kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОБЖ "Наводнение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОБЖ «Наводнение».

Учитель – Аксиева Саният  Мухамедовна,

г. Новый Уренгой,  МБОУ СОШ № 12

Цель урока. Познакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    происхождения — наводнением,  с видами наводнений и причинами их возникновения. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. Познакомить учащихся с основными реко­мендациями специалистов МЧС России по безопасному пове­дению, разработанными для населения, проживающего в опас­ных зонах.

Изучаемые вопросы

Наводнение.

Характеристика наводнений по причинам их возникновения.

Характеристика наводнений по их масштабам и нанесенному материальному ущербу.

Опасность, которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека.

Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения.

Оперативные мероприятия по проведению спасательных  и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Правила подготовки к наводнению.

Правила поведения во время наводнения.

Правила поведения после наводнения.

Изложение учебного материала

Дать определение наводнения. Показать отличие наводнения от разлива реки, озера или водохранилища.

Наводнения могут быть вызваны различными причина­ми, связанными с особенностями речного стока воды и его изменениями в различное время года. Рассмотреть такие поня­тия, как «половодье», «паводок», «затор», «зажор».

3. Все наводнения в зависимости от их масштаба и наноси­мого материального ущерба подразделяются на низкие, высо­кие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5—10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материаль­ный ущерб и почти не нарушают жизни населения.

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значитель­ным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частич­ной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20—25 лет.

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает не­обходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50—100 лет.

Катастрофические наводнения вызывают затопление об­ширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедея­тельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются пример­но один раз в 100—200 лет.

В заключение урока подчеркнуть, что, по дан­ным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занима­ют первое место в России среди известных стихийных бедст­вий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 горо­дам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повто­ряемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5—10 лет до одного раза в 15—20 лет. Но есть города, где на­воднения наблюдаются один раз в 2—3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотно­сти проживания населения на затопляемой местности.

В России ежегодно затапливаются обширные территории, площадь которых составляет около 15 млн га. Численности населения, проживающего на этих территориях, около 4,5 млн человек. Затапливаются жилища, промышленные и сельскохозяйственные объекты, разрушаются здания и сооружения.

4.Защита населения от последствий наводнений включает в себя, прежде всего, комплекс профилактических мероприятий: прогнозирование, выявление зон катастрофических затоплений, защиту от затоплений, в том числе и с помощью инженерных сооружений. Примером может служить дамба, соединяющая остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, с берегами Финского залива. Дамба предназначена для защиты города Санкт-Петербурга от нагонных наводнений.

Наряду с долговременными способами защиты населения от последствий наводнений проводятся и сезонные противопаводковые мероприятия.

Ежегодно в конце февраля вопрос организации защиты населения от весеннего половодья рассматривается в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне.

5.Система профилактических мер не всегда гарантирует полное исключение чрезвычайной ситуации. В этом случае вступает в действие система проведения спасательных мер в районе чрезвычайной ситуации. Целесообразно разобрать конкретный пример ликвидации последствий наводнения, имев­ший место в г. Ленске весной 2001 г. 17 мая в 24.00 Ленк полностью был залит водой, все здания были затоплены в среднем до уровня первого этажа. К утру 18 мая уровень воды в реке Лене поднялся до высоты 20 м 12 см. Саперы и авиаторы постоянно проводили подрыв ледо­вого затора, но только 18 мая им удалось пробить многокило­метровую ледовую пробку — вода начала убывать. Была прове­дена срочная эвакуация жителей, практически все женщины и дети были вывезены из своих домов в безопасные места.

В заключение урока обобщить, что для защи­ты населения от последствий наводнений в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусмотрены и осуществ­ляются профилактические и оперативные меры (прогноз воз­никновения наводнения и его последствий для населения, оповещение населения об угрозе наводнения, эвакуация на­селения, инженерная защита, проведение спасательных и других неотложных работ в районе наводнения и ряд других мероприятий).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что каждый человек должен и сам заботиться о своей безопасности при угрозе воз­никновения и во время наводнения. Для этого необходимо хо­рошо знать рекомендации специалистов МЧС России по пра­вилам поведения при наводнении.

7.    Как подготовиться к наводнению

Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак необходимые теплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

8.    Как действовать во время наводнения

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации сразу выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи, двухдневный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте окна и двери первых этажей.

Если эвакуация не была организована, ждите прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем вывешивание полотнища или размахивание хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в темное время световой сигнал и голос. При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности переходите в их лодку, выполняя требования спасателей и не допуская перегрузки лодки. Во вре­мя движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.

Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безвыходных ситуациях — когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода поднимается и нет никакой надежды на спасателей. Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

9.   Как действовать после наводнения

Будьте осмотрительны перед тем, как войти в здание: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета. Проветрите помещение (для удаления накопившихся газов). Дождитесь проверки исправности электропроводки, трубопро­водов газоснабжения, водопровода и канализации. Для просу­шивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте в пишу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуй­тесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

В заключение урока необходимо напомнить, что наводне­ние отличается от других видов стихийных бедствий тем, что его можно предвидеть. Это дает возможность заранее опреде­лить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению последствий наводнения.

Следует учесть, что на территории России серьезные навод­нения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку по величине материального ущерба. Поэтому жители зон, где наводнения регулярно повто­ряются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь дей­ствовать при угрозе и во время наводнения.

Контрольные вопросы

Что такое наводнение?

Как подразделяются наводнения по причинам, их вы­звавшим?

Как подразделяются наводнения по мощности и нанесенному материальному ущербу?

Какое место занимают наводнения по опасности для человека среди стихийных бедствий?

Какие мероприятия по защите населения от последствий наводнений проводятся заблаговременно?

Какие мероприятия по защите населения проводятся во время наводнений?

С какой целью и какими средствами осуществляется прогноз возникновения наводнений?

Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к навод­нению?

Как действовать по сигналу оповещения об угрозе на­воднения?

В каких случаях рекомендуется выбираться из затоплен­ного района самостоятельно?

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы войти в дом после наводнения?

Домашнее задание

Изучите § 4.1-4.3  учебника.

Подберите примеры наводнений, которые имели место на территории России, укажите их последствия.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ "Наводнение" »

Конспект урока по ОБЖ

Учитель – Аксиева Саният Мухамедовна, г. Новый Уренгой, МБОУ СОШ № 12

Наводнение


Цель урока. Познакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    происхождения — наводнением,  с видами наводнений и причинами их возникновения. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. Познакомить учащихся с основными реко­мендациями специалистов МЧС России по безопасному пове­дению, разработанными для населения, проживающего в опас­ных зонах.

Изучаемые вопросы

Наводнение.

Характеристика наводнений по причинам их возникновения.

Характеристика наводнений по их масштабам и нанесенному материальному ущербу.

Опасность, которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека.

Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения.

Оперативные мероприятия по проведению спасательных  и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Правила подготовки к наводнению.

Правила поведения во время наводнения.

Правила поведения после наводнения.

Изложение учебного материала

Дать определение наводнения. Показать отличие наводнения от разлива реки, озера или водохранилища.

Наводнения могут быть вызваны различными причина­ми, связанными с особенностями речного стока воды и его изменениями в различное время года. Рассмотреть такие поня­тия, как «половодье», «паводок», «затор», «зажор».

3. Все наводнения в зависимости от их масштаба и наноси­мого материального ущерба подразделяются на низкие, высо­кие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5—10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материаль­ный ущерб и почти не нарушают жизни населения.

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значитель­ным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частич­ной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20—25 лет.

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает не­обходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50—100 лет.

Катастрофические наводнения вызывают затопление об­ширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедея­тельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются пример­но один раз в 100—200 лет.

В заключение урока подчеркнуть, что, по дан­ным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занима­ют первое место в России среди известных стихийных бедст­вий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 горо­дам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повто­ряемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5—10 лет до одного раза в 15—20 лет. Но есть города, где на­воднения наблюдаются один раз в 2—3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотно­сти проживания населения на затопляемой местности.

В России ежегодно затапливаются обширные территории, площадь которых составляет около 15 млн га. Численности населения, проживающего на этих территориях, около 4,5 млн человек. Затапливаются жилища, промышленные и сельскохозяйственные объекты, разрушаются здания и сооружения.

4.Защита населения от последствий наводнений включает в себя, прежде всего, комплекс профилактических мероприятий: прогнозирование, выявление зон катастрофических затоплений, защиту от затоплений, в том числе и с помощью инженерных сооружений. Примером может служить дамба, соединяющая остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, с берегами Финского залива. Дамба предназначена для защиты города Санкт-Петербурга от нагонных наводнений.

Наряду с долговременными способами защиты населения от последствий наводнений проводятся и сезонные противопаводковые мероприятия.

Ежегодно в конце февраля вопрос организации защиты населения от весеннего половодья рассматривается в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне.

5.Система профилактических мер не всегда гарантирует полное исключение чрезвычайной ситуации. В этом случае вступает в действие система проведения спасательных мер в районе чрезвычайной ситуации. Целесообразно разобрать конкретный пример ликвидации последствий наводнения, имев­ший место в г. Ленске весной 2001 г. 17 мая в 24.00 Ленк полностью был залит водой, все здания были затоплены в среднем до уровня первого этажа. К утру 18 мая уровень воды в реке Лене поднялся до высоты 20 м 12 см. Саперы и авиаторы постоянно проводили подрыв ледо­вого затора, но только 18 мая им удалось пробить многокило­метровую ледовую пробку — вода начала убывать. Была прове­дена срочная эвакуация жителей, практически все женщины и дети были вывезены из своих домов в безопасные места.

В заключение урока обобщить, что для защи­ты населения от последствий наводнений в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусмотрены и осуществ­ляются профилактические и оперативные меры (прогноз воз­никновения наводнения и его последствий для населения, оповещение населения об угрозе наводнения, эвакуация на­селения, инженерная защита, проведение спасательных и других неотложных работ в районе наводнения и ряд других мероприятий).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что каждый человек должен и сам заботиться о своей безопасности при угрозе воз­никновения и во время наводнения. Для этого необходимо хо­рошо знать рекомендации специалистов МЧС России по пра­вилам поведения при наводнении.

7.    Как подготовиться к наводнению

Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак необходимые теплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

8.    Как действовать во время наводнения

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации сразу выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи, двухдневный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте окна и двери первых этажей.

Если эвакуация не была организована, ждите прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем вывешивание полотнища или размахивание хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в темное время световой сигнал и голос. При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности переходите в их лодку, выполняя требования спасателей и не допуская перегрузки лодки. Во вре­мя движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.

Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безвыходных ситуациях — когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода поднимается и нет никакой надежды на спасателей. Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

9.   Как действовать после наводнения

Будьте осмотрительны перед тем, как войти в здание: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета. Проветрите помещение (для удаления накопившихся газов). Дождитесь проверки исправности электропроводки, трубопро­водов газоснабжения, водопровода и канализации. Для просу­шивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте в пишу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуй­тесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

В заключение урока необходимо напомнить, что наводне­ние отличается от других видов стихийных бедствий тем, что его можно предвидеть. Это дает возможность заранее опреде­лить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению последствий наводнения.

Следует учесть, что на территории России серьезные навод­нения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку по величине материального ущерба. Поэтому жители зон, где наводнения регулярно повто­ряются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь дей­ствовать при угрозе и во время наводнения.

Контрольные вопросы

Что такое наводнение?

Как подразделяются наводнения по причинам, их вы­звавшим?

Как подразделяются наводнения по мощности и нанесенному материальному ущербу?

Какое место занимают наводнения по опасности для человека среди стихийных бедствий?

Какие мероприятия по защите населения от последствий наводнений проводятся заблаговременно?

Какие мероприятия по защите населения проводятся во время наводнений?

С какой целью и какими средствами осуществляется прогноз возникновения наводнений?

Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к навод­нению?

Как действовать по сигналу оповещения об угрозе на­воднения?

В каких случаях рекомендуется выбираться из затоплен­ного района самостоятельно?

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы войти в дом после наводнения?

Домашнее задание

Изучите § 4.1-4.3  учебника.

Подберите примеры наводнений, которые имели место на территории России, укажите их последствия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по ОБЖ "Наводнение"

Автор: Аксиева Саният Мухамедовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План - конспект урока по ОБЖ для 11 класса "Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-11-klassa-zashchita-chielovieka-v-opasnykh-i-chriezvychainykh-situatsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138819"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612254"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "107450"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403257924"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Коенспект урока по ОБЖ "Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(119) "koienspiekt-uroka-po-obzh-orghanizatsiia-opovieshchieniia-o-chriezvychainykh-situatsiiakh-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "212717"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431889876"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456157778"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОБЖ. Ролевая игра "Знай, умей, действуй" "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-obzh-rolievaia-ighra-znai-umiei-dieistvui"
    ["file_id"] => string(6) "151486"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420714151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства