Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях"»
Тема урока: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Актуальность темы: Курс ОБЖ изучается в школе БОУ г. Омска «СОШ №119»с 8 класса (по программе курс ОБЖ должен изучаться с 1-11-й классы).
Многие учащиеся- «одомашненные дети», т. е. не владеют элементарными знаниями и умениями пребывания в природных условиях: неумение разбить костёр, приготовить пищу, сориентироваться на местности и т.д..
Проживание в городе накладывает определённый отрицательный отпечаток: учащиеся больше стремятся к комфорту и в его отсутствие становятся беспомощными.
Организационный момент (3 мин.)
Преподаватель начинает урок с приветствия с учащимися, выявления отсутствующих в классе и готовности к уроку.
Вступление. (10 мин.)
Ещё в незапамятные времена человек научился защищать себя от холода и зноя, строить жилище, отыскивать съедобные растения, охотиться и т. д. Но прошли столетия , и человек, окружив себя благами цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретёнными многими поколениями его предков. Он привык, что многие его потребности (еда, одежда, жильё) обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в какой-то неблагоприятной обстановке он может рассчитывать на чью- то помощь. Но иногда случается, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни в результате непредвиденно сложившихся обстоятельств. В этом случае он оказывается один на один с природой. Такая ситуация называется автономным существованием человека в природных условиях. Подобная автономия бывает двух видов: добровольная и вынужденная.
Как вы понимаете понятие «добровольное существование в природных условиях»? (ответы учащихся).
Подробно об этом расскажет Шевченко Евгения, которая приготовила презентацию о путешественнике Ф. Конюхове.
Как вы думаете, какие цели преследуют люди при добровольном существовании? (ответы учащихся).
Т.е. все цели осознанные.
Как вы понимаете понятие «вынужденная автономия в природных условиях»? (ответы учащихся).
Вынужденная автономия в природных условиях- ситуация, в которой человек оказался в природной среде случайно, в силу независящих от него причин и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.
Как вы думаете, к чему стремится человек, находясь в условиях вынужденной автономии?
Вернуться домой!
Что нужно знать человеку, чтобы вернуться домой?
Действия или правила поведения.
Таким образом, тема урока: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Как вы считаете, чему вы должны сегодня научиться на уроке? О чём узнать? (ответы учащихся).
Таким образом, цели нашего урока следующие:
- познакомиться с правилами поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях;
-сформулировать факторы выживания.
Как вы считаете, по каким причинам человек попадает в природные условия вынужденно? (ответы учащихся).
Таким образом, причины вынужденной автономии в природных условиях следующие:
-стихийные бедствия;
-ошибки в поведении человека;
-аварии на транспорте.
Какой бы ни была причина вынужденной автономии, у человека всегда есть цель. Какая?
Выжить!
Что, по-вашему, означает понятие «выживание»? (ответы учащихся).
Таким образом, выживание- активная деятельность человека, направленная на сохранение здоровья, жизни и работоспособности в условиях вынужденной автономии.
Продолжительность срока вынужденной автономии зависит от факторов выживания.
Как вы думаете, что влияет на продолжительность сроков пребывания человека в вынужденной автономии? (ответы учащихся).
Таким образом, вы сформулировали факторы выживания человека в условиях вынужденного существования в природной среде:
-природные;
-антропологические;
-материально-технические.
Выполнение тестового задания № 1.
Взаимопроверка выполнения правильности теста по ключу ответов и критериям оценок.(5 мин.)
Работа учащихся по группам (четыре группы), каждая из которых определяет номер задания и получает для его практического выполнения раздаточные материалы.(7 мин.)
Учащиеся знакомятся с текстом задания, демонстрируют его выполнение, используя раздаточный материал.(15 мин.)
Выполнение тестового задания № 2.
Взаимопроверка выполнения правильности теста по ключу ответов и критериям оценок.(5 мин.)
Учащиеся производят оценивание работы в группах на оценочных листах.
Заключительная часть (3 мин.)
Вспомните, какие были цели урока?
Какие существуют факторы выживания?
Что вы узнали нового на уроке?
Назовите изученные правила поведения при вынужденной автономии в природных условиях?
Где вы сможете применить полученные знания?
Дополнительные знания вы можете получить в учебнике «основы безопасности жизнедеятельности» (автор Смирнов А.Т., Хренников Б.О.), в интернете.
Оценки за урок объявлю на следующем занятии по результатам оценочного листа и работы на уроке. Сдайте тестовые задания.
Домашнее задание:
Приготовить рефераты (желательно с презентацией) по теме «Подготовка к походу».
Спасибо за урок. Урок закончен.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 1
Что представляет собой автономное существование человека?
А. обычная ситуация повседневной жизни;
Б. опасная чрезвычайная ситуация, т.к. положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно;
В. безопасная ситуация, т.к. человеку ничто и никто не угрожает.
Выживание человека в природных условиях- это…
А. обычная деятельность человека;
Б. активная, целеустремлённая деятельность. направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования;
В. хаотическая деятельность, направленная на поддержание жизни в условиях автономного существования.
3. Назовите факторы выживания в природных условиях:
А. природные;
Б. личностные;
В. гигиенические.
Для повышения выживаемости в природных условиях необходимо:
А. закончить среднюю школу;
Б. учиться правильному поведению в экстремальных ситуациях;
В. уметь пользоваться противогазом
Укажите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:
А. потеря части продуктов питания;
Б. потеря ориентировки на местности;
В. отсутствие средств связи.
Вынужденная автономия-это…
А. добровольный отказ от привычных условий жизни;
Б. ситуация, когда человек в силу независящих от него причин оказывается в природной среде;
В. в современных условиях практически не встречается.
Чрезвычайная ситуация- это...
А. как правило, не содержит угрозы жизни и здоровью человека;
Б. как правило, прогнозируема;
В. содержит прямую угрозу жизни, здоровью человека или его имуществу.
Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования?
А. умение управлять собой, своими мыслями и чувствами, своими ощущениями и вниманием;
Б. советы друзей;
В. ничего не помогает.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
КЛЮЧ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ № 1
1 б
2 б
3 а
4 б
5 б
6 б
7 в
8 а
Критерии оценки
«5»-8-9 правильных ответов;
«4»-6-7 правильных ответов;
«3»-5 правильных ответов;
«2»-0-4 правильных ответов.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 2
1. По каким приметам можно определить стороны горизонта?