kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЛАЙД №1.Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердца»

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с приемами  проведения непрямого массажа сердца и ИВЛ при остановке сердца;
  2. Развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, принимать верное решение в ЧС;
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в ЧС.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • экран, ноутбук;
  • рабочие листы для закрепления изученного материала;
  • видеоролик по сердечно-лёгочной реанимации.

                                                  Ход урока

Учитель: В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца на улице, на работе, с близкими людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы пострадавший не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, вы должны уметь оказать ПМП при остановке сердца.

Учитель:  запишите число и тему  нашего урока:  «Первая медицинская помощь при остановке сердца». 

СЛАЙД № 2. Трагический случай с молодым и талантливым хоккеистом из омского клуба «Авангард» Алексеем Черепановым. На очередном матче с соперником, в стандартной игровой ситуации молодому парню (19 лет) стало плохо с сердцем. Не оказанная своевременно помощь привела к гибели молодого хоккеиста.

Реальность сегодняшнего дня такова: среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57%. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира!

 В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн. 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами.

От того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним.

СЛАЙД № 3.   На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Терминальные состояния человека.
    • Правила проведения непрямого массажа  сердца.
    • Правила проведения искусственной вентиляции лёгких.
  • Сердечно-лёгочная реанимация (совмещение приёмов).

Учитель: Для того чтобы нам научиться оказывать ПМП при остановке сердца, давайте вспомним из курса биологии - строение сердца.

Выступление учащегося: __________________________

СЛАЙД № 4-7

(Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер.

 «Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца» По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту).  

Задание классу:  «Определите пульс на сонной артерии»

Работа в парах:  «Определите пульс на сонной артерии и запястье друг у друга».

Итак, мы вспомнили с вами основные моменты работы сердца. Но возникают ситуации, когда сердце прекращает свою деятельность.

Давайте вспомним ситуации, при которых происходит остановка сердца.

Ребята дома подготовили небольшие сообщения.

  1. Выступающий  по теме «Тяжелые дыхательные нарушения»______________
  2. Выступающий  по теме «Анафилактический шок» ______________________
  3. Выступающий  по теме «Передозировка» _____________________________

После прекращения работы сердца и лёгких клетки головного мозга живут около 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью.

СЛАЙД № 8

При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.

Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью. Если пострадавший  находится в состоянии КС более 3 минут, вероятность спасения-75 %,   до 5 минут- 25%. Свыше 10 минут – шансов спасти, почти нет.

Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.

Признаками клинической смерти являются:

  • отсутствие сознания;
  • отсутствие пульса на сонных артериях;
  • отсутствует реакция зрачка на свет;
  • отсутствие дыхания.

Вопрос классу:  «Что же нужно делать, когда человек находится в состоянии   клинической смерти?»

(При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации).

СЛАЙД  № 9  

Реанимация – (лат. Реа–возвращение, анимацио–движение) это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

Действия  при клинической смерти:

  1. Прекардиальный удар.   СЛАЙД №10

Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде. При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск  спровоцировать остановку сердца.

( Показываю на Гоше)

  1. Непрямой массаж сердца (НМС)  СЛАЙД №11 ( Показываю на Гоше)

Восстановление нормальных естественных сокращений сердца, т. е. его самостоятельной работы при массаже, происходит в результате механического раздражения сердечной мышцы.

  1. Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) СЛАЙД №12( Показываю на Гоше)

Применяется при серьезном нарушении самостоятельного дыхания человека, а также как средство, предохраняющее от нехватки кислорода, обусловленную применением общей анестезии или заболеваниями, связанными с нарушением спонтанного дыхания.

  1. «Сочетание ИВЛ и НМС»  СЛАЙД №13 ( Показываю на Гоше)

ВИДЕОРОЛИК «Правила проведения НМС и ИВЛ»

Учитель: С целью проверки усвоения материала предлагаю поработать в группах над проектами.

Задания:

  1. Создать алгоритм действий для определения состояния клинической смерти.
  2. Создать алгоритм действий при проведении прекардиального удара.
  3. Создать алгоритм действий при непрямом массаже сердца.
  4. Создать алгоритм действий при искусственной вентиляции легких.

ПРОВЕРКА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Реанимационные действия сопровождаются большими физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд ли продержится минут пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической культурой. Физически развитый человек обладает, как правило, и устойчивой к стрессовым ситуациям нервной системой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к  героическому поступку, когда речь идёт о  спасении жизни человека.   

Учитель: Давайте составим синквейн, где ключевым словом будет слово ЖИЗНЬ

Жизнь.
Короткая, длинная.
Веселиться, горевать, прожигать.
Дана всем, не ценят многие.
Сложно.

ОЦЕНКИ за урок.

Домашнее задание: п. 2.7. Вопросы и задания стр.107-108.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Первая медицинская помощь

при остановке сердца

Алексей  Черепанов  15.01.1989- 13.10.2008 Живым тебя  представить так легко… Что в сметь твою  поверить невозможно…

Алексей Черепанов 15.01.1989- 13.10.2008

Живым тебя

представить так легко…

Что в сметь твою

поверить невозможно…

1. Терминальные состояния человека 2. Правила проведения непрямого массажа сердца. 3. Правила проведения искусственной вентиляции легких. 4. Сердечно-легочная реанимация (совмещение приемов).
  • 1. Терминальные состояния человека
  • 2. Правила проведения непрямого массажа сердца.
  • 3. Правила проведения искусственной вентиляции легких.
  • 4. Сердечно-легочная реанимация (совмещение приемов).
Сердце - это полый мышечный орган, состоящий из четырех камер: двух предсердий и двух желудочков. Между этими камерами имеются клапаны, которые пропускают кровь только в одном направлении.

Сердце - это полый мышечный орган, состоящий из четырех камер: двух предсердий и двух желудочков. Между этими камерами имеются клапаны, которые пропускают кровь только в одном направлении.

Работа сердца

Работа сердца

  • Сокращение предсердий – 0,1 сек
  • Сокращение желудочков - 0,3 сек
  • Расслабление сердца – 0,4 сек
У здоровых людей максимальное кровяное давление – около 120 мм рт. ст., минимальное – 70-80 мм рт.ст.  Повышение кровяного давления – гипертония, понижение – гипотония.
  • У здоровых людей максимальное кровяное давление – около 120 мм рт. ст., минимальное – 70-80 мм рт.ст.
  • Повышение кровяного давления – гипертония, понижение – гипотония.
Пульс - это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца.  По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

Пульс - это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца.

По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

Клиническая смерть Признаки клинической смерти:  потеря сознания,  отсутствие дыхания,  отсутствие реакции зрачков на свет,  отсутствие пульса на сонной артерии. Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом, если нужно, останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины. При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).

Клиническая смерть

Признаки клинической смерти:

  • потеря сознания,
  • отсутствие дыхания,
  • отсутствие реакции зрачков на свет,
  • отсутствие пульса на сонной артерии.

Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом, если нужно, останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины.

При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).

Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма

Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма

Прекардиальный удар  Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде.  Цель удара как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что станет толчком к запуску остановившегося сердца.  Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.  При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца.  Прекардиальный удар наносят ребром сжатой в кулак ладони  в точку, расположенную на грудине на 2-3 см выше мечевидного отростка.

Прекардиальный удар

Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде.

Цель удара как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что станет толчком к запуску остановившегося сердца.

Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.

При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца.

Прекардиальный удар наносят ребром сжатой в кулак ладони в точку, расположенную на грудине на 2-3 см выше мечевидного отростка.

Непрямой массаж сердца Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду. Минимальное время проведения непрямого массажа сердца даже при отсутствии его эффективности не менее 15-20 минут.

Непрямой массаж сердца

Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду.

Минимальное время проведения непрямого массажа сердца даже при отсутствии его эффективности не менее 15-20 минут.

Искусственная вентиляция легких При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие. Способ «изо рта в рот» Способ «изо рта в нос»

Искусственная вентиляция легких

При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие.

Способ «изо рта в рот»

Способ «изо рта в нос»

Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких Вначале делают 4 вдоха, затем если оживляет ОДИН, то на каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие; если оживляют ДВОЕ, то один делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: чередуют 5 надавливаний на грудину и одно вдувание в легкие.

Сочетание проведения

непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких

Вначале делают 4 вдоха, затем

если оживляет ОДИН, то

на каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие;

если оживляют ДВОЕ, то один делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: чередуют 5 надавливаний на грудину и одно вдувание в легкие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Автор: Шабельник Татьяна Вячеславовна

Дата: 18.09.2016

Номер свидетельства: 344363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Первая медицинская помощь при остановке сердца "
    ["seo_title"] => string(56) "piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-ostanovkie-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "129760"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415765824"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока "Первая медицинская помощь при остановке сердца" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-ostanovkie-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "205130"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429802044"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "План-конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при асфиксии" "
    ["seo_title"] => string(75) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-asfiksii"
    ["file_id"] => string(6) "182089"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425463825"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Электротравмы и поражение молнией""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_na_temu_elektrotravmy_i_porazhenie_molniei"
    ["file_id"] => string(6) "540690"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582376250"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ: Терминальное состояние. Первая реанимационная помощь. "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-obzh-tierminal-noie-sostoianiie-piervaia-rieanimatsionnaia-pomoshch"
    ["file_id"] => string(6) "236530"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444106967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства