kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РСЧС - призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М.Е.ЕВСЕВЬЕВА"



ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН



КУРСОВАЯ РАБОТА


по дополнительной специальности "Безопасность жизнедеятельности" студента 4 курса очной формы обучения факультета физической

культуры Суренков Я.В.


Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.





Руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Лобурева М.Е.






Саранск 2012

Содержание

Введение 3

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС 6

  • Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС 8

  • Права граждан 8

  • Обязанности граждан 10

  • Подготовка населения и ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС 12

  • Ответственность граждан 12

  • Подготовка населения в области защиты от ЧС 13

  • Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС 14

  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций 16

Заключение 26

Список использованных источников 27






Введение

Организация и ведение ГО - одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также международным правом.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий - все это потребовало пересмотра роли гражданской обороны и ее места в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Проводимое в Российской Федерации совершенствование системы гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусматривает:

  • развитие нормативной базы функционирования систем ГО и РСЧС;

  • восстановление на всех уровнях института руководителей ГО, которые в соответствии с законом «О гражданской обороне» «несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения»;

  • создание в соответствии с законом «О гражданской обороне» и постановлением Правительства РФ «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10 июля 1999 года № 782 в федеральных органах исполнительной власти и организациях структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской оборон

  • совершенствование организационной структуры сил ГО и РСЧС материально-технического оснащения;

  • создание в субъектах РФ, муниципальных образованиях организациях аварийно-спасательных формирований, финансируемых за счет республиканского и местного бюджета, средств организации

  • разработку новых программ, принципов и методов обучена различных категорий населения, должностных лиц и специалистов органов управления ГО;

  • развитие единой системы подготовки населения РФ в об. гражданской обороны и защиты от ЧС, формирование которой завершено в целом с принятием постановления Правительство Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября г. №841;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц гражданской обороны.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей окружающей природной среде, значительные материальные поте] нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможно уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

1 Единая государственная система предупреждения и

ликвидации ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

2 Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

Законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2.1 Права граждан

Граждане России имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;

  • Полезно напомнить, что после аварии на Чернобыльской АЭС было принято около десяти различных постановлений о льготах и пенсиях участникам ликвидации ее последствий. Позже утверждены и разосланы в местные органы власти и райсобесы разъяснения, в которых освещены вопросы оплаты труда, исчисления льготного стажа и назначения пенсий;

  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2.2 Обязанности граждан.

Каждый россиянин обязан:

  • активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

  • соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

  • изучать основные способы защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

  • знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;

  • четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.

  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуации

Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть, разработаны свои правила поведения и порядок действий, как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.

3 Подготовка населения и ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от

ЧС.

3.1 Ответственность граждан.

С появлением уже упоминавшегося Закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По- другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях - дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требование Закона - это не пожелания, не призыв и не лозунг, а то, что подлежит обязательному исполнению.

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территории, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь, организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско- правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

3.2 Подготовка населения в области защиты от ЧС.

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством РФ. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

4 Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

  • Федерального и межрегионального характера - является расходным

  • федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством РФ;

  • регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектов РФ;

  • в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования, указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов движения и участков работ;

  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

  • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

  • вывоз (вывод) населения из опасных зон;

  • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Спасательные и другие неотложные работы (СиДНР) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, в очагах массового поражения являются одной из главнейших задач ГО. Цель проведения спасательных работ - спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, ликвидация аварий.

В современном мире с его высоким уровнем технического развития человечество не только научилось избегать бедствий, изобретая всё новые и новые средства защиты от негативных факторов, но и получило из-за этого ЧС нового типа - техногенные. Ещё 100-200 лет назад среди ЧС на первое место по наносимому вреду ставили землетрясения, наводнения, цунами, торнадо и т.п., то теперь изменился сам характер чрезвычайных ситуаций. Вместе с характером ЧС изменился и способ их ликвидации, проведения спасательных работ. С техническим прогрессом в мир пришли такие беды, как авиакатастрофы, аварии на АЭС, последствия применения современных средств поражения. Вместе с тем чрезвычайные ситуации природного характера всё ещё уносят человеческие жизни, что в большинстве случаев является следствием неправильной организации спасательных работ. Например, трагедии на Сахалине можно было избежать (по крайней мере уменьшить количество жертв), будь там хорошая система оповещения (хотя сейсмическая станция там была). Ведь издавна было известно о землетрясениях в этом районе. Кроме того, можно было провести «пассивные» спасательные работы - построить сейсмостойкие дома.

Нередко из-за неправильного проведения, неправильной организации СиДНР гибнут люди, поэтому необходимо уяснить себе основы, сферы действий спасательных работ.

Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ:

Содержание спасательных работ в очагах массового поражения (ОМП); формирования ГО, техническое оснащение сил ГО; приёмы и способы проведения СиДНР в очагах поражения

Осуществление главной задачи ГО - спасение людей - невозможно при неправильной организации. Поэтому установлены определённые организационные рамки, в которых СиДНР проводятся.

Спасательные работы в ОМП включают:

  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках работ;

  • разведку маршрутов выдвижения сил ГО и участков работ; розыск поражённых и извлечение их из повреждённых и горящих зданий, затопленных, задымлённых и загазованных помещений, завалов;

  • вскрытие разрушенных, повреждённых и заваленных сооружений и спасение находящихся в них людей; оказание первой медицинской помощи поражённым и эвакуацию их в больницы;

  • вывод населения из опасных зон в безопасные районы;

санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных, средств защиты и одежды, продовольствия, воды, фуража. Менее неотложные работы включают: прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях для создания хороших условий проведения спасательных работ;

  • восстановление и ремонт линий связи и энергетических сетей в целях проведения спасательных работ, а также защитных сооружений для людей в случае повторных ЧС;

  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению спасательных работ; уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов.

По решению начальника ГО района в мирное время создаётся группировка сил и средств ГО. Группировка включает в себя объектовые и территориальные формирования городских сельских районов, воинские части ГО. Как правило, она состоит из формирований первого и второго эшелонов и резерва. Эшелоны делятся на смены с соблюдением целостности организационной структуры формирований и их производственного принципа.

Первый эшелон включает в себя воинские части ГО, объектовые формирования предприятий, часть территориальных формирований. Воинские части ГО и территориальные формирования обычно привлекаются к проведению СиДНР на наиболее важных объектах хозяйства по планам ГО района.

Второй эшелон создаётся для замены формирований первого эшелона, которые утратили работоспособность и для наращивания его мощи.

Объектная группировка сил ГО обычно состоит из сводного отряда, спасательного отряда (команды), различных служб.

При приведении сил ГО в готовность, формирования (как правило в военное время) располагаются в заранее намеченных населённых пунктах или на местности с естественными укрытиями. В районах обеспечиваются условия

для размещения отдыха, питания, защиты личного состава, сбора формирований, организуются наблюдения, постройка ПРУ или приспособление для этой цели имеющихся сооружений, намечаются пути для выдвижения сил ГО к зонам проведения СиДНР.

В задачи группировки сил и средств ГО входят: быстрый вход в зону поражения, проведение СиДНР в сжатые сроки, непрерывность проведения спасательных работ, своевременная замена формирований, умелое использование техники и аппаратуры для розыска и извлечения людей из-под завалов, поддержание взаимодействия.

Спасательные работы невозможно провести эффективно без применения современной техники, поэтому в зависимости от вида проводимых работ используются следующие группы технических средств: машины и механизмы для вскрытия завалов, их разборки и расчистки, подъёма, перемещения и транспортировки грузов (бульдозеры, краны, тракторы, экскаваторы, самосвалы, домкраты, лебёдки); пневматический инструмент для проделывания отверстий в стенах, перекрытиях завалов с целью подачи воздуха и вызволения пострадавших (отбойные и бурильные молотки); инструменты для резки металлов.(автогенные аппараты, бензорезы, керосинорезы); устройства для откачки воды (пожарные и авторазливочные станции, мотопомпы, поливочные машины, насосы); средства для переправы через водные преграды (баржи, понтоны, тягачи- трайлеры, паромы); обслуживающие и ремонтные средства (заправщики, станции обслуживания, мастерские, осветительные станции). При удачном использовании машин и механизмов, успешное проведение СиДНР зависит от: добывания разведкой сил ГО достоверных данных об обстановке к установленному сроку, быстрого ввода сил ГО в районы поражения, высокой выучки личного состава, соблюдения им правил безопасности при проведении работ, заблаговременного изучения особенностей вероятных участков работ, хорошего управления и чёткой организации взаимодействия сил и средств ГО.

Что касается приёмов и способов выполнения СиДНР, то они зависят от характера разрушения сооружений, аварий энергетических и технологических сетей и степени радиоактивного и химического заражения территорий. Прежде всего, устраивают проезды и проходы к разрушенным сооружениям, где могут находиться люди и в местах аварий, затрудняющих проведение спасательных работ. Нормативные рамки для проездов следующие: для одностороннего движения - дороги шириной 3-3,5 метра, для двухстороннего - 6-6,5 метра. При одностороннем движении через каждые 150-200 метров делаются разъезды, протяжённостью 15-20 метров. При устройстве проездов используются механизированные формирования с автокранами и бульдозерами. При этом одновременно с ними выступают пожарные формирования для тушения и локализации пожаров в местах прокладки путей.

К спасению людей в завалах и в повреждённых горящих зданиях привлекаются, как правило, воинские части и формирования ГО, но к этой работе привлекается также и население. Сразу после ввода спасательных групп на участок работ начинается спасение людей. Силы ГО разыскивают укрытия, устанавливают связь с находящимися в защитных сооружениях, используя воздухозаборные отверстия, другие сохранившиеся средства связи, перестукивания через стены, в конце концов. При обнаружении убежищ с находящимися в них людьми туда в первую очередь подают воздух, расчищая воздухозаборные каналы или проделывая отверстий в стенах и перекрытиях.

Надо уделить особое внимание моменту непосредственного вскрытия убежища обрушившегося здания, так как неправильное выполнение этого действия подчас приводит к трагическому исходу. Способы бывают различными:

  • откапывание лаза или люка аварийного выхода; разборка завала над основным входом, чтобы открыть дверь или вырезать в ней отверстие;

  • разборка завала, чтобы пробить проём в перекрытии убежища и вывести через него людей; пробивка стены убежища из соседнего помещения, которое не завалено.

В очаге поражения также ищут людей в различных местах, неприспособленных для укрытия (в кюветах, трубах, дорожных сооружениях). Все действия при разборке завала производятся осторожно. Через устроенный проход вынос поражённых производится волоком, с помощью носилок, на руках, плащах, одеялах и т.д. Причём, в первую очередь стараются освободить голову и грудь. Пострадавших после оказания им первой медицинской помощи доставляют в безопасные районы. При землетрясениях для разборки завалов из техники требуются: большие экскаваторы, передвижные электростанции и прожекторы для работы ночью, мощные подъёмные краны. При ликвидации последствий землетрясений основной проблемой является быстрый и осторожный разбор завалов, так как по статистике из 1000 человек в завалах каждый час умирают 50 человек. В целом же люди под развалинами могут жить до 2-3 недель, если они не ранены. При разборке завалов также используется инструктор со специально обученными собаками, которые чувствуют нахождение людей на большой глубине. Также используется современная аппаратура: инфракрасные камеры, виброфоны, устройство для направленного прослушивания завалов. После обнаружения живых людей спасатели пробивают узкий колодец, через который передают медикаменты, воду, продукт. Как правило, бетонную плиту поднимают краном на несколько сантиметров, потом начинают сверлить бетон по краям, чтобы сдвинуть плиту как можно аккуратней.

Спасательные работы в разрушенных городах не могут проводиться при пожаре, поэтому надо максимально уменьшить риск возникновения пожаров, поскольку огонь отнимет последнюю надежду у заживо погребённых. При проведении спасательных работ также необходимо локализовать аварии и повреждения на коммунально-технических и технологических сетях (основной способ - отключение разрушенных участков и стояков в зданиях, используя задвижки в смотровых колодцах, запорные вентили в подвалах. Если повредилась система теплоснабжения внутри зданий и появилась угроза поражения людей горячей водой (паром), систему отключают от внешней сети на вводах в здание или ремонтируют трубопровод. При авариях на газовых сетях отдельные участки на газораспределительных и газгольдерных станциях отключаю с помощью запорных устройств, специальных клиновых задвижек или гидрозатворов . Повреждённые газовые трубы низкого давления заделывают пробками и замазывают сырой глиной или обматывают листовой резиной .Если газ воспламеняется, то пламя гасится песком, землёй и глиной. Работы по устранению газовых аварий ведутся в изолирующих противогазах и без использования взрывоопасных ламп. Устранение аварий на электросетях начинается после их обесточивания. Участок электроработ на сети заземляется с двух сторон. На канализационных сетях аварии устраняются отключением повреждённых участков и отводом сточных вод

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

Неотложные работы включают:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;

  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;

  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч.

заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;

  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);

  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия сил ликвидации чрезвычайной ситуации;

  • непрерывным ведением работ до полного их завершения с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;

  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности;

  • организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей.

Заключение.

РСЧС является комплексной системой, объединяющей органы управления, силы и средства многих министерств и ведомств, предназначенных решать задачи по защите населения и территорий от ЧС мирного времени. При угрозе или с переходом на военное положение данная система передает свои функции Гражданской обороне. Каждая из систем способна с той или иной степенью эффективности выполнять мероприятия по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС любого вида, возникающих в период их функционирования. МЧС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие обоих общероссийских систем защиты населения и территорий от ЧС.

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.









Список использованных источников.


1. Анофриков, В.Е., Бобок, С.А. Безопасность жизнедеятельности. Анофриков, В.Е., Бобок, С.А. // Безопасность жизнедеятельности, - М, 1999, -С 60-65.

2. Стародубец, А.Н., Бобок, С.А. Средства и способы выявления обстановки и защиты населения в черезвычайных ситуациях. Стародубец, А.Н., Бобок, С.А. // Средства и способы выявления обстановки и защиты населения в черезвычайных ситуациях, -М, 2004, -С 35-38.

3. Бобок, С.А., Юртушкин, В.И. Черезвычайные ситуации: защита населения и территорий. Бобок, С.А., Юртушкин В.И. // Черезвычайные ситуации: защита населения и территорий, -М, 2002, -С 20-24.

4. Бобок, С.А., Юртушкин, В.И. Черезвычайные ситуации: защита населения и территорий. Бобок, С.А., Юртушкин В.И. // Черезвычайные ситуации: защита населения и территорий, -М, 2002, -С 30-32

5. Дудко, М.Н., Юртушкин, В.И. Безопасность в черезвычайных ситуациях. Дудко, М.Н., Юртушкин, В.И. // Безопасность в черезвычайных ситуациях, -М, 2000, -С 50-55.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

Автор: Суренков Ярослав Васильевич

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Тематическое планирование ОБЖ 11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "222154"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435914838"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191865"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427377082"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Тематическое планирование ОБЖ 5 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "222153"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435914670"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 11 класса"
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-programma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254716"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447789772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства