Просмотр содержимого документа
«План конспект по теме «Безопасность в быту»»
План-конспект урока ОБЖ
по теме «Безопасность в быту»
Учитель: Кобяков М.С.
Категория учащихся: 8 «а» класс.
Количество учащихся: 18 человек
07.10.2020
Цель урока: знакомство обучающихся с возможными опасными и аварийными ситуациями в быту и формирование навыков правильного и безопасного поведения во время таких ситуаций. Создание памятки о личной безопасности в быту.
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся об опасных ситуациях, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни, создать условия для профилактики опасных ситуация в быту. Сформировать убеждение в необходимости быть готовыми к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях для снижения фактора риска для жизни и здоровья.
Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту, учить анализировать свое поведение через поступки. Развитие навыков совместной работы в классном коллективе.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Учащийся должен иметь представление:
- о комплексе простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека.
Учащийся должен знать:
• основы работы в экстремальных условиях;
• правила, методы, приемы организации безопасности в быту; • способы оказания помощи пострадавшим.
Учащийся должен уметь:
• оценивать сложившуюся обстановку, последовательность проведения соответствующих мероприятий; • правильно осуществлять алгоритм действий , контролировать эффективность и при необходимости корректировать свои действия при экстремальной ситуации; • использовать подручные средства при оказании первой помощи; • определить необходимость вызова специальных служб.
План урока
№
Содержание урока
Учебное время (минуты)
теория
практика
итого
1.
Вводная часть урока (занятия)
7
7
1.1.
Организация урока (построение деление на 5 групп по 3 - 4 человека).
1
1
2
1.2.
Проверка пройденной темы
(тесты Приложение 6).
5
5
2.
Основная часть урока (занятия)
15
15
30
2.1.
Отравление угарным газом
Приложение №7
10
10
2.2.
Работа в группах. Двигаясь по круговой системе – учащиеся проходят ситуационные задачи.
2.3.
1. Ситуационная задача « Разлив ртути.».
Приложение №1
1
3
3
2.4.
2. Ситуационная задача «Подавился. Инородное тело в органах дыхания».
Приложение №2
1
3
3
2.5
3. Ситуационная задача «Возгорание. Изготовление ватно-марлевой повязки».
Приложение №3
1
3
3
2.6
4. Ситуационная задача
«Ожог. Первая помощь».
Приложение №4
1
3
3
2.7
5. Ситуационная задача
«Утечка газа. Правила действия».
1
3
3
3.
Заключительная часть урока (занятия)
3
5
8
3.1
Подведение итогов:
3.2
- спросить что понравилось, чему научились;
2
2
3.3
- разобрать ошибки ;
5
5
3.4
- задать домашнее задание: подготовить презентации на тему опасности в быту
1
1
45
Оснащение урока:
Ноутбук – 1шт
Проектор – 1 шт
Экран – 1 шт
Карточки с заданиями – 5 шт
Стеклянные банки с крышками - 5 шт
Манекен Витим – 2 – 1 шт
Скотч широкий – 1 шт,
Марля - 1 шт,
Аптечка – 2 шт,
Телевизор - 1 шт,
Имитация ожога - 1 шт,
Спринцовка - 1шт,
Газета - 1 шт,
Покрывало - 1 шт.,
Ножницы - 3 шт.,
Перчатки - 2 пары
Полителенавые кулёчки - 4 шт., ,
Стакан молока 1шт.
Вата – 2 уп.
Линейка – 1 шт.
Пинапласт шариками – 1 банка 200 мл.
Раковина – 1 шт.
Холод имитация -2 шт
Телефон - 5 шт
Приложение №1
Задание 1 Что делать, если вы разбили градусник, и ртуть раскатилась по столу, полу?
Если ртуть оказалась разлитой в квартире, необходимо, чтобы она ни в коем случае не попала на ковры, паласы, обои, мягкую мебель.
В первую очередь, не ходите по загрязненному участку пола, чтобы не разнести разбрызганную ртуть на ногах по всей квартире.
Выведите из помещения всех людей, в первую очередь детей, инвалидов, людей преклонного возраста. Закройте дверь и окна в помещении.
Защитите органы дыхания хотя бы влажной марлевой повязкой, а лучше респиратором.
Наденьте на руки резиновые перчатки или салофановые пакеты.
Берём банку с крышкой и наливаем в неё воду.
Собрать ртуть в банку : мокрой газетой берут фильтровальную или газетную бумагу, размачивают ее в воде и затем отжимают, лейкопластырем или скотчем (капельки ртути прилипают к бумаге, лейкопластырю или скотчу и переносятся вместе с ними в банку с водой), разовым шприцем или спринцовкой, закройте банку крышкой.
Наконец, после удаления испаряющихся источников, интенсивно проветрите квартиру, чтобы удалить те пары ртути, что уже накопились в воздухе. Проветривать следует несколько часов, как бы поменяв воздух в квартире не один раз.
В случае разлива большого количества ртути или невозможности справиться своими силами, следует обращаться в СЭС или единый номер службы спасения 112. Оттуда сведения передадут в поисково-спасательную службу, и к вам будет направлена демеркуризационная группа.
Нельзя: Помните, что металлическая ртуть постоянно испаряется в окружающий воздух! Ее пары очень опасны при вдыхании! Ни в коем случае не выбрасывайте разбитые термометры, люминесцентные лампы и ртуть в мусоропровод, не сливайте ртуть в водопровод и канализацию во избежание отравления парами ртути. Ни в коем случае не следует собирать ртуть с помощью пылесоса! Интенсивно продуваемый пылесосом воздух облегчает испарение ртути, которое попав в пылевой мешок приводит к значительному повышению концентрации паров в воздухе вашей квартиры!
Приложение №2
Задание 2
Ребенок случайно сделал глоток уксуса, в результате чего у него наблюдается сильное побледнение, учащенное и затрудненное дыхание, холодный пот, рвота (без примеси крови). На слизистой рта наблюдается налет серо-белого цвета. Окажите первую медицинскую помощь при отравлении уксусом.
Условия: выполняется на статисте. При отсутствии статиста перечисляется алгоритм действия.
Необходимое оборудование и материалы: телефон, холод, стакан с надписью «молоко», «раствор соды», «растительное масло».
Алгоритм выполнения задачи:
Вызвать врача.
Дать больному выпить молока или растительное масло, или яичные белки.
Уложить в постель с приподнятой головой и верхней частью туловища.
На область желудка и пищевода положить холод.
Перечень ошибок
Штрафные баллы
1.
Не вызвал врача
10
2.
Дал выпить другую жидкость
10
3.
Начал проводить промывание желудка
10
4.
Не приподнял голову и верхнюю часть туловища
5
5.
Не наложен холод
5
Оценка задания.Полное соблюдение алгоритма выполнения задания оценивается в 10 баллов. За ошибки начисляются штрафные баллы.
Приложение №3
Задание 3. Ребёнок смотрел телевизор и ел фисташки, хихикая подавился. Он задыхается. Окажите неотложную помощь.
Условия: задание выполняется на кукле. Все действия выполняются на кукле и комментируются устно.
Алгоритм выполнения задачи:
1.Попробовать удалить инородное тело из дыхательных путей.
2. Повернуть ребёнка на живот и сделать несколько постукивающих движений от ног к голове между лопаток 5 ударов.
3. Если инородное тело не удалено, тогда поднять ребёнка обхватив сзади надавить на вверх живота снизу вверх. Приём Геймлиха. 5 раз.
4. Чередовать 2 и 3 пункты по 3 раза каждый.
5. При неэффективности указанных выше мероприятий начать делать искусственное дыхание
6. Вызвать скорую помощь.
№
Перечень ошибок
штрафные баллы
1
Не сделана попытка удаления инородного тела из дыхательных путей (с помощью пальцев)
10
2
Ребёнок не повернут на живот
10
3
Не вызвана скорая помощь
10
Оценка задания.Полное соблюдение алгоритма выполнения задания оценивается в 10 баллов. За ошибки начисляются штрафные баллы.
Приложение №4
Задание № 4 При переливании горячей воды из чайника в стакан. Кипятком обожгло кисть левой руки. Появились волдыри.
Задание: определите степень ожога и окажите первую помощь.
Условия: выполняется на статисте.
Определить степень ожога и процент поражения.
Поместить руку под холодную воду на 15-20 мин.
Задать вопрос на аллергическую реакцию.
Нанести мазь с антибиотиком
Наложить чистую повязку на неё холод.
Вызвать скорую
№
Перечень ошибок, приводящих к начислению штрафных баллов
Отметка ошибок
ошибок
Не правильно определена степень ожога.
Не задан вопрос о возможной аллергии на лекарства.
Не предложена таблетка анальгина.
Прокололи волдыри.
Не наложена влажная повязка.
Не вызвана скорая помощь.
Характерные черты различных степеней ожогов:
Виды ожогов
характеристика
I степень
Покраснение и отечность кожи, чувство жжения
II степень
Образование пузырей с прозрачной жидкостью, чувство жжения
III степень
Поверхностное обугливание кожи, кожа темного или серого цвета, обширные пузыри с мутным содержимым
IV степень
Обугливание не только кожи, но и расположенных под ней тканей ( мышц, костей)
Приложение №5
Задание 5. Рассказ очевидца: «Я вечером смотрел телевизор и пил чай. Вдруг он загорелся, я испугался и выплеснул на него чай. Раздался взрыв, загорелась занавеска. Я испугался и спрятался под стол. Из кухни пришла мама и сделала все правильно. Пожар закончился». Опишите, что сделала мама.
Сорвала занавеску и затоптала ее (ликвидация открытого огня).
Так как кроме занавески ничего не загорелось, мама не стала вызывать пожарных.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 5 баллов, ставится при условии перечисления трех вышеназванных обязательных пунктов, при отсутствии любого из них ставится 0 баллов.
Задание 6. Вы спускаетесь по лестнице с 4-го этажа, на котором находится ваша квартира. На лестничной площадке, между вторым и первым этажами чувствуете специфический запах и понимаете, что где-то происходит утечка газа. Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:
1. Оповестить окружающих о мерах предосторожности
2. Сообщить в аварийную газовую службу об аварии по телефону 04
3. Не включать и не выключать освещение
4. Организовать проветривание помещения
Ответьте на вопрос.Что запрещается делать при обнаружении запаха газа в помещении?
Ответ. При обнаружении запаха газа в помещении не допускается зажигать огонь и курить; включать и выключать электроосвещение и электроприборы; пользоваться электроприборами.
Газ. Газовые плита, колонка и система отопления (котел или печка) являются дополнительными потенциальными источниками опасности, а часто и чрезвычайных ситуаций. Избежать опасности можно при соблюдении правил пользования этим оборудованием, поддерживая его в исправном состоянии.
Ситуация. Если вы, войдя в квартиру, почувствовали запах газа (до природного газа, который почти не имеет запаха, добавляется бутилмеркаптан - газ, который имеет сильный специфический запах даже в малых концентрациях) - это первый сигнал возможной опасности. Помните, что в этом случае запрещается включать свет - появление искры в выключателе может привести к взрыву. Запрещается также зажигать спички или зажигалку. Прежде всего нужно открыть окно (или форточку), двери, сделав сквозняк, и перекрыть газ (если вы забыли сделать это вовремя). Если возможно, выясните причину утечки газа и ликвидируйте ее. Если это вам не под силу - вызывайте мастера-газовика. Следует также знать, куда обращаться за помощью и звонить.
2.Как следует осуществлять отключение электроприбора?
Варианты ответа:
сначала выдернуть шнур из сети, затем отключить кнопку
сначала выключить прибор, затем вынуть шнур из сети
очередность значения не имеет
3.Можно ли тушить водой горящие электроприборы?
Варианты ответа:
да
нет
только если больше нечем тушить
4.Если прибор неисправен, то работать с ним...
Варианты ответа:
не воспрещается, просто нужно быть аккуратнее
нельзя
можно только взрослым
можно только в исключительных случаях
5.Можно ли вновь зажигать потухшую горелку на газовой плите?
Варианты ответа:
да, сразу же
да, после проветривания
нет, возможно она сломана
6.Почему следует открывать форточку на кухне при включенной газовой плите?
Варианты ответа:
чтобы не было перегрева
при горении выделяются токсичные вещества
для горения газа нужен свежий воздух
7.При сильном запахе газа не следует:
Варианты ответа:
открывать окна
включать свет
перекрывать газ
вызывать аварийную службу
8.Пары ртути опасны, потому что:
Варианты ответа:
могут стать причиной пожара
могут стать причиной отравления
могут вызвать ожог кожи
9.Можно ли оставлять открытым водопроводный кран, из которого не идет вода?
Варианты ответа:
нет
да, если вы находитесь дома
да
10.Можно ли допускать детей до домашней аптечки?
Варианты ответа:
нет
да, под контролем взрослых
да
11.Для сохранения свежести фруктов как можно дольше не следует:
Варианты ответа:
хранить их в полиэтиленовых пакетах
хранить их в холодильнике
заранее мыть
выбирать цельные плоды без изъянов
1-а 2-в 3-в 4-в 5-в 6-в 7-в 8-в 9-а 10-а 11-с
Приложение №7
Если увидел пожар – зови на помощь
Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай, И в «01» поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они!
И под кроватью не прячься – учти, Что от огня просто так не уйти. Не оставайся в квартире с огнём, А выбирайся доступным путём:
Мокрым шарфом нос и рот завяжи, К двери входной через дым поспеши!
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)
Тема урока
Безопасность в быту
Современный дом (квартира), в силу объективных причин не только защищает человека, но и может создать условия для возникновения опасных ситуаций. С учетом, этого, Вам предлагается ответить на следующие вопросы. Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире) и како - вы их причины?
Отравление угарным газом
В бане с неэлектрической каменкой и неправильно обустроенной вентиляцией существует вероятность отравления угарным газом. Если вы почувствовали шум в ушах, головную боль, головокружение, тяжесть в голове, тошноту, слабость, учащение сердцебиения, то это свидетельствует о кислородном голодании, которое вызывается избыточным содержанием в воздухе угарного газа.
При первых симптомах нужно сразу же выйти из бани на свежий воздух. Если кто-то из посетителей потерял сознание, нужно немедленно вынести человека на воздух, дать понюхать нашатырный спирт, сделать массаж ног и после этого дать выпить горячего чаю.
Помните, что отравление угарным газом гораздо легче предупредить. Поэтому нужно грамотно обустраивать вентиляцию в бане и не забывать регулярно прочищать вентиляционные каналы. Тогда за здоровье можно будет не волноваться.
К эритроцитам в 500 раз сильнее кислорода прикрепляется угарный газ. Человеку нужно дать кислород. В секунду у человека образуется 2,5 миллиона эритроцитов и за счёт этого доступ кислорода к клеткам возобновляется.
Кислородная подушка.
Как не отравиться угарным газом в доме ставим детектор углекислого газа
GS – 23 датчик СО2 настенный
GS – 43 датчик СО2 настенный
Чтобы предупредить возникновение несчастных случаев, каждому посетителю бани нужно перед процедурами проконсультироваться с врачом-терапевтом.
Он определит, кому можно париться, а кому лучше воздержаться от посещения парной. И тогда банные процедуры будут доставлять только удовольствие!
Список литературы
1. Маликов, А.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш.А. Халилов. — М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. — 576 c. 2. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / А.В. Маринченко. — М.: Дашков и К, 2013. — 360 c.
3. Евсеев, В.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / В.О. Евсеев, В.В. Кастерин, Т.А. Коржинек; Под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. — М.: Дашков и К, 2013. — 456 c.
4. Передачи. Жить здорово.
5. Неотложная помощь. Передачи доктор Комаровский.