Содержание
Слайд 1
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Слайд 2
Выполните задания, работая в парах .
Задание 1. Точно следуйте инструкции:
От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. (Самопроверка, с показом образца)
Слайд 5 Предлагаю вашему вниманию видеосюжет: «Ребенок потерялся в лесу»
- Как вы думаете, почему произошел несчастный случай? - Что бы вы посоветовали мальчику?
Слайд 6 - Прочитайте тему нашего урока…( с.74)
- «Ориентирование».
- Какие цели при изучении этой темы вы перед собой поставите?
1) Что такое ориентирование? - Найдите ответ на с.74., продолжите предложение: « Ориентирование на местности - это…»
- Прочитайте 1 абзац до конца
- Для чего человеку необходимо знать «выдающиеся», «особенные» объекты, уметь описывать место, где находишься?
- В какой ситуации нам это может понадобиться?
- Какие существуют способы ориентирования? с.75-76
Слайд 7 -8(правила работы в группах)
2) Работа в группах (Задание получает ответственный в группе)
Слайд 9
Задание 1 группе «Ориентирование по компасу».
1.Прочитайте статью. Как работать с компасом?
2.Подготовьте ответы на вопросы.
Задание 2 группе:
«Ориентирование по Солнцу»
- Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» - с.76.
- Рассмотрите рисунок.
Найдите в тексте ответ на вопрос «Как в полдень в солнечный день можно определить стороны горизонта?»
- Выслушать в группе 1-2 человек с ответом.
- Подготовьте выступающего.
Задание 3 группе:
«Ориентирование по местным природным признакам»
- Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» - с.76. Распределите их между собой в группе.
- Прочитайте отрывок статьи из «Настольной книги охотника спортсмена». Подчеркните признаки, о которых не сказано в учебнике.
- Подготовьтесь отвечать на вопрос « Назовите местные признаки, по которым можно ориентироваться.»
Задание 4 группе «А знаете ли вы…»
1) 1 ученик дополнит выступление 1 группы:
- Как вы думаете, когда компас показывает неверно стороны горизонта?
1. Под линией электропередач.
2. Вблизи линий железных дорог.
3. Во время грозы.
4. Если у вас в руках или на вас имеются металлические предметы.
2) 2 ученик дополнит выступление 2 группы.
-У меня вопрос к ребятам: «Как вы считаете, способ достаточно надежный?» (Выслушать мнение детей)
- Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.
3) 3 выступающий дополнит выступление 3 группы.
- грибы растут с северной стороны деревьев, пней;
- на пне годичные кольца утолщены с южной стороны;
- муравейники построены всегда с южной стороны от дерева;
- на открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.
- ПОМНИТЕ! Ориентироваться по одному местному признаку нельзя, необходимо найти несколько местных признаков!
3) Отчет групп о проделанной работе
На доске начинаем заполнять кластер: (Выступающий от каждой группы работает с кластером)
- 1 группа
«Ориентирование по компасу.»
- Интересна история компаса, послушайте.
Слайд 10
А) Из истории компаса - рассказывает ученица
-Кто из вас знает, что такое «сынань», что в переводе с китайского означает "ведающий югом”? Это компас. Первый компас изобрели китайцы. Произошло это ещё БОЛЕЕ 3 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД. Компас был сделан в виде ложки из магнетита с тонким черенком. Ложка крепилась на медной или деревянной пластине. Роль магнитной стрелки выполнял черенок. Ложку приводили в движение небольшим вращением, черенок постепенно «успокаивался» и указывал строго на юг.
Вы подготовили ответы на вопросы:
- Слайд 11
1 ученик: Рассказать группе.
- Что такое компас?
Из каких частей состоит компас? Слайд 12
- 2 ученик: Рассказать группе с показом:
- Как работать с компасом?
(Правила работы – показывает и рассказывает ученик, у каждого ребенка в руках компас, работают все).
-Как вы думаете, показания компаса всегда точны?
Слайд 13
-Послушаем представителя 4 группы.
- Как вы думаете, когда компас показывает неверно стороны горизонта?
1. Под линией электропередач.
2. Вблизи линий железных дорог.
- Во время грозы.
4. Если у вас в руках или на вас имеются металлические предметы.
Практическая работа: «Определение местонахождения предметов с помощью компаса ( работают индивидуально)
Пользуясь компасом, определите:
А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….
Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………
В) в каком направлении расположена доска ………………………….
Слайд 14
(самопроверка)
Слайд 15
2 группа «Ориентирование по солнцу» (кластер)
Выступает представитель группы с вопросом «Как ориентироваться по солнцу»
- Слово ученику 4 группы:
- Как вы считаете, способ достаточно надежный?
- Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.
Слайд 16
3 группа: «Ориентирование по местным признакам»-(кластер).
- Расскажите, с какими признаками ориентирования вы познакомились.
(Выступает ребенок)
- Слово ученикам 4 группы: какие местные признаки еще помогут нам определить стороны горизонта? (Работают у доски со схемой)
- Работа по кластеру:
-Что такое ориентирование?
- Какие виды ориентирования вы знаете?
-Людям каких профессий нужно уметь ориентироваться?
- Какое ориентирование будет самым точным?
2) Игра «Верно - неверно» (индивидуальная работа)
Вопросы:
- Основные стороны горизонта С, Ю, З, В.
2. Прибор для определения сторон горизонта- это термометр.
3. Мхи и лишайники покрывают деревья с западной стороны.
4. Солнце всходит на востоке.
5. Муравьи строят свой дом на южной стороне от дерева.
6. В полдень солнце указывает на юг.
- Слайд 17 - ключ к игре- самопроверка.
Слайд 18 Вспомните цели, которые вы ставили в начале урока, продолжите предложение:
- Я узнал…
- Я научился…Было интересно… Мне показалось важным… Новые знания мне пригодятся…
Слайд 19
В нашем городе есть учреждения дополнительного образования Центр туризма и экскурсий «Соликамский горизонт», Дом творчества «Речник», где опытные педагоги научат вас ориентироваться на местности, ведь знания эти очень важны.
Слайд 20
Найти в дополнительных источниках информацию: (по выбору)
1. Как сделать компас своими руками ? (попробовать его сделать).
2. Материал о других способах ориентирования
обах ориентирования