СЛАЙД №1.Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердца»
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с приемами проведения непрямого массажа сердца и ИВЛ при остановке сердца;
- Развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, принимать верное решение в ЧС;
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в ЧС.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- экран, ноутбук;
- рабочие листы для закрепления изученного материала;
- видеоролик по сердечно-лёгочной реанимации.
Ход урока
Учитель: В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца на улице, на работе, с близкими людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы пострадавший не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, вы должны уметь оказать ПМП при остановке сердца.
Учитель: запишите число и тему нашего урока: «Первая медицинская помощь при остановке сердца».
СЛАЙД № 2. Трагический случай с молодым и талантливым хоккеистом из омского клуба «Авангард» Алексеем Черепановым. На очередном матче с соперником, в стандартной игровой ситуации молодому парню (19 лет) стало плохо с сердцем. Не оказанная своевременно помощь привела к гибели молодого хоккеиста.
Реальность сегодняшнего дня такова: среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57%. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира!
В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн. 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами.
От того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним.
СЛАЙД № 3. На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
- Терминальные состояния человека.
- Правила проведения непрямого массажа сердца.
- Правила проведения искусственной вентиляции лёгких.
- Сердечно-лёгочная реанимация (совмещение приёмов).
Учитель: Для того чтобы нам научиться оказывать ПМП при остановке сердца, давайте вспомним из курса биологии - строение сердца.
Выступление учащегося: __________________________
СЛАЙД № 4-7
(Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер.
«Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца» По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту).
Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии»
Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии и запястье друг у друга».
Итак, мы вспомнили с вами основные моменты работы сердца. Но возникают ситуации, когда сердце прекращает свою деятельность.
Давайте вспомним ситуации, при которых происходит остановка сердца.
Ребята дома подготовили небольшие сообщения.
- Выступающий по теме «Тяжелые дыхательные нарушения»______________
- Выступающий по теме «Анафилактический шок» ______________________
- Выступающий по теме «Передозировка» _____________________________
После прекращения работы сердца и лёгких клетки головного мозга живут около 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью.
СЛАЙД № 8
При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.
Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью. Если пострадавший находится в состоянии КС более 3 минут, вероятность спасения-75 %, до 5 минут- 25%. Свыше 10 минут – шансов спасти, почти нет.
Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.
Признаками клинической смерти являются:
- отсутствие сознания;
- отсутствие пульса на сонных артериях;
- отсутствует реакция зрачка на свет;
- отсутствие дыхания.
Вопрос классу: «Что же нужно делать, когда человек находится в состоянии клинической смерти?»
(При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации).
СЛАЙД № 9
Реанимация – (лат. Реа–возвращение, анимацио–движение) это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.
Действия при клинической смерти:
- Прекардиальный удар. СЛАЙД №10
Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде. При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца.
( Показываю на Гоше)
- Непрямой массаж сердца (НМС) СЛАЙД №11 ( Показываю на Гоше)
Восстановление нормальных естественных сокращений сердца, т. е. его самостоятельной работы при массаже, происходит в результате механического раздражения сердечной мышцы.
- Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) СЛАЙД №12( Показываю на Гоше)
Применяется при серьезном нарушении самостоятельного дыхания человека, а также как средство, предохраняющее от нехватки кислорода, обусловленную применением общей анестезии или заболеваниями, связанными с нарушением спонтанного дыхания.
- «Сочетание ИВЛ и НМС» СЛАЙД №13 ( Показываю на Гоше)
ВИДЕОРОЛИК «Правила проведения НМС и ИВЛ»
Учитель: С целью проверки усвоения материала предлагаю поработать в группах над проектами.
Задания:
- Создать алгоритм действий для определения состояния клинической смерти.
- Создать алгоритм действий при проведении прекардиального удара.
- Создать алгоритм действий при непрямом массаже сердца.
- Создать алгоритм действий при искусственной вентиляции легких.
ПРОВЕРКА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Реанимационные действия сопровождаются большими физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд ли продержится минут пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической культурой. Физически развитый человек обладает, как правило, и устойчивой к стрессовым ситуациям нервной системой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к героическому поступку, когда речь идёт о спасении жизни человека.
Учитель: Давайте составим синквейн, где ключевым словом будет слово ЖИЗНЬ
Жизнь.
Короткая, длинная.
Веселиться, горевать, прожигать.
Дана всем, не ценят многие.
Сложно.
ОЦЕНКИ за урок.
Домашнее задание: п. 2.7. Вопросы и задания стр.107-108.