kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по теме " Ориентирование по местным признакам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок состоит из 7 этапов урока. 

 Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в определении сторон горизонта разными способами.

Оборудование:  карточки с заданием, проектор, заранее подготовленное полотно и  каждому ребенку вопросы и полоски из цветной бумаги для игры «Палитра».

План урока

№ п/п

Этап урока

Содержание

Время (мин)

1.

Организационный момент

 

1 мин

2.

Проверка Д/З

 

Практическая работа

10 мин

3.

Повторение пройденного

Повторить пройденный материал и подвести к новой теме

 

 

8 мин

4.

Новая тема

Изложение урока с использованием презентации

 

 

15 мин

5.

Закрепление

Задача, игра «Верно, неверно»

 

 

5 мин

6.

Итог урока

«Игра палитра»

 

 

5мин

7.

Д/з

Разъяснение Д/З

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I Организационный момент.

II Проверка Д/З

( Практическое задание дается на листочках)

III Повторение пройденного

-Закройте глаза. ( включается музыка, шум леса)

-Что вы себе представили? (лес)- 1 слайд

- А представьте что вы собираете грибы или ягоды и зашли слишком далеко.

-Ваши действия?

- Что такое ориентирование? ( место своего нахождения)- слайд

-Назовите первого помощника ориентирования? (компас)-  слайд

-Давайте еще раз вспомним как пользоваться компасом?-  слайд

- Скажите, во всех ли случаях компас поможет правильно ориентироваться на незнакомой местности? ( нет : во время грозы, электропередач, в горах.

-С каким способом ориентирования мы еще с вами познакомились?( солнце, звезды и луна).

-Давайте вспомним как ориентироваться по солнцу!

-А теперь с помощью звезд!

-А как мы находим стороны света с помощью  квартальных столбов?

- Ребята скажите какой способ ориентирование мы еще не назвали?                      (ориентирование по местным признакам)-

III. Новая тема

Не всегда небо над головой ясное. Не всегда светит солнце или видны Луна и звезды. Поэтому необходимо уметь  определять направления и по другим признакам. В природе есть и много других признаков, по которым можно определить стороны света.

-Сегодня тема нашего урока «Ориентирование по местным признакам».

Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые могут быть использованы при определении сторон горизонта. Однако ориентирование по растениям и животным менее надежно, чем простейшие астрономические приемы, поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду, когда не видно ни солнца, ни звезд. Многие приемы ориентирования получили широкую известность, хотя в их основу положены ошибочные представления. Например, часто приходится слышать и читать, что у деревьев с южной стороны кроны более пышны, чем с северной, и это может служить указателем сторон горизонта. Ветви развиваются сильнее  не с южной стороны, а в сторону свободного пространства. А вот если дерево стоит одно то самые густые ветви, как правило растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей.

 

Другое распространенное заблуждение связано с мнимой возможностью ориентирования по годичным кольцам прироста древесины на пнях спиленных деревьев. Этим признакам пользоваться нельзя, так как образование годичных колец целиком зависит от особенностей роста растений.
Полагают, что эти кольца шире с юга, чем с севера, но на самом деле многочисленные наблюдения указанной закономерности не обнаруживают. Оказывается, ширина колец зависит целиком от целого ряда факторов (например, от Направления ветров) и неравномерна не только по горизонтали, но и по вертикали. Изменение расположения годичных колец можно увидеть, если пилить дерево на различной высоте от земли. Путем систематических наблюдений было установлено, что нельзя ориентироваться по ветвям и кольцам деревьев

Знакомимся с 1-ым ориентиром – это муравейник. Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней и кустов; южная сторона муравейника более отлога, севернее круче.

 

Мох и Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне стволов деревьев, пней, камней. Стремление мхов и лишайников развиваться в тени позволяет использовать для ориентирования не только деревья, но и деревянные строения, большие камни и скалы.

Другим небольшим ориентиром может служить кора деревьев, которая обычно грубее и темнее с северной стороны. Особенно ярко это выражено у березы. Кора березы светлее и эластичнее с южной стороны.  Стволы сосен покрываются вторичной коркой, которая образуется на северной стороне в первую очередь и заходит выше; это особенно четко видно после дождей, когда корка набухает и чернеет.

В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с южной стороны.

Трава весной на северных окраинах полян в лесу растет гуще, к югу от пней, стволов, больших камней трава более густая и высокая. Летом при длительно жаркой погоде трава к югу от всех этих экранов раньше желтеет и сохнет.

Ягоды и плоды при созревании раньше окрашиваются с южной стороны.

Грибы обладают следующей особенностью: родятся на северной стороне дерева, а на южной стороне, особенно в сухое время, грибов почти не бывает.

Влажность почвы около больших камней, отдельных строений, пней служит своего рода ориентиром- летом более увлажнена с севера от этих предметов, чем с юга.

 Снег быстрее подтаивает на южных склонах холмов и гор, чем круче склон тем чаще появляются проталины. Корни деревьев раньше показываются из-под снега с южной стороны.

Постоянно господствующие ветры могут служить ориентиром для некоторых местностей, только надо знать их направление.

В горах на границе леса ветви деревьев часто вытянуты по ветру и похожи на флаг. Со стороны господствующего ветра столбы и деревянные строения скорее разрушаются и изменяют окраску. Ветер производит шлифовку камней, выдувает ниши и карнизы на каменистых и открытых склонах.

 Формы  рельефа, создаваемые благодаря деятельности ветра, - барханы и дюны, также могут служить ориентиром.

Зимой можно определить направления по гребням застругов, идущим перпендикулярно ветру.

 Заструга – нанесенная ветром  снежная или песчаная гряда в ветровой тени каких-либо предметов или на открытой местности, высотой от нескольких сантиметров до многих метров, как правило с острым гребнем. Заструги на открытой местности обычно обрывисты с подветренной стороны.

ПРОЧИЕ ПРИЗНАКИ

Бабочки  садятся отдыхать , то обычно складывают крылья, инстинктивно выбирая такое положение, чтобы солнце светило на них строго вниз, тогда тень от крыльев превращается в узкую линию. Если бабочка долго сидит на одном месте  и переместившееся солнце начинает светить ей в бок, то она меняет положение, поворачивает крылья  узким краем к солнцу, поэтому крылья отдыхающих бабочек рано утром, как правило, бывают направлены к востоку, в полдень- югу, а вечером к западу.

Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг.

Суслик-правильное направление  суслика может определить норка.Грызуны вход в свое жилище делают с южной стороны.

Тюлени- совершают сезонные кочевья с севера на юг.

Цветы подсолнуха и череды поворачиваются вслед за солнцем.

Из построек всегда правильно ориентированные церкви: православные церкви обращены алтарем на восток и колокольней на запад; приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви обращен к югу, опущенный к северу.

Физ минутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

VI. Закрепление

ИГРА ВЕРНО ИЛИ НЕ ВЕРНО

Удалой молодец на тропинке стоит,

Ну куда же пойти, он ни как не решит

По середине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри , с юга мхом он покрыт (НЕ ВЕРНО)

 

 

Рядом с камнем дубы на поляне шумят

И прохожим они свою речь говорят

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Выгуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторону идите, будь смелей и умней. (ВЕРНО)

 

Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной,

Справа запад, юг за мной.

(НЕ ВЕРНО, слево-запад)

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз (ВЕРНО)

ЗАДАНИЕ НА ЭКРАНЕ- слайд.

V Итог урока

Подведем итог урока поиграем в игру.

ИГРА ПАЛИТРА

На столе у вас лежат 10 цветов расположите их как на доске. На отдельных листочках по порядку записаны вопросы, на доске ответы . Вы отвечаете на вопрос выбирая правильный ответ- располагаете цвета

( цвета расположены как радуга, перевернув цвета с обратной стороны у вас получиться слово МОЛОДЦЫ!)

  1. Основные стороны горизонта
  2. Прибор для определения сторон горизонта
  3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья
  4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит солнце
  5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом
  6. Умение определить стороны горизонта
  7. Видимое вокруг нас пространство

Запишем Д/З п 12 читать, составить кроссворд на тему «Ориентирование»

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме " Ориентирование по местным признакам" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1





















Разработка открытого урока по ОБЖ

по теме «Ориентирование по местным признакам»

6 класс



















Выполнила педагог-организатор по ОБЖ

Коркина Виктория Анатольевна







Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в определении сторон горизонта разными способами.

Оборудование: карточки с заданием, проектор, заранее подготовленное полотно и каждому ребенку вопросы и полоски из цветной бумаги для игры «Палитра».

План урока

№ п/п

Этап урока

Содержание

Время (мин)

1.

Организационный момент


1 мин

2.

Проверка Д/З


Практическая работа

10 мин

3.

Повторение пройденного

Повторить пройденный материал и подвести к новой теме



8 мин

4.

Новая тема

Изложение урока с использованием презентации



15 мин

5.

Закрепление

Задача, игра «Верно, неверно»



5 мин

6.

Итог урока

«Игра палитра»



5мин

7.

Д/з

Разъяснение Д/З


1 мин



















Ход урока

I Организационный момент.

II Проверка Д/З

( Практическое задание дается на листочках)

III Повторение пройденного

-Закройте глаза. ( включается музыка, шум леса)

-Что вы себе представили? (лес)- 1 слайд

- А представьте что вы собираете грибы или ягоды и зашли слишком далеко.

-Ваши действия?

- Что такое ориентирование? ( место своего нахождения)- слайд

-Назовите первого помощника ориентирования? (компас)- слайд

-Давайте еще раз вспомним как пользоваться компасом?- слайд

- Скажите, во всех ли случаях компас поможет правильно ориентироваться на незнакомой местности? ( нет : во время грозы, электропередач, в горах.

-С каким способом ориентирования мы еще с вами познакомились?( солнце, звезды и луна).

-Давайте вспомним как ориентироваться по солнцу!

-А теперь с помощью звезд!

-А как мы находим стороны света с помощью квартальных столбов?

- Ребята скажите какой способ ориентирование мы еще не назвали? (ориентирование по местным признакам)-

III. Новая тема

Не всегда небо над головой ясное. Не всегда светит солнце или видны Луна и звезды. Поэтому необходимо уметь определять направления и по другим признакам. В природе есть и много других признаков, по которым можно определить стороны света.

-Сегодня тема нашего урока «Ориентирование по местным признакам».

Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые могут быть использованы при определении сторон горизонта. Однако ориентирование по растениям и животным менее надежно, чем простейшие астрономические приемы, поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду, когда не видно ни солнца, ни звезд. Многие приемы ориентирования получили широкую известность, хотя в их основу положены ошибочные представления. Например, часто приходится слышать и читать, что у деревьев с южной стороны кроны более пышны, чем с северной, и это может служить указателем сторон горизонта. Ветви развиваются сильнее не с южной стороны, а в сторону свободного пространства. А вот если дерево стоит одно то самые густые ветви, как правило растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей.



Другое распространенное заблуждение связано с мнимой возможностью ориентирования по годичным кольцам прироста древесины на пнях спиленных деревьев. Этим признакам пользоваться нельзя, так как образование годичных колец целиком зависит от особенностей роста растений.
Полагают, что эти кольца шире с юга, чем с севера, но на самом деле многочисленные наблюдения указанной закономерности не обнаруживают. Оказывается, ширина колец зависит целиком от целого ряда факторов (например, от Направления ветров) и неравномерна не только по горизонтали, но и по вертикали. Изменение расположения годичных колец можно увидеть, если пилить дерево на различной высоте от земли. Путем систематических наблюдений было установлено, что нельзя ориентироваться по ветвям и кольцам деревьев

Знакомимся с 1-ым ориентиром – это муравейник. Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней и кустов; южная сторона муравейника более отлога, севернее круче.



Мох и Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне стволов деревьев, пней, камней. Стремление мхов и лишайников развиваться в тени позволяет использовать для ориентирования не только деревья, но и деревянные строения, большие камни и скалы.

Другим небольшим ориентиром может служить кора деревьев, которая обычно грубее и темнее с северной стороны. Особенно ярко это выражено у березы. Кора березы светлее и эластичнее с южной стороны. Стволы сосен покрываются вторичной коркой, которая образуется на северной стороне в первую очередь и заходит выше; это особенно четко видно после дождей, когда корка набухает и чернеет.

В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с южной стороны.

Трава весной на северных окраинах полян в лесу растет гуще, к югу от пней, стволов, больших камней трава более густая и высокая. Летом при длительно жаркой погоде трава к югу от всех этих экранов раньше желтеет и сохнет.

Ягоды и плоды при созревании раньше окрашиваются с южной стороны.

Грибы обладают следующей особенностью: родятся на северной стороне дерева, а на южной стороне, особенно в сухое время, грибов почти не бывает.

Влажность почвы около больших камней, отдельных строений, пней служит своего рода ориентиром- летом более увлажнена с севера от этих предметов, чем с юга.

Снег быстрее подтаивает на южных склонах холмов и гор, чем круче склон тем чаще появляются проталины. Корни деревьев раньше показываются из-под снега с южной стороны.

Постоянно господствующие ветры могут служить ориентиром для некоторых местностей, только надо знать их направление.

В горах на границе леса ветви деревьев часто вытянуты по ветру и похожи на флаг. Со стороны господствующего ветра столбы и деревянные строения скорее разрушаются и изменяют окраску. Ветер производит шлифовку камней, выдувает ниши и карнизы на каменистых и открытых склонах.

Формы рельефа, создаваемые благодаря деятельности ветра, - барханы и дюны, также могут служить ориентиром.

Зимой можно определить направления по гребням застругов, идущим перпендикулярно ветру.

Заструга – нанесенная ветром снежная или песчаная гряда в ветровой тени каких-либо предметов или на открытой местности, высотой от нескольких сантиметров до многих метров, как правило с острым гребнем. Заструги на открытой местности обычно обрывисты с подветренной стороны.

ПРОЧИЕ ПРИЗНАКИ

Бабочки садятся отдыхать , то обычно складывают крылья, инстинктивно выбирая такое положение, чтобы солнце светило на них строго вниз, тогда тень от крыльев превращается в узкую линию. Если бабочка долго сидит на одном месте и переместившееся солнце начинает светить ей в бок, то она меняет положение, поворачивает крылья узким краем к солнцу, поэтому крылья отдыхающих бабочек рано утром, как правило, бывают направлены к востоку, в полдень- югу, а вечером к западу.

Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг.

Суслик-правильное направление суслика может определить норка.Грызуны вход в свое жилище делают с южной стороны.

Тюлени- совершают сезонные кочевья с севера на юг.

Цветы подсолнуха и череды поворачиваются вслед за солнцем.

Из построек всегда правильно ориентированные церкви: православные церкви обращены алтарем на восток и колокольней на запад; приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви обращен к югу, опущенный к северу.

Физ минутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

VI. Закрепление

ИГРА ВЕРНО ИЛИ НЕ ВЕРНО

Удалой молодец на тропинке стоит,

Ну куда же пойти, он ни как не решит

По середине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри , с юга мхом он покрыт (НЕ ВЕРНО)





Рядом с камнем дубы на поляне шумят

И прохожим они свою речь говорят

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Выгуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторону идите, будь смелей и умней. (ВЕРНО)



Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной,

Справа запад, юг за мной.

(НЕ ВЕРНО, слево-запад)

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз (ВЕРНО)

ЗАДАНИЕ НА ЭКРАНЕ- слайд.

V Итог урока

Подведем итог урока поиграем в игру.

ИГРА ПАЛИТРА

На столе у вас лежат 10 цветов расположите их как на доске. На отдельных листочках по порядку записаны вопросы, на доске ответы . Вы отвечаете на вопрос выбирая правильный ответ- располагаете цвета

( цвета расположены как радуга, перевернув цвета с обратной стороны у вас получиться слово МОЛОДЦЫ!)

  1. Основные стороны горизонта

  2. Прибор для определения сторон горизонта

  3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья

  4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит солнце

  5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом

  6. Умение определить стороны горизонта

  7. Видимое вокруг нас пространство

Запишем Д/З п 12 читать, составить кроссворд на тему «Ориентирование»
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по теме " Ориентирование по местным признакам"

Автор: Коркина Виктория Анатольевна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151576

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomirapotiemieoriientirovaniienamiestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "309991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458904560"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Дикорастущие и культурные растения". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "226942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440525723"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока окружающий мир « Путешествия. Посмотри  вокруг» "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-putieshiestviia-posmotri-vokrugh-1"
    ["file_id"] => string(6) "104995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402777983"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства