Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гилево-Логовская СОШ»
Урок ОБЖ в 6 классе
«Ориентирование по местным признакам».
Составил учитель ОБЖ
МБОУ «Гилево-Логовская СОШ»
Тютерева Ольга Владимировна
С. Гилёв-Лог, 2013 г.
Задачи урока:
Образовательная:
Развивающая:
Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
Продолжить работу над развитием устной монологической речи;
Создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательная:
Развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность.
Воспитывать чувство товарищество и помощи.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Мотивация. Постановка темы и задач.
Содержание этапа учебного занятия:
Сообщение темы учебного занятия.
Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
Постановка перед учащимися учебной проблемы.
-- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть почитать рассказ, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
-- А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок из очень известного рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»(Слайд 3):
- Фу ты! Где же затеси? – сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина. – Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти, - заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх. – Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу.
Так… Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше - юг. Та-ак…
… В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук – билось сердце. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»
УЧ. – Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
УЧ. Ориентирование по местным признакам – тема нашего урока.
- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?
- Ориентирование - это умение человека определить свое местонахождение относительно сторон горизонта и найти правильное направление движения. (слайд 4)
- Местность - это участок земной поверхности со всеми расположенными на нем населенными пунктами, дорогами, каналами, реками, лесами, болотами и другими объектами. (слайд 5)
Этап проверки домашнего задания.
Задачи этапа:
- выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;
- определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;
- создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;
- развитие пространственных представлений.
(слайд 7-8)
Тестовое задание по теме.
Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:
а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;
б) несвоевременное регистрация туристической группы перед
выходом на маршрут, отсутствие средств связи;
в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.
Какая задача при подготовке и проведении туристического похода является главной:
а) полное прохождение маршрута;
б) выполнение целей и задач похода;
в) обеспечение безопасности.
Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы, то:
а) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;
б) нельзя сходить с трассы, лыжни;
в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.
Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, то необходимо:
а) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек;
б) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу, ручей или реку;
в) найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в направлении захода солнца.
. Готовясь к походу, необходимо правильно подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать:
а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоёв;
б) одежда должна быть из синтетических материалов;
в) одежда должна быть из однотонного или камуфлированного материала, чистой и сухой.
В солнечный полдень тень указывает направление на:
а) запад;
б) юг;
в) восток;
г) север.
Каковы требования к месту сооружения временного жилища:
а) ровная возвышенная продуваемая площадка, рядом источник воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия;
б) место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне воды;
в) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод.
При устройстве шалаша крышу следует накрывать:
а) безразлично как;
б) сверху вниз;
в) справа налево;
г) снизу вверх.
Что запрещается делать при разведении костра:
а) использовать для костра сухостой;
б) разводить костёр возле источников воды;
в) разводить костёр на торфяных болотах.
3. Этап изучения нового материала.
Задачи этапа:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
УЧ. - Иногда помимо своей воли человек оказывается один на один с природой. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встаёт задача, как выйти к людям. Безопасность в этих условиях всецело зависит от подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. (слад 9)
- Если вы заблудились в лесу:
не паникуйте, не разделяйтесь на группы, оставайтесь вместе;
прекратите движение, успокойтесь;
вернитесь по собственным следам к тому месту, где вы сбились с дороги;
при отсутствии карты попытайтесь в общих чертах составить на бумаге, ткани или коре карту местности в виде схемы;
выработайте план действия: продолжать движение или ждать помощи;
определите стороны горизонта и свое местонахождение;
помните, что засечки на деревьях выведут к тропе или жилью. (Слад 10)
УЧ. - Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые можно использовать для определения сторон горизонта.
- Какие стороны горизонта вы знаете?
- Делятся на основные и промежуточные.
- Назовите основные стороны горизонта?
- Назовите промежуточные стороны горизонта?
Графический диктант.
- А теперь проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта.
-На маршрутных листах напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта.
От исходной точки 2 шага (2 клетки) на север
1 шаг на С-З
1 шаг на З
1 шаг на Ю-З
2 шага на Ю
1 на Ю-В
1 на В
1 на С-В
- Какая фигура у вас получилась? (многоугольник)
- Отложите эти листы в сторону, в конце урока они нам еще пригодятся.
Однако такое ориентирование менее надежно, чем простейшие астрономические приемы, поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду. Некоторые местные признаки могут служить простейшим, хотя и не очень точным «компасом» для путешественника. (Слайды 11-12, Видео).
УЧ. (Слайды 13-20)
Из долголетних наблюдений установлено, что:
кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона
более пологая, чем северная;
на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;
ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;
ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;
около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной
стороны;
просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии
север-юг, запад-восток;
на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;
алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;
нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;
на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к
северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.
УЧ. (Слайд 21)
- Итак, ребята, давайте подведём итог. Назовите, пожалуйста, по каким признакам можно ориентироваться на местности.
УЧ.
- Не все признаки являются достоверными: (слайд 22)
1. Мнение о том, будто можно определять стороны горизонта по ширине годовых колец на спилах деревьев заблуждение.
Утверждение, что кольца шире с юга, чем с севера, неверно, этим признаком нельзя руководствоваться при ориентировании на местности, и доказано это было еще в XIX веке.
А началось все триста лет назад, когда английский биолог Джон Рей заметил, что южный радиус на спиле дерева больше, чем какой-либо другой. Это утверждение породило массу споров в научном мире, которые с переменным успехом длились более семидесяти лет.
Точку в этом бесконечном споре поставил академик А.Ф. Миддендорф, посвятивший многие годы своей жизни изучению растений Сибири и, в частности, наблюдавший спилы деревьев, растущих на Енисее. Он обнаружил, что нет никакой строгой зависимости ширины годовых колец от сторон горизонта, о чем и написал в своей книге «Путешествие на север и восток Сибири».
Характер роста клеток дерева зависит от десятков разнообразных причин, поэтому и ширина годовых колец может быть ориентирована в какую угодно сторону. Более того, если сделать спилы на одном и том же дереве, но на разной высоте, то откроется удивительная картина — максимальная ширина годовых колец меняется по высоте в самых разных направлениях, порой указывая в диаметрально противоположные стороны.
2. Не менее частое заблуждение касается возможности ориентирования по густоте кроны деревьев. Конечно, бывает, что ветви дерева растут гуще с южной стороны, но делать из этого частного обстоятельства аксиому нельзя. В лесу ветви деревьев развиваются в основном в сторону свободного места; конфигурация кроны отдельно стоящих деревьев зависит главным образом от направления господствующего ветра.
По густоте кроны можно ориентироваться только с помощью отдельно стоящих деревьев, так как им ничто не мешает развиваться полноценно.
- Возьмите многоугольник, который мы рисовали во время графического диктанта.
- Превратим его в смайлик, нарисуйте глаза.
- Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили материал, у вас все получилось, то нарисуйте вместо носа восклицательный знак.
-Если остались какие-то сомнения и вопросы, нарисуйте вопросительный знак.
-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку.
-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик.
-Если урок прошёл нормально без особых эмоций, нарисуйте спокойный прямой ротик.
4. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
Задачи:
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.
УЧ.
- Наблюдательность в мелочах – вот что помогает в незнакомой местности найти верный путь.
Ориентирование по местным признакам возможно только тогда, когда эти признаки соответствуют конкретной природной зоне. (Слайд 24)
5. Закрепление пройденного материала.
ВОПРОСЫ на повторение. (Слайд 25)
Укажите на рисунке где находится ЮГ и СЕВЕР и объясните почему?
По каким деревьям и пням можно ориентироваться?
По отдельно стоящим.
слайд
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.
Рефлексия :
- Возьмите круг, лежащий у вас на парте.
- Превратим его в смайлик, нарисуйте глаза.
- Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили материал, у вас все получилось, то нарисуйте вместо носа восклицательный знак.
-Если остались какие-то сомнения и вопросы, нарисуйте вопросительный знак.
-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку.
-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик.
-Если урок прошёл нормально без особых эмоций, нарисуйте спокойный прямой ротик.
- Подведение итога уроков.
Итак. Чему мы научились:
Как можно ориентироваться на местности?
Для чего это нужно знать?
Нужно ли это знать и почему?
Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.
(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием)
- Домашнее задание. Пояснить, в чём состоит его суть.
Д/з Пункт 13 стр. 52-56. Вопросы и задания