Конспект урока "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
Конспект урока "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
ТЕМА: «Первая медицинская помощь при остановке сердца»
Цели:Обучающая: Формирование первичных навыков определения признаков клинической смерти, изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.
Развивающая: Развитие навыков в оказании первой доврачебной помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях.
Воспитательные: Воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке.
Тип урока: комбинированный
Продолжительность: 80 мин.
Метод проведения урока: информационно-наглядный
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Преподаватель принимает доклад у дежурного о готовности группы к уроку, об отсутствующих:
- Добрый день! Сегодня наш урок будет проходить под девизом: «ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!». (Слайд)
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердцах» (Слайд)
- К сожалению, не только на войне гибнут люди. Гораздо больше человеческих судеб уносит наша мирная современная жизнь. Обратимся к статистике (Слайд)
ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:
Бытовой и производственный травматизм – 100 тыс. человек
В ДТП – 30 тыс. человек
Тонет – 15 тыс. человек
Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.
- Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?
Цели: Формирование первичных навыков в определении признаков
смерти;
Умение оказать пострадавшему первую медицинскую помощь при остановке сердца.
- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:
Работа со слайдамии тренажером «Гоша» в программе «Тренировка».
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем в группах, но задачу решает каждый индивидуально. Представьте себе на минуту ситуацию, описанную в вашей задаче. Все, как в жизни: рядом люди, но проблему нужно решать только вам!
( Приложение №1, №2)
Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста. В нем необходимо будет отметить (х) не только правильные ответы, но и расставить порядок очередности выполнения ваших действий. Исправления не допускаются. Время выполнения теоретической части 5 минут. Именно 5 минут – это время, за которое можно спасти человека при клинической смерти.
Вторая часть задания практическая. Мы пока его не выполняем.
Каждый студент получает задание. Студенты решают ситуационную задачу, проверяют у себя сами, сверяясь с правильными ответами на экране, выставляют себе оценки. (Слайд). Преподаватель просит поднять руки, кто ответил на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Подводится сумма набранных баллов каждой группы.
VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VIII. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Мы уже знаем, что пульс на сонной артерии - это самый главный признак жизни и его норма составляет 60-80 ударов в минуту. Поэтому, в качестве домашнего задания я предлагаю вам определить пульс за 1 мин на сонной артерии у своих близких. Результаты определения записать в тетрадь.
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Первая медицинская помощь при остановке сердца" »
ТЕМА: «Первая медицинская помощь при остановке сердца»
Цели:
Обучающая: Формирование первичных навыков определения признаков клинической смерти, изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.
Развивающая: Развитие навыков в оказании первой доврачебной помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях.
Воспитательные: Воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке.
Тип урока: комбинированный
Продолжительность: 80 мин.
Метод проведения урока: информационно-наглядный
Место проведения: СПК, кабинет №51
Технические средства и наглядные пособия:
Компьютер
Проектор
Экранное полотно
Робот-тренажер «Гоша»
Робот- тренажер «Максим»
Опорные конспекты, тестовые задания
Жгуты медицинские
Бинты перевязочные
Транспортные шины
Аптечки автомобильные
Песочные часы
Противогазы
Литература:
А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Основы безопасности жизнедеятельности»
В.Г. Бубнов «Основы медицинских знаний»
А.Т. Смирнов «Основы военной службы»
№ п/п
Этапы урока
Время
1
Организационный
Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности студентов к уроку
3 мин
2
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
10 мин
3
Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала
Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, умений (сообщение темы, целей)
7 мин
4
Формирование новых знаний
Обеспечение процесса восприятия, осознание, осмысление, первичного обобщения, систематизация нового для студентов материала
25 мин
5
Закрепление новых знаний
Проверка понимания сущности новых понятий
8 мин
6
Формирование умений и навыков
Выработка умений и навыков творческой работы, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях
22 мин
7
Подведение итогов урока
Анализ успешности достижения цели, оценивание работы студентов на уроке
3 мин
8
Информирование студентов о домашнем задании
Мотивирование домашнего задания, инструктаж по выполнению
2 мин
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Преподаватель принимает доклад у дежурного о готовности группы к уроку, об отсутствующих:
- Добрый день! Сегодня наш урок будет проходить под девизом: «ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!». (Слайд)
План работы: (Слайд)
Повторение тем по оказанию ПМП в опасных для жизни состояниях
Новая тема
Решение ситуационных задач по новой теме
Подведение итогов
Задание на дом
Студенты слушают эпиграф, записывают в тетрадь план урока.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Ребята, на прошлом уроке я просила Вас повторить предыдущие темы по оказанию первой медицинской помощи при наиболее опасных для жизни повреждениях и состояниях. Это очень важно знать не только на сегодняшнем занятии, но и в дальнейшей вашей жизни. Двум студентам я предлагаю подготовить свои ответы индивидуально .
Преподаватель вызывает двух студентов к доске, раздает задания.
Задание №1: Рассмотреть рисунок, указать, что он иллюстрирует, расшифровать значение обозначений 1-10.
Задание №2: Составить универсальную схему оказания первой помощи на месте происшествия.
Задает вопросы группе по слайдам:
Ваше первое действие, если пострадавший находится без сознания?
(приложить пальцы к сонной артерии)
Если нет сознания 3-4 мин, но есть пульс на сонной артерии у пострадавшего состояние _________________(обморок).
В чем заключается первая помощь при обмороке?
(обеспечить доступ свежего воздуха; ослабить стесняющую одежду; надавить на болевую точку)
Если нет сознания более 3-4 мин, но есть пульс на сонной артерии у пострадавшего состояние _________________(кома).
Почему в состоянии комы недопустимо лежать на спине?
(в положении лежа на спине, происходит западание языка; человек умирает от удушья – асфиксии и аспирации)
В чем заключается первая помощь при коме?
(перевернуть пострадавшего на живот и очистить ротовую полость, приложить холод к голове)
Назовите виды опасных наружных кровотечений? (артериальное и венозное кровотечение)
Назовите способы остановки артериального кровотечения? (пальцевое прижатие – самый быстрый способ; наложение жгута – самый надежный)
Назовите способ остановки венозного кровотечения? (наложение давящей повязки)
Какие вы знаете переломы костей конечностей?
(открытые и закрытые)
Что делать в случаях переломов костей конечностей?
(при закрытом переломе обезболить, наложить шину, при открытом переломе раньше наложить жгут, повязку)
Задание №2: Универсальная схема оказания первой доврачебной помощи на месте происшествия:
Если нет сознания и нет пульса на сонной артерии-
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии -
ПОВЕРНУТЬ НА ЖИВОТ И ОЧИСТИТЬ РОТОВУЮ ПОЛОСТЬ.
При артериальном кровотечении – НАЛОЖИТЬ ЖГУТ.
При наличии ран – НАЛОЖИТЬ ПОВЯЗКИ.
Если есть признаки переломов костей конечностей –
НАЛОЖИТЬ ТРАНСПОРТНЫЕ ШИНЫ.
Итак, мы вспомнил почти все, что нам сегодня понадобится. На прошлом уроке мы рассматривали универсальную схему оказания первой доврачебной
помощи на месте происшествия. Мы выполняли практические задания, и во всех этих заданиях человек находился или в сознании, или без сознания, но был жив, о чем свидетельствовал пульс на сонной артерии. Не рассмотрели только первый пункт – самый сложный. Что делать, если у человека нет ни сознания, ни пульса на сонной артерии?
- И теперь ребята – мы готовы перейти к новой теме!
III. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
- Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать не только тему, но цель нашего занятия. Для формулировки темы обратимся к видеосюжету. (Видеосюжет)
Студенты смотрят видеоматериал (1,5 мин).
- Какие ассоциации у вас возникают с войной?
Совместная работа преподавателя со студентами определяется темой занятия, студенты записывают тему в тетрадь.
Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердцах» (Слайд)
- К сожалению, не только на войне гибнут люди. Гораздо больше человеческих судеб уносит наша мирная современная жизнь. Обратимся к статистике (Слайд)
ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:
Бытовой и производственный травматизм – 100 тыс. человек
В ДТП – 30 тыс. человек
Тонет – 15 тыс. человек
Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.
- Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?
Цели:
Формирование первичных навыков в определении признаков
смерти;
Умение оказать пострадавшему первую медицинскую помощь при остановке сердца.
- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:
- Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца, необходимо знать признаки его остановки, признаки клинической и биологической смерти.
Лекция преподавателя (Приложение №1).
Преподаватель демонстрирует правила оказания экстренной реанимационной помощи на роботах-тренажерах «Гоша» и «Максим», акцентируя внимание, что нельзя проводить реанимационные меры на живых людях.
В ходе лекции и демонстрации идет активное общение преподавателя со студентами.
Работа со слайдамии тренажером «Гоша» в программе «Тренировка».
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем в группах, но задачу решает каждый индивидуально. Представьте себе на минуту ситуацию, описанную в вашей задаче. Все, как в жизни: рядом люди, но проблему нужно решать только вам!
( Приложение №1, №2)
Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста. В нем необходимо будет отметить (х) не только правильные ответы, но и расставить порядок очередности выполнения ваших действий. Исправления не допускаются. Время выполнения теоретической части 5 минут. Именно 5 минут – это время, за которое можно спасти человека при клинической смерти.
Вторая часть задания практическая. Мы пока его не выполняем.
Каждый студент получает задание. Студенты решают ситуационную задачу, проверяют у себя сами, сверяясь с правильными ответами на экране, выставляют себе оценки. (Слайд). Преподаватель просит поднять руки, кто ответил на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Подводится сумма набранных баллов каждой группы.
VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике. Мы будем реанимировать «Гошу», но в программе «Экзамен». В этой программе решающий фактор не только время, но и правильность выполнения реанимации. Если ваши действия увенчаются успехом до 5 минут, «Гоша» «оживет», и вы увидите на экране слова благодарности вместе со временем выполнения «оживления». Это значит, что вы выполнили практическую часть задачи на «отлично». Если «Гоша» умирает - экзамен не сдан.
Студенты из каждой группы выполняют практическую часть ситуационной задачи. Объявляется лучшая группа, набравшая максимальное количество баллов по теоретической части задания и «оживившая» «Гошу» на «отлично» (до 5 мин). При равном количестве баллов за теорию, побеждает группа, выполнившая реанимацию за наименьшее время.
- А сейчас представим себе нестандартную, экстремальную ситуацию.
Внимание!
В ходе боевых действий противник применил СДЯВ (сильно действующие ядовитые вещества). В зоне заражения много раненых. Медсестра без сознания, дыхание у нее шумное, с характерным сипом на вдохе, лежит на спине (показывает на куклу). Некоторые солдаты (преподаватель показывает на«Гошу» и «Максима») без явных признаков жизни.
На помощь нашим бойцам выслана группа спасателей (кодовое название «ГРУППА № 017»), прошедшая подготовку в учебном заведении под кодовым название «СПК».
По команде: «Внимание! «ГАЗЫ! » студенты - «спасатели» выполняют поставленную задачу по группам. Первая группа оказывает первую доврачебную помощь пострадавшим без явных признаков жизни «Гоше» и «Максиму». Вторая группа в противогазах приходит на помощь «медсестре» без сознания с шумным дыханием (признаки комы - куклу надо перевернуть на живот). Остальные группы «спасателей» в противогазах оказывают первую медицинскую помощь «раненым» с различными травмами и повреждениями (открытый перелом правого предплечья, обожженная левая кисть, ранение головы, артериальное кровотечение бедра и т.д.).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Ответьте, пожалуйста, что нового мы сегодня узнали? Чему мы научились?
Студенты отвечают.
Да, мы знаем теперь признаки клинической смерти, умеем оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.
ТРИ ЗАПОВЕДИ:
КАК НЕ УПУСТИТЬ ШАНС НА СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО В СОСТОЯИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ
Жизнь человека в состоянии клинической смерти находится в руках того, кто первым его увидит
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
В порыве помочь не надо бояться косых взглядов
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Для спасения жизни наибольшее значение имеет своевременность оказания помощи, а не степень технического оснащения
(Слайд)
- Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.
Итак, возвращаемся к нашему вопросу:
ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?
- Ребята, поднимите руки, какой же знак нужно поставить в конце этого предложения?
Преподаватель объявляет оценки учащимся.
VIII. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Мы уже знаем, что пульс на сонной артерии - это самый главный признак жизни и его норма составляет 60-80 ударов в минуту. Поэтому, в качестве домашнего задания я предлагаю вам определить пульс за 1 мин на сонной артерии у своих близких. Результаты определения записать в тетрадь.