Цели: (слайд № 1 – 3)
1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию или возникновению экстремальных ситуаций.
2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.
3) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.
4) Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия
экстремальной ситуации.
5) Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта
- познавательного интереса к предмету ОБЖ.
Метод: рассказ, беседа, самостоятельная и практическая работа. Оборудование: подручный материал, электронная презентация.
Ход урока
I. Актуализация знаний
- Как вы понимаете слова «экстремальные ситуации»? (Это ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности)
- Как можно оказаться в экстремальной ситуации? (Учащиеся предлагают свои варианты)
II. Изучение новой темы
Эпиграфом нашего урока будут слова: "Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть ". (Слайд № 4)
Как вы понимаете эти слова? (высказывания обучающихся)
Порой природа преподносит им самые неожиданные и неприятные сюрпризы. О каких «сюрпризах» идет речь?
1.Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).
2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.).
3. Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).
4. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды: Потеря группы на маршруте (во время похода, экспедиции). Аварии на транспорте.
- Итак, человек может пребывать в природе автономно. Что это значит?
(Слайд № 5 – 10)
Автономное существование - это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях. Или, наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне проблематична.
Как мы уже выясняли причины, приводящие человека к автономному существованию в природных условиях, могут быть самые разнообразные. Автономное существование человека может быть добровольным и вынужденным.
- Итак, вы сейчас прослушали несколько примеров добровольной и вынужденной автономии. А как вы понимаете слова добровольная автономия? вынужденная автономия? (ответы обучающихся)
Добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.
Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь разные цели, в том числе познавательные, исследовательские и спортивные.
Вынужденная автономия - это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечить жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Вынужденная автономия может быть связана с аварией транспортных средств или ошибками в поведении человека, находящегося в природных условиях (заблудился, отстал от группы и др.). Оказавшись в условиях вынужденной автономии, человек вступает в единоборство с силами
природы. Основа успеха в этой борьбе - умение выжить. Что же понимается под термином "выживание"?
Выживание - активная деятельность, направленная «на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, используя для этого всё, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания, и практический опыт.
III. Творческая деятельность обучающихся.
У каждой команды на столах лежат подручные материалы (ветки, куски ткани, плёнки, нитки, пластилин-фиксатор). Ваша задача: смастерить временное укрытие, используя предложенные средства и защитить работу (объяснить отчего оно может защитить человека) - 10 мин.
а) Ориентирование (Слайд № 11 – 12)
б) Временное укрытие (Слайд № 13)
1. ТЕСТ. (Слайд № 14)
- Каково самое главное требование к месту для сооружения временного
укрытия (длительного лагеря):
A. Наличие рядом воды.
Б. Живописная природа.
B. Безопасность места стоянки.
Г. Отсутствие комаров и мошек.
2. ВЕСЕЛЫЙ ТЕСТ. (Слайд № 15)
в) Костёр (Слайд № 16 – 18)
г) Поиск и добывание воды (Слайд № 19 – 20)
д) Поиск и добывание пищи (Слайд № 21 – 23)
IV. ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, сознание того, что ему еще много надо сделать.
4 заповеди безопасного существования (Слайд № 24)
V. Рефлексия
А теперь подведем итог нашей работы. (Слайд № 25)
1. Что вы узнали нового из урока?
2. Что вам понравилось, а что не понравилось?
3. Какой вывод для себя из услышанного и увиденного вы сделали?