kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Лесные пожары"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока основ безопасности жизнедеятельности. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Вид урока: урок изучения нового материала с применением современных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Лесные пожары"»

КОНСПЕКТ УРОКА

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тема: Лесные и торфяные пожары и их характеристика

Класс: 7.

Вид урока: урок изучения нового материала с применением современных

технологий.

Технология: информационная.

Время проведения: 40 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

       

Цели урока:

Деятельностные: осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ.

 Образовательные  -  ознакомление учащихся с видами и классификацией природных пожаров и их разрушительным действием.

Воспитательныеумение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём.

Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:

- Учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров.

- Осознать опасность и последствия лесных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии страны.

Ход урока:

I. Организационный момент.


II. Актуализация опорных знаний. ( Рубрика «Мы это уже знаем»)

Слайды 2-3 

Выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой:

1) Назвать по определению опасные природные явления.

2) Причины возникновения пожара в быту.


III. Постановка учебных задач.

Попробуйте ответить на вопросы:

- Что такое лесной пожар?

- Что, в основном, может гореть в лесу?

- Что такое торф? Что вам о нем известно?

Из уроков ОБЖ в 5-6 классах мы помним о пожарах и причинах их возникновения . В 7 классе мы продолжим тему пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах - как опасном стихийном  природном явлении.


Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди - причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках.


IV. Сообщение темы урока «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров».


V.Открытие нового.

1. Учитель. Что такое лесной пожар?

- Обратимся к словарям Даля и Ожегова (работа со словарями).


Слайд 4

В толковом словаре Даля так трактуется слово пожар. «Пожар – охват и истребление огнём строения, или вообще чего-либо горючего, но в таких размерах, что огонь берёт верх над усилиями человека».

В словаре Ожегова «Пожар – пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь».


Слайд 5

В Федеральном законе «О пожарной безопасности», принятом 18 ноября 1994 года Государственной думой дано следующее определение пожара:«Пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».


2.Слайд 6

Учитель. По типу пожары бывают: 

1)    Индустриальные. (Знакомство состоится в 8 классе)

2)    Бытовые. (Эту тему изучали в 5-6 классах.)

3)    Природные. ( Тема нашего урока).


3.Слайд 7.

Учитель. Что же такое лесной пожар? И как называется наука, их изучающая? (Работа учащихся с учебником п.5.1., 119 стр.)

 

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Пирология – наука, изучающая лесные пожары.


Учитель. Давайте сравним температуру воспламенения разных материалов. (Слайд 8)

Учитель. Скажите, какой можно сделать вывод.

Вывод (делают учащиеся) Температура воспламенения сухого дерева выше бензина и нефти.

Учитель. Поэтому пожары, возникающие в лесу,  распространяются с большой скоростью и тушить их очень трудно.


4.Классификация пожаров и их краткая характеристика.

Учитель. (Объяснение материала с опорой на презентацию)


 Природные пожары подразделяются на лесные, торфяные, степные, андшафтные (травяные палы). (Слайд 8)


 5.Наиболее подробно мы остановимся на лесных и торфяных пожарах.

  В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. (Слайд 9)


Верховой пожар (Слайд 10) распространяется по кронам деревьев. сгорает хвоя, листья, мелкие и крупные ветки деревьев. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки, заросли кедрового стланика, хвойные насаждения на крутых склонах.


Низовые пожары (Слайд11) - это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, травы, кустарников, подстилки, горят мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев. Высота пламени до 2 - 2,5 м. Температура горения 7000°С, а иногда и больше. Скорость горения зависит от ветра, влажности и количества горючих материалов - чаще 1 км/ч, реже 3-5 км/ч.


Почвенный пожар (торфяной) (Слайд 12)  развивается в результате проникновения огня в нижние слои почвы, в том числе в торфяной слой. При таком пожаре сгорают корни растений, и деревья падают вершинами к центру пожара. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину.


В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.


 По интенсивности возгорания  лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные (Слайд 13).   Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра.


   Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более развитие.


 Учитель.Наиболее высокая горимость лесов зарегистрирована на территории 8 субъектов Российской Федерации, на которые пришлось 92% пройденной в России огнем площади Хабаровский край (481 тыс. га), Амурская область (315 тыс. га), Еврейская автономная область (99 тыс. га), Республика Бурятия (242 тыс. га), Республика Саха (Якутия) (237 тыс. га), Забайкальский край (159 тыс. га), Приморский край (93 тыс. га), (Магаданская область (543 тыс. га).    (Слайд 14) 

Учитель.Почему именно на эти территории приходится максимальное количество пожаров?

Ответ: Эти территории имеют большие запасы лесных ресурсов и поэтому, гораздо чаще там возникают пожары.


VI. Первичное закрепление .

Предлагаю разгадать кроссворд.


VII.Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Ваше отношение к данной теме урока.

Ученики: Количество пожаров и площадь выгораемых лесов и торфяников с каждым годом увеличивается.

Пожары приносят большой вред и самой природе, и человеку. Главная причина лесных пожаров - нарушение населением мер пожарной безопасности А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами.


VIII.Итог урока. Оценивание работы каждого ученика.

V. Домашнее задание: § 5.1.Практикум на стр.124.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Лесные пожары"

Автор: Огурцова Вера Юрьевна

Дата: 12.04.2018

Номер свидетельства: 465970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока "Лесные пожары""
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekturokaliesnyiepozhary"
    ["file_id"] => string(6) "309062"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458733636"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока (ФГОС ООО) по теме "Лесные и торфяные пожары и их классификация" "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-konspiekt-uroka-fgos-ooo-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "221715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435564349"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока по окружающему миру. Тема "Пожар" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-tiema-pozhar"
    ["file_id"] => string(6) "123395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414490219"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по окружающему миру "Лесные опасности" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "153312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420992791"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока на тему К.Паустовский "Заячьи лапы" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-k-paustovskii-zaiach-i-lapy"
    ["file_id"] => string(6) "111752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407862739"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства