kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОБЖ (НВП) для учащихся 11 класса средних учебных заведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях»

ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятия

(11 класс)

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА


Тема: Первая медицинская помощь при различных несчастных случаях.


ЦЕЛЬ: Обучить учащихся правилам и способам оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Профилактика отморожений и первая медицинская помощь при них. Понятие о солнечном и тепловом ударах, их профилактика и первая медицинская помощь при них; 2) Первая медицинская помощь при электротравме и меры безопасности при ее оказании. Первая медицинская помощь при утоплении. Способы восстановления сердечной деятельности и возобновления дыхания. Способы искусственной вентиляции легких ("рот в рот", "изо рта в нос", по Сильвестру, по Каллистову); 3) Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых змей и насекомых.

ВРЕМЯ: 4 часа.


МЕСТО: Кабинет НВП (кабинет ГО), медицинский кабинет школы.


МЕТОД: Рассказ, показ с использованием наглядных пособий.


РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП; Основы медицинских знаний учащихся.


МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Видеофильмы, плакаты и таблицы.


















ХОД ЗАНЯТИЯ


Учебные вопросы, время на их отработку


Действие руководителя


Действия обучаемых

1

2

3

Вводная часть

10 минут

Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос

10 минут

Профилактика отморожений и первая медицинская помощь при них.

При длительном воздействии низкой температуры на организм человека происходит повреждение тканей. Ограниченное повреждение тканей называется отмо­рожением, а глубокие изменения в тканях и органах при общем воздействии низкой температуры на организм — общим замерзанием.

Наступлению отморожения способствуют: влажный воздух, ветер, влажная одежда, тесная и мокрая обувь, а также утомление, истощение, малокровие, шок, болезни сосудов, алкогольное опьянение и другие причины.

Симптомы общего замерзания: появление озноба, усталость, сонливость, переходящая в сон. Происходит окоченение тела, ослабление дыхания и сердечной деятель­ности. Развивается малокровие мозга, и наступает смерть.

Среди местных отморожений чаще всего отмечаются отморожения нижних конечностей, преимущественно пальцев стопы. По симптомам местного отморожения различают четыре его степени. Первая степень — побледнение : кожи, потеря ее чувствительности, при согревании — ощущение жжения и боль, кожа становится цианотично- красной, отечной и болезненной; вторая степень — кроме указанных изменений появляются пузыри с серозно-кровянистым содержимым; третья степень — изменения более распространенные и глубокие, ткани теряют чувствительность, приобретают багрово-синюшную окраску, появляются признаки омертвения; четвертая степень — глубокое омертвение отмороженных тканей, потеря всех видов чувствительности, конечность холодная, бледная, с синюшным оттенком. Нередко встречается сочетание различных гепеней отморожения: например, отморожения 3-й степени с участками отморожения 2-й и , 1-й степеней; кроме ног отмораживают также руки, нос, уши, щеки и лоб.

При повторных легких отморожениях или длительном воздействии холода (на морозе или в сырое, холодное весенне-осеннее время) может развиваться озноб: появление болезненного припухания, синюшность, похолодание и зуд
кожи ("гусиная кожа"). Он наблюдается на открытых участках тела, кистях рук, лице, ушных раковинах, иногда стопах. Местные осложнения: флегмона, столбняк, рожа и др. Пострадавшего необходимо поместить в теплое помещение. Нельзя прибегать к согреванию у костра или горячей печи. Одновременно с обогреванием больному дают горячий чай, кофе, вино или водку. При общем замерзании пострадавшего надо раздеть, растереть тело спиртом или водкой, привести в чувство, напоить, хорошо укутать. Если замерзший не дышит, то нужно произвести искусственное дыхание, ввести под кожу камфору (5—10 мл 20%-ного раствора) или кофеин (1—2 мл 10 %-ного раствора), при необходимости — эфедрин, кордиамин. Затем больного направляют в медицинский пункт. При явлениях клинической смерти проводятся мероприятия по реанимации.

При местных отморожениях рекомендуются общее согревание и легкое массирование отмороженного участка. При этом побелевший от холода участок надо растереть чистыми увлажненными руками, наложить утепляющую повязку. Лучше всего растирание делать спиртом или водкой, пока не покраснеет и не потеплеет отмороженное место. Не рекомендуется растирать отмороженный участок снегом.

На начальных стадиях отморожения конечности лучше всего согревать в теплой водяной ванне (повышая температуру воды постепенно с 20° до 37°С) в сочетании с легким массажем. После растирания на поврежденный участок надо наложить толстым слоем чистую (лучше стерильную) повязку и направить пострадавшего к врачу.

При появлении припухлости (отека) или пузырей участок отморожения растирать нельзя. Лучше наложить на него стерильную повязку из толстого слоя ваты, уложить конечность повыше и направить пострадавшего к врачу.

Госпитализация показана при общем замерзании (срочная) и местном отморожении. Отморожения лечат различными мазями, применяя физиотерапевтические процедуры (суховоздушные ванны, кварц), а при не­обходимости оперативного лечения удаляют омертвевшие ткани. При отморожениях 2-й, 3-й и 4-й степеней вводится профилактическая доза противостолбнячной сыворотки и анатоксина. Следует отметить, что хорошее кровообращение препятствует отморожению. Например, движения на холоде (быстрая ходьба, бег) еще до наступления отморожения или замерзания усиливают кровообращение, согревают тело и тем самым противодействуют вредному влиянию холода, что имеет профилактическое значение.

Понятие о солнечном и тепловом ударах, их профилактика и первая медицинская помощь при них.

Солнечный (тепловой) удар — это перегрев тела под влиянием длительного воздействия прямых солнечных лучей или вследствие работы в душном, плохо вентилируемом помещении, в условиях высокой температуры. Основными признаками проявления солнечного (теплового) удара являются общая слабость, вялость, обморочное или бессознательное состояние, тошнота, рвота, повышение температуры тела. Возможны также носовые кровотечения, снижение сердечной деятельности и даже состояние комы.

Пострадавший нуждается, прежде всего, в оказании неотложной помощи, его необходимо вынести на свежий воздух, в тень, и раздеть. Затем дают прохладное питье, ставят холодный компресс на голову, применяют холодное обливание или обертывание. В зависимости от состояния пострадавшего и имеющейся возможности используются лекарственные средства. Так, например, при сердечных заболеваниях, падении АД вводят 1 мл 20 %-ного раствора кофеина, 2 мл 20 %-ного раствора камфоры или 0,5 — 1 мл 1 %-ного раствора лобелина. При тяжелых расстройствах или остановке дыхания — искусственное дыхание, кислород, карбоген. Госпитализация показана после оказания первой помощи и выведения пострадавшего из тяжелого состояния.

Примечание. Солнечный удар в патогенетическом отношении отличается от теплового удара тем, что при нем, помимо перегрева тела, происходит непосредственное влияние солнечных лучей (кожные ожоги с развитием солнечной эритемы, образование токсических гистамино-подобных веществ).

Перегрев тела обычно наблюдается при физической работе, особенно на марше. Перегреву тела способствуют влажность воздуха и безветрие, затрудняющие испарение пота, а также ограничение употребления жидкости. Сначала развиваются продромальные явления – резкое покраснение кожи, усиление жирообразования, сухость слизистых оболочек, резкая жажда, учащение дыхания и пульса, а также сгущение крови, снижение диуреза, затем тошнота, расстройство глотания. В процессе перегрева выделяются три формы:

1) истощение (мышечная слабость, головокружение, падение и учащение пульса, покраснение и сухость кожи, повышение температуры тела до 39—39,5°, недостаточность кровообращения — побледнение и похолодание кожи и цианоз губ);

2) гипертермическая форма (тепловой удар) — повы­шение температуры тела до 39—40°, общая слабость, недомогание, головные боли; развитие комы — покраснение и сухость кожи, учащение и падение пульса, учащение дыхания, фибрилляция мышц, судороги, расширение зрачков, исчезновение коленных рефлексов; галлюцинации — возбуждение нервной системы; недостаточность крово­обращения — падение пульса, цианоз, отек легких;

3) формы с мозговыми симптомами или с явлениями острого гастроэнтерита (тошнота, рвота, понос).

При эритеме кожу смазывают жиром, на пузыри накладывают компрессы из раствора слабого марганцово­кислого калия (0,1 %-ный), при лихорадке, головных болях и общем недомогании принимают внутрь аспирин, пирамидон или кофеин.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

практическая отработка действий

учащимися


2-й учебный вопрос

10 минут

Первая медицинская помощь при электротравме и меры безопасности при ее оказании. Электротравма это поражение электрическим током, от воздействия молнии или электрического тока высокого напряжения. Воздействие тока опасно при напряжении более 100 В, смертельно — свыше 500 В.

Наиболее частыми причинами электротравм являются несоблюдение правил техники безопасности и инди­видуальной защиты, неисправность электрических приборов и аппаратов. Ряд условий способствует поражению током: влажность кожи, мокрая одежда или обувь, утомление, истощение. В результате воздействия тока возникают различные по тяжести термические (ожоги), химическое и механическое повреждение тканей.

Признаки поражения током. К общим признакам относятся: обморок, падение АД, аритмия, потеря сознания, остановка дыхания, шок, судороги, паралич. Местными признаками являются изменения тканей в виде термического ожога (чаще всего III степени), "знаки тока" или "знаки молний" в виде желтовато-бурых или древовидных разветвленных красных полос на коже, беловато-сероватые пятна на коже, отек. При тяжелых поражениях током может наступить мгновенная смерть от паралича сердца. Однако чаще наблюдается мнимая (клиническая) смерть.

Неотложная помощь осуществляется на месте проис­шествия и должна быть направлена на устранение угрожающих жизни пострадавшего явлений. До оказания медицинской помощи необходимо выключить ток, осторожно освободить пострадавшего от источника тока. При освобождении его от электропроводов следует обеспечить свою безопасность — надеть резиновые перчатки или обвернуть руки прорезиненной или шерстяной материей, надеть резиновую обувь или встать на сухую доску или стекло, или пользоваться сухой деревянной палкой. Ни в коем случае нельзя прикасаться к пораженному голыми руками.

При отсутствии признаков жизни у пострадавшего необходимо немедленно приступить к проведению искус­ственного дыхания методом "рот в рот" и наружному массажу его сердца. Эти мероприятия нужно продолжать до восстановления дыхания и работы сердца или до появления признаков биологической смерти (трупные пятна, окоченение — через 2 ч). Одновременно дают вдыхать нашатырный спирт, углекислоты, растирают пораженного, согревают его, делают инъекцию лобелина (1 мл 1%-ного раствора), на обожженные поверхности накладывают стерильные повязки.

После оказания первой медицинской помощи пострадавший должен быть направлен в медицинский пункт для лечения. После выведения из тяжелого состояния его срочно госпитализируют. При транспортировке надо следить за дыханием и сердечной деятельностью пострадавшего.

Закапывать пораженного током или молнией в землю, как иногда делают несведущие люди, бесполезно и вредно.

Первая медицинская помощь при утоплении.

Утопление наступает при заполнении дыхательных путей водой или жидкими массами. Это сопровождается резким нарушением дыхания, а при отсутствии немедленной помощи — остановкой его (асфиксия) и гибелью постра­давшего. Прекращение жизненных функций при утоплении обусловлено гипоксией (кислородной недостаточностью).

Утонувших часто извлекают из воды в состоянии клинической или биологической смерти. Человек бывает без сознания. Кожа и видимые слизистые оболочки бледны (при рефлекторной остановке дыхания, что встречается реже) или синюшны (при аспирации жидкости в легкие). Из полости рта и носа в большом количестве выделяется пенистая жидкость, нередко с примесью крови. Независимо от сроков пребывания утонувшего под водой и его состояния во всех случаях необходимо без промедления принять меры по его оживлению.

Меры по оживлению утонувшего принимаются сразу после его извлечения из воды. Если пострадавший в сознании, то надо снять с него мокрую одежду, вытереть досуха, переодеть в сухое белье, согреть (закутать в одеяло), дать выпить чай, кофе или спирт. При бессознательном состоянии, но при наличии пульса и самостоятельного дыхания необходимо: 1) уложить пострадавшего на носилки с опущенным концом; 2) снять мокрую одежду или расстегнуть ее, если она затрудняет дыхание; 3) дать вдохнуть нашатырный спирт (на ватке) и по возможности сделать инъекции сердечных средств (кофеин, кордиамин — по 1 мл и лобелии — 1 мл); 4) производить массаж (растирание) тела и конечностей по направлению к сердцу. При терминальном состоянии используются простейшие способы реанимации — проведение искусственного дыхания ("изо рта в нос", "рот в рот", ручное, с помощью аппаратов — в зависимости от условий), закрытый массаж сердца. До применения искусственного дыхания необходимо расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание и крово­обращение, и освободить дыхательные пути и желудок от воды (только у утонувших с цианотичными покровами).

Для освобождения дыхательных путей от воды пользуются следующим приемом: оказывающий помощь становится на одно колено, кладет утопленника животом себе на бедро другой согнутой конечности, чтобы голова и плечи пострадавшего оказались опущенными, и надавливает на спину, а пальцем, обернутым марлей, очищает полость рта и глотки от песка или водорослей, после чего приступает к проведению искусственного дыхания и массажу сердца.

После восстановления дыхательной и сердечной деятельности пострадавшего направляют в ОПМ для дальнейшего лечения и наблюдения. В мирное время его обязательно доставляют в стационар после оказания ему медицинской помощи на месте несчастного случая.

По-разному происходит утопление в пресной (речной) и соленой морской воде.

Пресная вода, попадая в дыхательные пути, быстро всасывается в кровь и проникает в кровяное русло, вызывая гемолиз. При картине "белой смерти" (за счет рефлекторного спазма гортани, где голосовые связки смыкаются, наступает удушье, через 5—6 мин. после прекращения дыхания останавливается сердце, кожные покровы резко бледнеют, а вода не проникает в легкие) проводятся быстрый туалет полости рта и глотки, искусственное дыхание и наружный массаж сердца; попытки "вылить воду" из легких бесполезны и бессмысленны.

Соленая морская вода, обладая другими осмотическими свойствами, в отличие от пресной, не всасывается в кровь, задерживаясь в дыхательных путях и вызывая приток жидкости из крови в альвеолы и бронхи. У утонувших надо быстро освободить дыхательные пути от воды и пены с помощью подручных средств, можно на несколько секунд перевернуть его и положить животом на бедро оказы­вающего помощь. Массаж и искусственное дыхание можно сделать повторно.

Способы восстановления сердечной деятельности и возобновления дыхания.

Внезапная остановка сердца может наступить в результате поражения электрическим током или молнией, тяжелой травмы, отравления, утопления, острого кровотечения, токсического воздействия наркотических веществ, инфаркта миокарда. Причины прекращения дыхания (поступление воздуха в легкие и осуществление газообмена) различны: закупорка дыхательных путей инородными телами (предметы, кусочки твердой пиши, рвотные массы, слизь, вода), воспалительный отек слизистой гортани (например, при дифтерии).

Прежде чем приступить к оживлению пострадавшего, нужно в первую очередь установить наступление клини­ческой смерти. Ее признаками являются: потеря сознания, отсутствие пульса на сонной артерии и дыхания, расши­рение зрачков и отсутствие их реакции на свет. Время для установления диагноза должно быть до предела коротким.

Мероприятия по искусственному поддержанию дыхания и кровообращения должны быть начаты в течение первых 5 мин., с момента остановки сердца и дыхания. Их следует проводить всем пострадавшим, у которых клиническая смерть наступила внезапно, за исключением больных в конечной стадии неизлечимого заболевания, а также при наличии признаков трупного окоченения, т. е. полной картины необратимой, биологической смерти.

Способы искусственной вентиляции легких ("рот в рот", "изо рта в нос", по Сильвестру, по Каллистову).

Методы, основанные на пассивном поступлении воздуха в легкие пострадавшего, недостаточно эффективны (по Сильвестру, Нильсену — Каллистову, Говарду, Шеферу, Хольгеру — Нильсену). Наиболее эффективным является искусственное дыхание с помощью аппаратов. Способы "рот в рот" и "изо рта в нос" относятся к числу простых и применяются в любых условиях. Больной укладывается на спину, голова его максимально запрокидывается, при этом происходит наибольшее раскрытие верхних дыхательных путей.

При способе "изо рта в нос" нижняя челюсть больного выдвигается вперед и кверху, при этом рот плотно закрыт. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и, прижимаясь ртом к носу пострадавшего, делает выдох, при расширении грудной клетки больного отнимает рот.

При способе "рот в рот" подбородок больного слегка выдвинут кпереди, рот его слегка раскрыт. Оказывающий помощь делает глубокий вдох, затем, прижимаясь ртом ко рту пострадавшего и закрывая своей щекой ноздри больного, делает выдох.

Предпочтительно также применять способ "изо рта в нос", где можно пользоваться марлевой салфеткой, специальной маской и мундштуком или воздуховодом. Вдыхание воздуха в дыхательные пути больного произво­дится 16—18 раз в минуту, причем его можно производить не только через марлю или платок, но и с помощью Т-образных или С-образных трубок, дыхательного меха мешка-респиратора ручного (мешок типа "Амбу" с маской). У ребенка лучше плотно схватить губами рот и нос одно­временно, так как они расположены близко, и вдувать воздух в небольшом количестве, следя за подъемом грудной клетки (частота дыхания — 15—18 толчков в мин.).

В тех случаях, когда челюсти пострадавшего крепко стиснуты, эффективен способ "изо рта в нос".

Цель искусственного дыхания — обеспечить насыщение крови кислородом и удалить углекислый газ на тот период, пока не восстановится самостоятельное полноценное дыхание. Поэтому оно производится до возобновления нормальных дыхательных движений или его прекращают только при явных признаках остановки сердца. Оно выполняется на месте происшествия. Перед этим надо проверить верхние дыхательные пути пострадавшего (вывести язык наружу языкодержателем, расстегнуть стесняющую одежду, ворот, пояс).

Методы ручного искусственного дыхания не обес­печивают достаточной легочной вентиляции. Из них наиболее часто применяются следующие:

— способ Сильвестра: стоя у изголовья больного, 1—2 человека берут обе руки больного над локтевыми суставами и отводят плечи максимально назад и вверх; этим достигается вдох. Подержав руки в таком положении несколько секунд, опускают их вниз и прижимают к грудной клетке, сильно ее сдавливая; этим достигается выдох. Такие движения производят 12—16 раз в минуту;

— способ Нильсена—Каллистова: пострадавший лежит на животе, через его спину в области лопаток пере­кидывается полотенце (или простыня), концы которого проводят через подмышечные впадины и выводят вперед в области акромиальных отростков лопатки и дистальных концов ключиц; руки отведены от туловища. Стоя у изголовья пострадавшего, оказывающий помощь берет оба конца полотенца и натягивает их кверху. Происходят значительное расширение грудной клетки, развертывание плеч в стороны спины, сближение лопаток, освобождение от сдавливания переднего отдела грудной клетки в области сердца. Оказывающий помощь использует при этом способе в основном силу мышц спины, которая в 3 — 4 раза превышает силу рук, особенно кистей. Если связать концы двух полотенец, надев их на спину оказывающего помощь, то можно освободить его руки (подъем пострадавшего происходит за счет сгибания и разгибания спины оказы­вающего помощь).

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

практическая отработка действий

учащимися


3-й учебный вопрос

10 минут

Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых змей и насекомых.

При укусах ядовитых змей также возможно отравление организма. При этом первыми признаками отравления являются: резкая боль, краснота и быстро распрос­траняющаяся от места укуса припухлость, воспаление лимфатических сосудов (лимфангоит) и узлов (лимфаденит), подкожные кровоизлияния на месте укуса, кровь в моче (гематурия), беспокойство, сухость во рту, жажда, понос, холодный пот, коллапс, судороги, расстройство речи и глотания, двигательные параличи (при укусе кобры).

Неотложная помощь: чтобы предотвратить всасывание яда при укусе в конечность, необходимо тугое перетягивание ее выше укуса (не более чем на 2 ч); для удаления яда на место укуса нужно наложить банку и отсосать яд из ранки (если нет повреждения слизистой рта у оказывающего помощь).

Не исключено прижигание места укуса раскаленным железом, щелочью, азотной кислотой; при возможности надо немедленно ввести поливалентную сыворотку (1 часть сыворотки растворить в 10 частях стерильной воды). Можно

также впрыскивать под кожу в окружности укуса 2 %-ный раствор марганцово-кислого калия (по 2 — 3 мл 1 — 3 раза в день), делать обкалывание вокруг места укуса сывороткой (10 — 20 мл).


Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

практическая отработка действий

учащимися


Заключи - тельная часть.

5 минут

Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

Записывают домашнее задание.



Вопросы и задания:

1. Расскажите о профилактике отморожений и оказании первой медицинской помощи при них.

2. Какими признаками характеризуются солнечные и тепловые удары? Расскажите об оказании первой медицинской помощи при них.

3. Какую травму называют электротравмой и как оказывают первую медицинскую помощь?

4. Какую помощь оказывают при утоплении?

5. Какую медицинскую помощь оказывают при отравлении грибами, при укусах ядовитых змей и насекомых?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях

Автор: Зорькин Сергей Иванович

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока на тему "Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении""
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt_uroka_na_tiemu_vidy_krovotiechienii_okazaniie_piervoi_mieditsinskoi_pomoshchi_pri_nosovom_krovotiechienii"
    ["file_id"] => string(6) "344360"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474203684"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока "Первая медицинская помощь при остановке сердца" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-ostanovkie-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "205130"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429802044"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердца""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt_uroka_na_tiemu_piervaia_mieditsinskaia_pomoshch_pri_ostanovkie_sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "344363"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474204259"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Доклад "Основы и способы оказания первой медицинской помощи при получении травм на уроках физической культуры""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_osnovy_i_sposoby_okazaniia_pervoi_meditsinskoi_pomoshchi_pri_poluchenii_t"
    ["file_id"] => string(6) "569559"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610138336"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Первая медицинская помощь""
    ["seo_title"] => string(34) "piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-1"
    ["file_id"] => string(6) "304206"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457684363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
1690 руб.
2110 руб.
2110 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства