- Какое чувство и настроение должен вызвать внешний вид накрытого к обеду стола? Приятно ли обедать за чистым, аккуратным, хорошо сервированным столом или, главное, чтобы еда была вкусной, а все остальное неважно?
II. Отгадывание кроссворда
1) Что говорят, когда выходишь из-за стола? (Спасибо.)
2) Что находится между ртом и желудком? (Пищевод.)
3) Что переваривается в желудке? (Пища.)
4) Что находится после пищевода? (Желудок.)
5) Куда первоначально попадает пища? (Рот.)
6) Где происходит впитывание питательных веществ? (Кишки.)
7) Как называется то, чем мы застилаем стол? (Скатерть.)
Какое слово получилось по вертикали? (Аппетит.)
Вывод: убранство стола и вид приготовленных блюд может вызывать аппетит и положительные эмоции.
III. Пиши и говори правильно: аппетит
IV. Сервировка стола
Как правильно накрыть стол?
— Скатерть должна опускаться с каждой стороны стола на 20-30 см.
— Приборы ставят по числу обедающих.
— Вначале ставится самая широкая из всех, подставная тарелка, которая защищает стол от горячего. Это тарелка убирается только перед
подачей чая.
— На нее ставится тарелка, из которой едят, на этой тарелке размещают салфетку из ткани. Во время еды эту салфетку, сложенную вдвое, кладут на колени, она защищает одежду.
— Левее подставной тарелки и вилок ставиться мелкая тарелка для хлеба, если ее не поставили, хлеб можно положить на бумажную
салфетку.
— Слева от подставной тарелки — вилки, по числу блюд, зубцами
вверх.
— Справа от подставной тарелки - ножи, по числу блюд, лезвием к тарелке, и ложка — выпуклой стороной вниз.
— Перед ножами и ложкой ближе к центру стола — слева большие бокалы для воды, справа — маленькие для крепких напитков.
— При наличии десерта, перед подставной тарелкой ближе к центру стола располагается прибор для десерта: вилка зубцами вверх, ложка выпуклостью вниз, ручкой вправо, нож лезвием к подставной тарелке, ручкой вправо.
— Справа от бокалов — маленький бокальчик с бумажными салфетками, можно положить салфетки рядом со столовым прибором.
— Нож принято держать в правой руке, а вилку в левой.
- Чашку с блюдцем ставят напротив сидящего на расстоянии 4-5 см от края стола, ручка чашки смотрит вправо, чайная ложка лежит под ручкой чашки на блюдце, выпуклостью вниз, ручкой к сидящему.
- Нож для масла кладут слева от чашки с блюдцем или на десертную тарелку для торта (пирожного, печенья), стоящую правее чашки с блюдцем, розетка для варенья левее тарелки для торта.
- Стаканы в подстаканниках ставят на десертную тарелку.
IV. Творческая часть:
Нарисуйте сервировку стола согласно меню (работа по вариантам):
Завтрак
Каша рисовая
Батон с маслом с сыром
Чай с лимоном
Яблоко
Обед
Салат овощной
Суп – лапша домашняя
Кура отварная с овощами
Сок фруктовый
Хлеб
Полдник
Апельсин
Ряженка
Булочка «Нежная»
Ужин
Макароны, запеченные с сыром
Огурец свежий
Батон с маслом
Напиток кофейный с молоком
V. Это интересно!
Каждый народ имеет свои обычаи и культуру питания. Сервировка стола тоже бывает разной. Российский столовый этикет близок к европейскому. В России впервые стали пользоваться вилками, индивидуальными тарелками и салфетками при царе Петре I. Трех- и четырехзубцовые вилки появились в XVIII веке, салфетки — две тысячи лет тому назад.
VI. Итог
Еда на чистом, красиво сервированном столе вызывает у нас аппетит и хорошее настроение. Это полезно для нашего здоровья.
Занятие 2. Правила поведения за столом
I. Анализ ситуации
Чай, кисель и простокваши
Пьют из чашек дети наши.
Есть на чашке ручка –
Целых полсердечка.
За неё берутся,
Чтобы не обжечься.
У Танюши новый план:
Наливает чай в стакан,
Чуть его приподняла
Сразу руку обожгла,
Разве может быть иначе,
Если чай такой горячий?
- Хочешь пить ты из стакана,-
Говорит сердито мама,
- Подстаканник надо брать,
И тогда ожога пальцев
Можно будет избежать!
— Что случилось у Танюши? Почему это произошло?
— Что такое подстаканник, зачем он нужен?
II. Беседа по теме
Если вы идете в гости или пригласили гостей к себе, то в первую очередь, садясь за стол, должны подумать об удобстве для своих соседей. Чтобы не мешать другим и не портить никому настроение, существуют правила поведения за столом, которые надо знать и уметь выполнять. Давайте их вместе назовем их:
1) За столом сидят прямо, немного наклоняясь во время еды.
2) Салфетку из ткани, сложенную пополам, кладут на колени.
3) Тарелку с остатками супа осторожно немного наклоняют от себя.
4) Закончив есть, ложку кладут на тарелку выпуклостью вверх.
5) Хлеб берут левой рукой.
6) Не принято дуть на горячую еду, чавкать, облизывать пальцы, размахивать вилкой, ложкой или ножом.
7) Нож держат в правой руке, а вилку в левой. Ножом отрезают от целого небольшие кусочки, а вилкой отправляют их в рот.
8) То, что можно есть без ножа, едят одной вилкой, находящейся в правой руке.
9) Большие бутерброды берут руками, маленькие - небольшой шпажкой вколотой в него.
10) Салат из общего блюда берут ложкой, вставленной в него, общую салатницу подносят к своей тарелке, не надо тянуться к блюду, лучше попросите передать его вам.
11) Яйцо, сваренное вкрутую, очищают от скорлупы, разрезают вдоль и едят вилкой. Яйцо всмятку подается в специальной рюмке.
12) Все знают, что рыбу и птицу едят руками, в то же время, для того чтобы не испачкать руки, можно рыбу и птицу есть с помощью ножа и вилки или с помощью хлеба и вилки. Кости укладывают на специальную тарелочку для костей или на дно, а не на край своей тарелки. Если в рот попала косточка, нужно аккуратно вилкой или ложкой положить ее на дно своей тарелки.
13) Персональной чайной ложечкой размешивают сахар и толкут лимон и вынимают ее и лимон на блюдце.
14) Общей ложкой накладывают сахар, варенье, торт и возвращают ее на прежнее место.
15) Печенье, пирожное конфеты берут с тарелки или вазочки рукой.
16) Некрасиво класть руки и локти на стол, разговаривать с полным ртом, пить, когда во рту пища, класть в тарелку более двух видов пищи, проливать напитки или суп на скатерть, скатывать из хлеба шарики. Допустив ошибку, надо ее исправить, не привлекая к себе общего внимания.
III. Анализ ситуации
В гости мы пришли к соседу
Точно к самому обеду.
Я уселся, где хотел,
И с тарелки персик съел.
На стол руки положил,
Локтем двинул – суп разлил.
Ой, пятнище на ковре,
Надо что-то сделать мне.
Я вскочил и стол задел,
Вниз салатник полетел.
Я в салат ногой попал,
Поскользнулся и упал.
Встать пытаюсь и рукою,
Зацепился за обои.
Получилось без меня
Рисует что-то пятерня.
Друг мой извиняется
И уйти пытается.
Вслед ему я говорю:
- Что ты в самом деле,
Мы ж ещё не ели.
- Какие ошибки совершил гость?
- Как надо поступить, если это произошло случайно?
- Можно ли так поступать осознанно в гостях или дома?
- Какие последствия может иметь такое поведение?
IV. Игра «Закончи предложение»
Я люблю ходить в гости потому, что...
Сидя за столом, я не буду...
Выходя из-за стола, я скажу...
V. Творческая часть: рисунок «я в гостях», «кукольное чаепитие»