичек, а одной спичкой можно уничтожить тысячу деревьев. Лес — наше богатство! Это разнообразный мир животных, птиц и растений. Лес не только снабжает людей ценными породами древесины, пушниной, лекарственными растениями, грибами и ягодами, но и даёт ни с чем не сравнимую радость общения с живой природой.

Берегите лес от огня — не бросайте горящие спички, не разжигайте костры.


Рефлексия: -как я себя чувствовал на сегодняшнем уроке……

-что я узнал нового…

-что мне осталось не понятным

-как я работал на уроке


V.Домашнеё задание: параграф учебника

По выбору творческие задания :1.подготовить сообщение о лесных пожарах на

территории России

2. нарисовать плакат, призывающий сохранять лес

от пожара.












МКОУ СОШ с.Красавка






Методическая разработка

по противопожарной тематике

Урок ОБЖ 7 класс


Тема «Лесные пожары»




Подготовила учитель географии

МКОУ СОШ с.Красавка Самойловского района

Кузнецова Ольга Александровна


















2013 год

Просмотр содержимого презентации
«лесные пожары»

Сосна,ель

Сосна,ель

ОСИНА

ОСИНА

Еж

Еж

Лиственница

Лиственница

Береза

Береза

ЛЕС

ЛЕС

Ответить на вопросы

Ответить на вопросы

  • самую большую территорию занимают: смешанные леса, широколиственные, хвойные леса .
  • природные зоны России расположены так: тундра, арктическая зона, зона лесов; арктическая зона, зона лесов, тундра; арктическая зона, тундра, зона лесов.
  • в тайге растут: пихты, ели лиственницы; дубы, сосны, ели; березы, липы лиственницы
  • в красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: овцебык, морж, розовая чайка; краснозобая казарка, кречет, стерх; зубр, амурский тигр, утка – мандаринка.
  • лесным исполином называют: благородного оленя, лося, медведя.
  • охрана лесов – это: обязанность государства; обязанность государства и долг каждого гражданина; забота самих обитателей леса.
Огонь

Огонь

Дым

Дым

Пожар

Пожар

Лесные пожары

Лесные пожары

Лесные пожары

Лесные пожары

Резкий грохот, тяжкий топот,  Вой, мычанье, визг и рев,  И зловеще-тихий ропот  Закипающих ручьев.  Все страшней в ночи бессонной,  Все быстрее дикий бег,  И, огнями ослепленный,  Черной кровью обагренный,  Первым гибнет человек. Н. Гумилев

Резкий грохот, тяжкий топот, Вой, мычанье, визг и рев, И зловеще-тихий ропот Закипающих ручьев.

Все страшней в ночи бессонной, Все быстрее дикий бег, И, огнями ослепленный, Черной кровью обагренный, Первым гибнет человек.

Н. Гумилев

Низовой пожар :  сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч.  Высота пламени до 2,5 м.  Температура горения около 700 °

Низовой пожар : сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °

Верховой пожар : охватывает листья, хвою, ветви, а в случае падения горящих деревьев и травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—30 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C

Верховой пожар : охватывает листья, хвою, ветви, а в случае падения горящих деревьев и травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—30 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C

Подземные (почвенные) пожары : чаще всего связаны с возгоранием торфа. Распространяется со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и уходить на глубину до нескольких метров, поэтому представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению.  (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой )  Температура горящего торфа около 600 °C

Подземные (почвенные) пожары : чаще всего связаны с возгоранием торфа. Распространяется со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и уходить на глубину до нескольких метров, поэтому представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению. (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой ) Температура горящего торфа около 600 °C

Правила спасения при лесном пожаре

Правила спасения при лесном пожаре

тест

тест

  • как называется наука о лесных пожарах
  • а) экология;
  • б) пирология;
  • в) геология.
  • 2. при каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты
  • а) при низовом;
  • б) при верховом;
  • в) при торфяном.
  • 3. при каком пожаре горят кроны деревьев
  • а) при низовом;
  • б) при верховом;
  • в) при торфяном.
  • 4. как тушить только что начавшийся пожар
  • а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
  • б) накрывая пламя собственной одеждой;
  • в) задувая пламя.
МЧС предупреждает :  Берегите наши леса от пожара!

МЧС предупреждает : Берегите наши леса от пожара!

Тушение лесного огня пожарными МЧС

Тушение лесного огня пожарными МЧС

3. Что это за вид лесного пожара?  Как обычно с ним борются? 4. Назовите вид этого лесного пожара. Какие виды техники используют пожарные МЧС при его тушении?

3. Что это за вид лесного пожара?

Как обычно с ним борются?

4. Назовите вид этого лесного пожара. Какие виды техники используют пожарные МЧС при его тушении?

Ответьте на вопросы: 1. Что не сделал горе-турист после привала? 2. Какие правила спасения необходимо соблюдать , если вы попали в зону лесного пожара?

Ответьте на вопросы:

1. Что не сделал

горе-турист после привала?

2. Какие правила спасения необходимо соблюдать , если вы попали в зону лесного пожара?

Человек, береги своего «зеленого»друга от пожара!

Человек,

береги своего «зеленого»друга от пожара!

Лес всегда рад помочь человеку. Он согреет, накормит, удивит, научит…

Лес всегда рад помочь человеку.

Он согреет, накормит, удивит, научит…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Лесные пожары"

Автор: Кузнецова Ольга Александровна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока "Лесные пожары""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt_uroka_liesnyie_pozhary"
    ["file_id"] => string(6) "465970"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1523537063"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока (ФГОС ООО) по теме "Лесные и торфяные пожары и их классификация" "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-konspiekt-uroka-fgos-ooo-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "221715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435564349"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока по окружающему миру. Тема "Пожар" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-tiema-pozhar"
    ["file_id"] => string(6) "123395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414490219"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по окружающему миру "Лесные опасности" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "153312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420992791"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока на тему К.Паустовский "Заячьи лапы" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-k-paustovskii-zaiach-i-lapy"
    ["file_id"] => string(6) "111752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407862739"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства