kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:
1. Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

2. Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4. Закрепить знания полученные в предыдущих курсах ОБЖ.
Метод: лекция с активным включением беседы с учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ШИМАНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"








Правила поведения в условиях вынужденной автономии

в природных условиях









Воспитатель: С.Е. Бледная






2017 год

Цели:
1. Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

2. Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4. Закрепить знания полученные в предыдущих курсах ОБЖ.
Метод: лекция с активным включением беседы с учащимися.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

  1. Причины попадания человека в условия вынужденной автономии.
    1. Понятие "автономное существование".

2. Причины вынужденного автономного существования.

3. Факторы, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

II. Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.

  1. Понятие "выживание".

  2. Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности человека в экстремальной ситуации природной среды.

  3. Меры подготовки к безопасному автономному существованию в природе:
    а). Меры профилактики и подготовки к безопасному автономному существованию.
    б). Характеристика экстремальных ситуаций в условиях вынужденной автономии.
    III. Правила поведения в условиях вынужденной автономии.
    1. Последовательность действий в экстремальных ситуациях в природе.
    2. Разработка плана действий, принятие решения и реализация их.
    3. Способы подачи сигналов бедствия (сигналы международного кода).
    IV. Вывод.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Введение в тему урока, доведение целей и задач урока, плана урока.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учебный вопрос №1: Причины попадания человека в условия автономного существования.

В начале следует раскрыть понятие "автономное существование".
Автономное существование - наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне проблематична.

Перечислить основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях, используя схему:

Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях:

  1. ЧС природного характера: Стихийные бедствия, (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

  2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды: Резкое изменение природных условий (сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.д.). Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).

  3. Аварийные ситуации в условиях природной среды: Потеря группы на маршруте (во время похода, экспедиции). Аварии на транспорте.
    Обратить внимание учащихся на факторы природной среды, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций:
    А) Климатогеографические особенности района температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень барометрического давления атмосферы, ветер, ураган), а также: рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериодика (полярная ночь, полярный день), колебания магнитного поля Земли.

Б) Психо-физиологические факторы, способствующие возникновению или развитию экстремальных ситуаций: страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, голод, заболевание и травмы.

Учебный вопрос № 2: Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.

Оказавшись в условиях вынужденной автономии человек вступает в единоборство с силами природы. Основа успеха в этой борьбе - умение выжить. Что же понимается под термином "выживание"?
Выживание - активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, используя для этого всё, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания и практический опыт.

Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды:

психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая подготовленность, обученность действиям при выживании); одежда, аварийно-спасательное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, водно-пищевой запас, подручные средства, используемые для различных целей. В связи с этим необходимо знать следующее:
Экстремальные ситуации автономного существования в природной среде предполагают:

  1. Ситуации, связанные с резким изменением теплового режима;
    2. Ситуации, связанные с акклиматизацией и реакклиматизацией;
    3. Ситуации, связанные с резким изменением режима питания, питьевого режима.
    1.Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения. Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы - всё это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению новых.

Все живые организмы делятся на две группы: пойкилотермные ("разнотермные") и гомойотермные ("одинаковотеплые"). Пойкилотермность - фактор, снижающий выживаемость, т.к. жизненная активность организмов зависит от изменений температуры среды. Гомойотермность - фактор, повышающий выживаемость.
Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах 36,4°С - 37,5°С, её повышение вызывает состояние перегрева (гипертермии), а понижение - переохлаждение (гипотермия). Физиологическая система терморегуляции у человека включает в себя регулирование теплообразованием и теплоотдачей.

Теплообразование происходит в скелетных мышцах в результате сложных химических реакций при усвоении пищи. Следует помнить, что при незначительном охлаждении начинается непроизвольная микровибрация мышц, которая в дальнейшем переходит в длительную синхронную активность отдельных мышечных волокон (терморегуляционный тонус), а при боле сильном охлаждении возникает холодовая дрожь. При этом теплообразование повышается в 3-5 раз, при произвольной мышечной активность (ходьба, бег) теплообразование может увеличиваться в 10-20 раз. Физическая терморегуляция играет более существенную роль, чем химическая в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении температуры среды теплоотдача уменьшается, при повышении температуры среды - увеличивается.

Теплоотдача происходит четырьмя способами:

  1. Кондукцией (Кондукция (проведение) - прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотдача - в положении лежа.
    2. Конвекцией - теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам тела. Чем ниже температура среды и сильнее ветер, тем выше конвекция.

3. Излучением (Излучение (радиация) - отдача тепла в виде инфракрасных лучей.
4. Испарением - влага с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей (потение) охлаждаясь усиливает теплоотдачу тела человека.

В связи с вышеизложенным, регулирование режима - одно из условий выживания. Достигается оно несколькими способами:
Во-первых: оптимальным чередованием состояния активности и покоя;

Во-вторых: оборудованием временных, простейших, укрытий из природных и подручных материалов;

В-третьих: организацией внешних источников тепла (костров).

ТИПЫ КОСТРОВ:

  1. По предназначению:

  1. Дымовые - разводят для подачи сигнала бедствия, а также, чтобы отогнать комаров и мошкару;

  2. Жаровые - для приготовления пищи, для обогрева, для просушки вещей;
    3. Пламенные - для освещения места привала, для кипячения воды, для подогревания пищи.

  1. По их устройству:

  1. "Шалаш" – пламенный

  2. "Колодец" - пламенный (в сырую погоду)

  3. "Звёздный" - пламенно-жаровой

  4. "Нодья" – жаровой

  5. "Очаг" – пламенный

В-четвертых - организацией рационального питания.

Акклиматизация - процесс приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям. В основе акклиматизации лежит выработка организмом приспособительных реакций, направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности в новых условиях окружающей среды.

Акклиматизация в горной местности: основной фактор, отрицательно влияющий на организм, является снижение концентрации кислорода в воздухе, понижение барометрического давления, а также высокая интенсивность ультрафиолетового излучения солнца.

Акклиматизация в условиях жаркого климата: основными факторами, влияющими на организм человека, попадающего в условия жаркого климата, являются высокая температура воздуха, приближающаяся к температуре тела, значительная интенсивность солнечной радиации, высокая (или низкая) влажность атмосферного воздуха, резкие колебания температуры окружающей среды в течение суток. Наиболее характерное патологическое состояние: тепловое истощение, тепловой удар, тепловые судороги (при большой потере минеральных солей).

Акклиматизация в условиях Крайнего Севера: основными факторами климата севера, неблагоприятно влияющим на организм человека, является низкая температура окружающей среды (в зимние месяцы до -60°С), нарушение светового режима (полярный день, полярная ночь), ультрафиолетовая недостаточность. В этих условиях происходит резкое изменение реактивности организма. Появляются чрезмерная утомляемость, сонливость в дневные часы, понижение аппетита, иногда одышка. Нарушение светового режима может привести к бессоннице и невротическим состояниям.
Реакклиматизация - повторное приспособление к ранее привычным условиям после временного пребывания в другой климатогеографической среде.
Пищевой состав рациона зависит от условий, в которых находится человек. Для районов с жарким климатом основу питания должны составлять углеводы, а в рационе, предназначенном для Арктики, должны преобладать жиры и белки. В условиях автономного существования необходим строгий учёт продуктов питания и распределение их на небольшие порции, калорийность которых должна составлять примерно 500 ккал. Расчет калорийности можно произвести учитывая, что 1г. жира = 9,1ккал., 1г. белка = 4,1ккал., 1г. углеводов = 4ккал. (Индийский паук может обходиться без пищи 18 лет; собаки - до 117 суток; человек - 19 (американский врач Герберт Шелтон голодал 90 дней).
Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человеческого организма и она необходима всегда. Человеку в сутки требуется в среднем 1,5-2л., а в жарких районах - 4-6л. и более. В идеальных условиях человек может обходиться без воды в течение 14 суток.
умение ориентироваться по компасу, небесным светилам и местным признакам, а также умение двигаться по азимуту;
наличие носимого аварийного запаса (НАЗ); (в состав НАЗа обычно включают: 2-3 швейные иглы, пару английских булавок, 6 маленьких рыболовных крючков, 5-8м. тонкой лески, половинки лезвия бритвы,
несколько спичек, головки которых покрыты парафином, несколько жгутов слегка обоженной ваты, нож, соль). В состав НАЗа может входить кроме того небольшое количество консервированной пищи и воды, йод и минимум лекарственных препаратов.

Учебный вопрос №3: Правила поведения в условиях вынужденной автономии.

Общие требования к соблюдению последовательности действий в экстремальных ситуациях в природе заключаются в преодолении психических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективности в использовании аварийного снаряжения и подручных средств природной среды и обеспечении потребностей организма в пище и воде. Выживание обеспечивается не стихийным желанием "Я не хочу умирать!", а поставленной целью: "Я должен выжить!" Желание выжить должно, диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью. Безволие, как правило, принимает формы бездействия. А бездействие, в свою очередь, переключает человека на собственные мысли и переживания, приводит к унынию, ослаблению воли к борьбе и в конечном итоге к уменьшению вероятности выживания. Поэтому нужно чем-нибудь заняться: приведением в порядок укрытия, одежды и пр. Очень важно не идти на поводу собственной усталости, не откладывать дела "на завтра", "на потом". Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что делать не хочется. В экстремальной ситуации завтрашнего дня может и не быть. Из подобных мелких волевых решений складывается такое понятие, как "воля к жизни", обеспечивающее длительное выживание.

Окружающая среда - увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Везде своя специфика выживания.

1) устранить непосредственную угрозу для жизни (покинуть транспортное средство, выйти из очага пожара и т.д.)

2) в случае необходимости оказать себе первую медицинскую помощь;

3) дать оценку сложившейся ситуации;

4) выработать план дальнейших действий: сориентироваться на местности; принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья; соорудить временное укрытие; принять меры по обеспечению пищей и водой; принять меры к подаче сигналов бедствия.

Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам, звездам, компасу, по квартальным столбам (квартальные столбы: грань между двумя наименьшими номерами - всегда ориентирована на север).

Принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья.
Решение остаться на месте принимают когда:

- сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

- место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);

- направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно;

Решение об уходе с места аварии принимают, если:
- точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть;
- возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.;

- человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте из-за окружающей его густой растительности;

- в течение трёх суток нет связи и помощи (следует помнить, что приняв решение о движении необходимо на месте первоначального местонахождения оставить ТУР (куча камней с воткнутой веткой с тряпкой), с запиской, где указаны дата и направление, по которому ты пошёл. В дальнейшем такие записки (на коре дерева, бересты и т.д.) следует оставлять углём на месте каждого ночлега или большого привала.

Соорудить временное укрытие: Ночлег Т=1,5-2 часа до ночлега готовить: - сухое место, - у воды, - ветерок.

Зимой НЕЛЬЗЯ забираться под одежду с головой, одежда отсыреет и замерзнет.
- В снегу обязательно вентиляция!

Принять меры по обеспечению пищей и водой:

Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы, растения - воздержаться в приеме. Нельзя употреблять растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко) сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом.

Косвенным признаком съедобности растения могут служить: - плоды, поклеванные птицами; - множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьев; - птичий помет на ветках стволах; - растения, обглоданные животными - плоды обнаруженные в гнездах и норах.
Рыбалка: леска - из шнурков, одежды.

Крючок - сережки, блесна - пуговицы, невидимки.
Вода - фильтровать, кипятить (камни в воду опускать).

Принять меры к подаче сигналов бедствия: с помощью радиостанции, пиротехнические сигнальные средства, сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде равностороннего треугольника), с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на самолет, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на расстоянии до 25км), сигналы международного кода - вытаптываются на снегу, выкладываются из камней, веток, дерна и др. подручных средств:

I - нужен врач, серьезные телесные повреждения

II - нужны медикаменты

X - не имеем возможности в передвижении

F - нужна вода и пища

V - требуется огнестрельное оружие и боеприпасы

Квадрат - требуется карта и компас

LL - все в порядке

N – нет

Y-да.
Треугольник - здесь можно приземлиться.

Обратить внимание на то, что знаки делаются не менее 6м в длину и около 0,5м в ширину. И еще, сигнал - это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов за один раз, если нет возможности их восстановить.
ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще много надо сделать. Степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Закрепление целесообразно провести в форме беседы по плану лекции.
    2. Задание на дом: § 1.1 Контрольные вопросы: 1. Какие качества помогают выживать людям, попавшим в беду? 2. В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии? 3. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

4. Способы (ориентирования) определения сторон горизонта. 5. Определить стороны горизонта по часам и солнцу. 6. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам? 7. Как определить направление на предмет по заданному азимуту? 8. Способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях. 9. Что может служить косвенным признаком съедобности растений?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Автор: Бледная Светлана Евгеньевна

Дата: 02.03.2017

Номер свидетельства: 397078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456157778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к уроку "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297261"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456158232"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования "
    ["seo_title"] => string(81) "pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-vynuzhdiennogho-avtonomnogho-sushchiestvovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "127250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415285813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока по ОБЖ "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_obzh_pravila_poviedieniia_v_usloviiakh_vynuzhdiennoi_avtonomi"
    ["file_id"] => string(6) "440667"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1511614762"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Автономное существование человека в природной среде""
    ["seo_title"] => string(55) "avtonomnoe_sushchestvovanie_cheloveka_v_prirodnoi_srede"
    ["file_id"] => string(6) "478718"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1537813207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства