kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Слайд 1

 В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Слайд 2

Выполните задания, работая в парах .

Задание 1.  Точно следуйте инструкции:       

От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага  на восток.                                   (Самопроверка, с показом образца)

Слайд 5     Предлагаю вашему вниманию видеосюжет: «Ребенок потерялся в лесу» 

  -  Как вы думаете, почему произошел несчастный случай?                                                                     - Что бы вы посоветовали мальчику?

Слайд 6                                                                     - Прочитайте тему нашего урока…( с.74)

- «Ориентирование».  

  - Какие цели при изучении этой темы вы перед собой поставите?                               

1) Что  такое ориентирование?                          - Найдите ответ на с.74., продолжите предложение: « Ориентирование на местности - это…»   

 - Прочитайте 1 абзац до конца

- Для чего человеку необходимо знать «выдающиеся», «особенные»  объекты, уметь описывать место, где находишься?

- В какой ситуации нам это может понадобиться?

- Какие существуют способы ориентирования? с.75-76

  Слайд 7 -8(правила работы в группах)                                                

2) Работа в группах (Задание получает ответственный в группе)

Слайд 9

Задание 1 группе   «Ориентирование по компасу».

1.Прочитайте статью.  Как работать с компасом?                                                      

2.Подготовьте ответы на вопросы.

Задание 2 группе:

«Ориентирование по Солнцу»

  1. Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» -   с.76.
  2. Рассмотрите  рисунок.

Найдите в тексте ответ на вопрос «Как в полдень в солнечный день можно определить стороны горизонта?»

  1. Выслушать в группе 1-2 человек с ответом.
  2. Подготовьте  выступающего.

Задание 3 группе:

«Ориентирование  по местным природным признакам»

  1. Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» - с.76. Распределите их между собой в группе.
  2. Прочитайте отрывок статьи из «Настольной книги охотника спортсмена».                                                                                   Подчеркните признаки, о которых не сказано в учебнике.
  3. Подготовьтесь отвечать на вопрос « Назовите местные признаки, по которым можно ориентироваться.»

Задание 4 группе  «А знаете ли вы…»

1) 1 ученик дополнит выступление 1 группы:

- Как вы думаете,  когда компас показывает неверно стороны горизонта?

1. Под линией электропередач.

2. Вблизи линий железных дорог.

3. Во время грозы.

4. Если у вас в руках или на вас имеются металлические предметы.

2) 2 ученик дополнит выступление 2 группы.

-У меня вопрос к ребятам: «Как вы считаете, способ достаточно надежный?»  (Выслушать мнение детей)

- Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

3) 3 выступающий дополнит выступление 3 группы.

  • грибы растут с северной стороны деревьев, пней;
  • на пне годичные кольца утолщены с южной стороны;
  • муравейники построены всегда с южной стороны от дерева;
  • на открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

- ПОМНИТЕ! Ориентироваться по одному местному признаку нельзя, необходимо найти несколько  местных признаков!

3) Отчет  групп о проделанной работе

На доске начинаем заполнять кластер:  (Выступающий от каждой группы работает с кластером)

  1. 1 группа

«Ориентирование по компасу.»

- Интересна история компаса, послушайте.

Слайд 10

А) Из истории компаса - рассказывает ученица

-Кто из вас знает, что такое «сынань», что в переводе с китайского означает "ведающий югом”? Это компас. Первый компас изобрели китайцы. Произошло это ещё БОЛЕЕ 3 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД.  Компас был сделан в  виде ложки из магнетита с тонким черенком. Ложка крепилась на медной или деревянной пластине. Роль магнитной стрелки выполнял черенок. Ложку приводили в движение небольшим вращением, черенок постепенно «успокаивался» и указывал строго на юг.                                               

Вы подготовили  ответы на вопросы:

  1. Слайд 11 

 1 ученик: Рассказать группе.

  • Что такое компас?

Из каких частей состоит     компас?                                                                       Слайд 12

  • 2 ученик: Рассказать группе с показом:
    • Как работать с компасом?

(Правила работы – показывает и рассказывает  ученик, у каждого ребенка в руках компас, работают все).

-Как вы думаете, показания компаса всегда точны?

Слайд 13

-Послушаем представителя 4 группы.

- Как вы думаете,  когда компас показывает неверно стороны горизонта?

1. Под линией электропередач.

2. Вблизи линий железных дорог.

  1. Во время грозы.

4. Если у вас в руках или на вас имеются металлические предметы.

Практическая  работа: «Определение местонахождения предметов с помощью компаса ( работают индивидуально)

Пользуясь компасом, определите:

А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….

Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………

В) в каком направлении  расположена доска ………………………….

Слайд 14

(самопроверка)

Слайд 15

2 группа «Ориентирование по солнцу» (кластер)

Выступает представитель группы  с вопросом «Как ориентироваться по солнцу»

- Слово ученику 4 группы:

- Как вы считаете, способ достаточно надежный?

- Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

Слайд 16

3 группа:  «Ориентирование по местным признакам»-(кластер).

- Расскажите, с какими признаками ориентирования вы познакомились.

(Выступает ребенок)

- Слово ученикам 4 группы: какие местные признаки еще помогут нам определить стороны горизонта?                                                          (Работают у доски со схемой)

  1. Работа по кластеру:    

-Что такое ориентирование?                                                                

- Какие виды ориентирования вы знаете?

-Людям каких профессий нужно уметь ориентироваться?

- Какое ориентирование будет самым точным?

2) Игра «Верно - неверно» (индивидуальная работа)

Вопросы:

  1. Основные стороны горизонта С, Ю, З, В.

2. Прибор для определения сторон горизонта- это термометр.

3. Мхи и лишайники покрывают деревья с западной стороны.

4. Солнце всходит на востоке.

5. Муравьи строят свой дом на южной стороне от дерева.

6. В полдень солнце указывает на юг.

  1. Слайд 17 -  ключ к игре- самопроверка.

Слайд 18  Вспомните цели, которые вы ставили в начале урока, продолжите предложение:                                                                                        

  • Я узнал…
  • Я научился…Было интересно… Мне показалось важным… Новые знания мне пригодятся…

Слайд 19 

   В нашем городе есть учреждения дополнительного образования Центр туризма и экскурсий «Соликамский горизонт», Дом творчества «Речник»,  где опытные педагоги научат вас ориентироваться на местности, ведь знания эти очень важны. 

Слайд 20

Найти в дополнительных источниках информацию:                       (по выбору)

 1.  Как сделать компас своими руками ?   (попробовать его сделать).                         

 2. Материал о других способах ориентирования

обах ориентирования

Просмотр содержимого документа
«конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности"»

Содержание


Слайд 1

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Слайд 2

Выполните задания, работая в парах .

Задание 1. Точно следуйте инструкции:

От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. (Самопроверка, с показом образца)





Слайд 5 Предлагаю вашему вниманию видеосюжет: «Ребенок потерялся в лесу»

- Как вы думаете, почему произошел несчастный случай? - Что бы вы посоветовали мальчику?

Слайд 6 - Прочитайте тему нашего урока…( с.74)

- «Ориентирование».

- Какие цели при изучении этой темы вы перед собой поставите?

1) Что такое ориентирование? - Найдите ответ на с.74., продолжите предложение: « Ориентирование на местности - это…»

- Прочитайте 1 абзац до конца

- Для чего человеку необходимо знать «выдающиеся», «особенные»  объекты, уметь описывать место, где находишься?

- В какой ситуации нам это может понадобиться?

- Какие существуют способы ориентирования? с.75-76

Слайд 7 -8(правила работы в группах)

2) Работа в группах (Задание получает ответственный в группе)

Слайд 9

Задание 1 группе «Ориентирование по компасу».

1.Прочитайте статью. Как работать с компасом?

2.Подготовьте ответы на вопросы.

Задание 2 группе:

«Ориентирование по Солнцу»

  1. Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» - с.76.

  2. Рассмотрите рисунок.

Найдите в тексте ответ на вопрос «Как в полдень в солнечный день можно определить стороны горизонта?»

  1. Выслушать в группе 1-2 человек с ответом.

  2. Подготовьте выступающего.

Задание 3 группе:

«Ориентирование по местным природным признакам»

  1. Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» - с.76. Распределите их между собой в группе.

  2. Прочитайте отрывок статьи из «Настольной книги охотника спортсмена». Подчеркните признаки, о которых не сказано в учебнике.

  3. Подготовьтесь отвечать на вопрос « Назовите местные признаки, по которым можно ориентироваться.»

Задание 4 группе «А знаете ли вы…»

1) 1 ученик дополнит выступление 1 группы:

- Как вы думаете, когда компас показывает неверно стороны горизонта?

1. Под линией электропередач.

2. Вблизи линий железных дорог.

3. Во время грозы.

4. Если у вас в руках или на вас имеются металлические предметы.


2) 2 ученик дополнит выступление 2 группы.

-У меня вопрос к ребятам: «Как вы считаете, способ достаточно надежный?» (Выслушать мнение детей)

- Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

3) 3 выступающий дополнит выступление 3 группы.

  • грибы растут с северной стороны деревьев, пней;

  • на пне годичные кольца утолщены с южной стороны;

  • муравейники построены всегда с южной стороны от дерева;

  • на открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

- ПОМНИТЕ! Ориентироваться по одному местному признаку нельзя, необходимо найти несколько местных признаков!

3) Отчет групп о проделанной работе


На доске начинаем заполнять кластер: (Выступающий от каждой группы работает с кластером)

  1. 1 группа

«Ориентирование по компасу.»

- Интересна история компаса, послушайте.

Слайд 10

А) Из истории компаса - рассказывает ученица

-Кто из вас знает, что такое «сынань», что в переводе с китайского означает "ведающий югом”? Это компас. Первый компас изобрели китайцы. Произошло это ещё БОЛЕЕ 3 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД. Компас был сделан в  виде ложки из магнетита с тонким черенком. Ложка крепилась на медной или деревянной пластине. Роль магнитной стрелки выполнял черенок. Ложку приводили в движение небольшим вращением, черенок постепенно «успокаивался» и указывал строго на юг.

Вы подготовили ответы на вопросы:

  1. Слайд 11

1 ученик: Рассказать группе.

  • Что такое компас?

Из каких частей состоит компас? Слайд 12

  • 2 ученик: Рассказать группе с показом:

  • Как работать с компасом?

(Правила работы – показывает и рассказывает ученик , у каждого ребенка в руках компас, работают все).

-Как вы думаете, показания компаса всегда точны?


Слайд 13

-Послушаем представителя 4 группы.

- Как вы думаете, когда компас показывает неверно стороны горизонта?

1. Под линией электропередач.

2. Вблизи линий железных дорог.

  1. Во время грозы.

4. Если у вас в руках или на вас имеются металлические предметы.



Практическая работа: «Определение местонахождения предметов с помощью компаса ( работают индивидуально)

Пользуясь компасом, определите:

А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….

Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………

В) в каком направлении расположена доска …………………………..

Слайд 14

(самопроверка)


Слайд 15


2 группа «Ориентирование по солнцу» (кластер)

Выступает представитель группы с вопросом «Как ориентироваться по солнцу»


- Слово ученику 4 группы:

- Как вы считаете, способ достаточно надежный?

- Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.


Слайд 16

3 группа: «Ориентирование по местным признакам»-(кластер).

- Расскажите, с какими признаками ориентирования вы познакомились.

(Выступает ребенок)

- Слово ученикам 4 группы: какие местные признаки еще помогут нам определить стороны горизонта? (Работают у доски со схемой)

  1. Работа по кластеру:

-Что такое ориентирование?

- Какие виды ориентирования вы знаете?

-Людям каких профессий нужно уметь ориентироваться?

- Какое ориентирование будет самым точным?

2) Игра «Верно - неверно» (индивидуальная работа)

Вопросы:

  1. Основные стороны горизонта С, Ю, З, В.

2. Прибор для определения сторон горизонта- это термометр.

3. Мхи и лишайники покрывают деревья с западной стороны.

4. Солнце всходит на востоке.

5. Муравьи строят свой дом на южной стороне от дерева.

6. В полдень солнце указывает на юг.


  1. Слайд 17 - ключ к игре- самопроверка.

Слайд 18 Вспомните цели, которые вы ставили в начале урока , продолжите предложение:

  • Я узнал…

  • Я научился…Было интересно… Мне показалось важным… Новые знания мне пригодятся…


Слайд 19

В нашем городе есть учреждения дополнительного образования Центр туризма и экскурсий «Соликамский горизонт», Дом творчества «Речник», где опытные педагоги научат вас ориентироваться на местности, ведь знания эти очень важны.

Слайд 20

Найти в дополнительных источниках информацию: (по выбору)

1. Как сделать компас своими руками ? (попробовать его сделать).

2. Материал о других способах ориентирования






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности"

Автор: Савченко Лариса Владимировна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 309991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока окружающий мир « Путешествия. Посмотри  вокруг» "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-putieshiestviia-posmotri-vokrugh-1"
    ["file_id"] => string(6) "104995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402777983"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока окружающего мира "Ориентирование на местности" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-oriientirovaniie-na-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "190305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427130989"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Дикорастущие и культурные растения". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "226942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440525723"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока английского языка по теме "Климат. Погода." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-klimat-poghoda"
    ["file_id"] => string(6) "190828"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427219144"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема "Ориентирование на местности. Компас.""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruv3klassietiemaoriientirovaniienamiestnostikompas"
    ["file_id"] => string(6) "337581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468591741"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства