Разработка урока: "Ориентирование на местности" 6 класс
Разработка урока: "Ориентирование на местности" 6 класс
Тема урока: «Ориентирование на местности»
Класс: 6
Тип урока: Повторение и обобщение знаний, закрепление умений.
Цели и задачи:
1. Закрепить усвоенные понятия.
2. Завершить развитие умений нахождение азимута, ориентирование на местности по местным признакам и по плану.
3. Продолжить развитие памяти, мышления, творческих способностей учащихся.Методы обучения:
Репродуктивный, частично – поисковый.
Формы обучения:
Фронтальный опрос, групповая работа, работа парами.
Вопросы и задания:
1. Ориентирование по местным признакам.
2. Определение азимута.
3. Определение сторон горизонта.
4. Ориентирование по плану местности.
Практическая работа:
Ориентирование на местности с помощью компаса, местных признаков.
Межпредметные связи:
История (история компаса), Физическая культура (спортивное ориентирование).
Результат урока: Знание сторон горизонта. Умение ориентироваться по плану.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Ориентирование на местности" 6 класс »
Учитель: Дубовский Павел Андреевич
Тема урока: «Ориентирование на местности»
Класс: 6
Тип урока: Повторение и обобщение знаний, закрепление умений.
Цели и задачи:
Закрепить усвоенные понятия.
Завершить развитие умений нахождение азимута, ориентирование на местности по местным признакам и по плану.
Продолжить развитие памяти, мышления, творческих способностей учащихся.
Средства обучения:
Дидактический материал, компьютерный класс, компьютерная игра «CАТСНING FEATURES» (спортивное ориентирование).
Методы обучения:
Репродуктивный, частично – поисковый.
Формы обучения:
Фронтальный опрос, групповая работа, работа парами.
Вопросы и задания:
1. Ориентирование по местным признакам.
2. Определение азимута.
3. Определение сторон горизонта.
4. Ориентирование по плану местности.
Практическая работа:
Ориентирование на местности с помощью компаса, местных признаков.
Межпредметные связи:
История (история компаса), Физическая культура (спортивное ориентирование).
Результат урока: Знание сторон горизонта. Умение ориентироваться по плану.
План урока 6 «а» класс
Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок, тема которого «Ориентирование на местности». И проведем мы его в виде состязания трех команд: «Азимут», «Ориент», «Горизонт». На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали масштаб, компас, ориентирование по местным признакам и многое другое. Сегодня настало время Вам показать, чему Вы научились, что узнали. Пожалуйста, разделитесь на три команды и выберите себе капитана.
Давайте познакомимся с планом соревнований:
Будет у нас теоретическая разминка по терминам «Терминашка».
Практический конкурс по приемам работы на местности «Применяшка».
Мы заслушаем двух учащихся, которые Вам расскажут про «Историю компаса» и «Спортивное ориентирование».
Далее Вы сыграете в игру ориентирование на компьютерах.
Пятым у нас будет подведение итогов и награждение команд.
За каждый конкурс вы получаете таланты, команда, которая получит больше талантов и займет 1 место. И так мы начинаем.
1. Конкурс «терминашка».
С каждой команды подходит по одному участнику. Они вытягивают билеты и отвечают. Кто правильно дает определение термину, который указан у него в билете, тот получает 1 «талант». Максимальное число талантов за этот конкурс (3таланта).
Вопросы и задания к конкурсу «Терминашка»: Горизонт, Линия горизонта, Назвать профессии, связанные с ориентированием, Компас, Азимут, Отличия плана местности от рисунка (2 отличия), Назвать стороны горизонта (основные и промежуточные), Ориентирование на местности, Прием определения сторон горизонта.
Пока лидирует (ют) команда…
Приступаем к конкурсу «Применяшка». Он у нас поделен на три этапа.
Ориентирование по местным признакам.
Я раздаю каждой команде по 2 признака ориентирования на местности. Вы сообща должны подписать стороны горизонта, а затем один из Вас должен подойти и объяснить почему Вы определили стороны горизонта именно в таком порядке. (2таланта)
Признаки: По солнцу, по полярной звезде, по мху на деревьях, по муравейнику, по снегу на сопках весной, по росту веток у дерева.
Определение азимута.
Нужно по одному участнику из команды. Участник определяет азимут на произвольно выбранные ориентиры. (1талант)
Определение сторон горизонта.
Я показываю направление на север. Ваша задача определить основные стороны горизонта. Опять нужно по 1 добровольцу от команды. (1талант)
Давайте подсчитаем таланты, сколько у каждой команды.
Пока лидирует команда…
Сообщения.
А теперь ребята немного передохните и послушайте интересную информацию ваших товарищей, сообщение «История компаса». Поскольку следующий конкурс у нас будет ориентирование, причем спортивное только на компьютере, послушайте сообщение о «Спортивном ориентировании».
Тема сообщения История Компаса
Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг. Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света. Направление, которая указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное название компаса: "ложка, управляющая миром". В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит, а намагниченную сталь и железо. В тот период также применялся водяной компас: в чашку с водой помещали намагниченную стальную стрелку в форме рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать посредством сильного нагрева. Голова рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем рыбка претерпела ряд изменений и превратилась в компасную иглу.
Первое письменноеупоминание о применении китайцами магнетита в качестве магнитного компаса появилось примерно в 1000 году до н. э. Скорее всего, арабские торговцы привезли компас на запад, где он впервые упоминается в 1187 году в писаниях английского монаха Александра Некэма. Первые европейские компасы использовались итальянскими моряками, перевозившими крестоносцев в Левант. С тех пор компас стал главным навигационным прибором для путешествий по морю, земле или воздуху.
В основном компас оставался технологически неизменным на протяжении тысяч лет, но сейчас человечество имеет три вида компаса:
Родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где в 1897 году прошли первые соревнования. В нашей стране ориентирование на местности получило официальный статус вида спорта только 28 декабря 1967 года, (то есть 70 лет спустя), поэтому считается одним из самых молодых.
Соревнования могут проводится днем и ночью, зимой, весной, летом и осенью, пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, мотоциклах и автомобилях. Для проведения соревнований не требуются дорогие стадионы и спортивные площадки. Ареной для состязаний может послужить любой участок леса, даже городской парк, если нет парка, то даже площадка вокруг школы. Суть этих соревнований заключается в том, что участники должны в кратчайшее время отыскать на местности определенное число контрольных пунктов (КП), нанесенных на карту и обозначенных порядковыми номерами. Результаты соревнования определяются по времени, затраченному спортсменом на прохождение дистанции.
Спортивное ориентирование требует физической закалки, точного быстрого, часто, неординарного мышления, хорошей памяти, способности самостоятельно принимать правильное решение в любой обстановке.
Ориентирование на местности это составная часть подготовки военного, сотрудника МЧС, разведчика.
Спортивное ориентирование это увлекательный и эмоциональный вид спорта. Спасибо за внимание!
Использованная литература: Иванов Е.И. «С компасом и картой» 1971 год.
Игра «Спортивное ориентирование».
Прежде чем приступить к игре давайте повторим какие клавиши нам необходимы.
Стрелки показывают направление, можете ими двигать и карту, и
человека.
Пробел - просмотр карты
Й - поворот карты
У - поворот карты
Запомните на местности стоят КП, которые Вам брать не надо.
Демонстрация игры.
Подведение итогов.
Сегодня ребята вы показали свои знания и умения. Сыграли в компьютерную игру. Узнали о истории компаса и о виде спорта – «Спортивное ориентирование». Вы все сегодня работали на отлично.