Урок носит как информационную, так и практическую направленность.В 1-ой части учащиеся знакомятся с историей возникновения и распространенияСПИДа, с данными статистики по россии и в мире в целом. Врач знакомит с симптомами заболевания, способами заражения, первыми методами лечения, современными системными подходами.2-я часть урока-рактическое занятие по группам с материалами печатного издания "Полезная практика"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ "Это должен знать каждый". »
Тема урока. (Слайд №1, №2)Это должен знать каждый.
Цели. (Слайд №3)
Получение объективной, научно – обоснованной информации о ВИЧ/СПИДЕ.
Формирование поведенческих установок через информирование о ВИЧ/СПИДЕ, и выполнение практических заданий.
Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, а также толерантности к людям инфицированным ВИЧ.
Форма работы.
Работа в группах.
Методы:
1.Использование ИКТ
2.Иллюстративный
3.Проблемный
4.Исследовательский
План урока. (слайд №4)
Информация о ВИЧ/СПИДЕ учителя биологии, врача.
Полезная практика (выполнение заданий практической направленности в группах).
Выводы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята! СПИД – это заболевание, которое стремительно распространяется по планете Земля. Эта проблема коснулась как промышленно-развитые, так и развивающиеся страны. Это первая всеземная эпидемия, которая не управляема медициной, так как эффективных методов лечения СПИДа пока еще не найдено. Поэтому открытое и честное обсуждение с вами – подростками, будет способствовать повышению вашей ответственности за собственное здоровье, а также здоровье и благополучие окружающих.
Хроника эпидемии ВИЧ/СПИДа (Слайд №5)
1981 год - первые случаи необычной иммунной недостаточности отмечены среди мужчин-геев в США.
1982 год - впервые дано определение синдрома приобретенного иммунодефицита (AIDS/СПИД). Определены три пути передачи инфекции: переливание крови, передача от матери к ребенку и половой акт.
1983 год - установлено, что причиной СПИДа является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Этот ретровирус был одновременно открыт двумя учеными: Люком Монтанье в Париже и Робертом Галло в США.
1985 год - к 1985 году во всех регионах мира отмечено, по крайней мере, по одному случаю ВИЧ/СПИДа. В США начинают проводить исследование донорской крови на ВИЧ.
1987 год - в России регистрируются единичные случаи ВИЧ-инфекции. В США дано разрешение на использование первого метода лечения СПИДа препаратом азидотимидином (АЗТ).
1988 год – в Лондоне проходит совещание министров здравоохранения многих стран мира, на повестке дня проблема эпидемии ВИЧ/СПИДа. В мире, по расчетным данным, инфицировано ВИЧ/СПИДом около 3 миллионов человек.
1988-1989 годы – в ряде городов России отмечены внутрибольничные вспышки ВИЧ-инфекции.
1994 год – ученые разработали первую схему лечения для снижения риска передачи ВИЧ от матери к ребенку.
1995 год - в Восточной Европе отмечена вспышка ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих наркотики инъекционным путем.
1996 год - создана Объединенная Программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС/UNAIDS). На конгрессе по СПИДу в Ванкувере представлены данные, подтверждающие эффективность высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ).
1998 год - на конгрессе в Женеве опубликованы данные об отрицательных побочных эффектах применения ВААРТ. Внедряются первые курсы лечения в целях профилактики передачи от матери к ребенку.
1999 год - в Таиланде начались первые испытания эффективности потенциальной вакцины против ВИЧ в развивающихся странах.
2001 год - на Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН принята Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. По расчетным данным, в мире насчитывается уже около 40 миллионов людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
2002 год - в 2000-2002 гг. количество ВИЧ-инфицированных в России достигло 250 тысяч человек.
2003 год - Россия и Украина включены в кампанию Всемирной организации здравоохранения, направленную на предоставление АРВ-лечения 3 миллионам ВИЧ-позитивных людей в развивающихся странах к 2005 году (инициатива «3 к 5»).
2004 год - В Таиланде состоялся XV конгресс по СПИДу, в котором приняли участие 15 тысяч делегатов из 160 стран мира.
Ребята! Я хочу, чтобы вы сумели четко провести грань между двумя словами: СПИД и ВИЧ.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита, передающийся через кровь, неизлечимая болезнь, поражающая иммунную систему человека.
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывает заболевание СПИДом.
Заражение ВИЧ не обязательно приводит к СПИДу, то есть к развитию болезни.
СПИД означает Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
Синдром - потому что у больных возникает не один, а множество различных симптомов, которые развиваются из-за поражения иммунной системы организма.
Приобретенный - потому что это состояние не врожденное, а возникающее вследствие заражения вирусом.
Иммунный - потому что при этом заболевании поражается иммунная система человека, которая обычно защищает его от болезней.
Дефицит - потому что иммунная система перестает работать должным образом. Когда СПИД поражаем иммунную систему, организм становится полностью беззащитным перед сравнительно безобидными микроорганизмами, а также злокачественными опухолями.
Причины СПИДа
Уже около 20 лет в научных кругах считается, что необходимым условием развития СПИДа является ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека.
ВИЧ - это ретровирус. Его особенность состоит в том, что он воспроизводит свой генный материал в человеческих клетках. Это значит, что инфицированные клетки остаются такими до конца своего существования.
Слайд №6, №7
Информация врача:
Учитель: Представим слово врачу
Врач № 1. Рассказывает о клинической картине протекания болезни.
Первая стадия - инкубационный период (7-10 дней и от 7 дней до года)
Вторая стадия - острая или период первичных клинических проявлений. Длительность 3-4 недели. Протекает как острая инфекция, затяжное течение ОРВИ, сыпь на фоне температуры, боли в суставах. Может протекать как мононуклеоз.
Третья стадия – период бессимптомного вирусоносительства. Может протекать от нескольких лет до нескольких десятков лет.
Четвертая степень - генерализованная персистирующая лимфоаденопатия (увеличение лимфатических узлов на 1 см и более). Чаще увеличиваются узлы верхней группы. Ранний диагностический признак - увеличение лимфатических узлов.
Пятая степень - преСПИД. Снижение массы тела на 10% и более, диарея в течение месяца неподдающаяся лечению, бактериальные поражения кожи и слизистых, волосистая лейкоплакия языка, опоясывающий лишай, глубокие грибковые поражения слизистой.
Шестая степень - собственно СПИД. Последняя степень ВИЧ-инфекции. Поражение центральной нервной системы, энцефалит, слабоумие на фоне полного здоровья, саркома Капаши, пневмоцистная пневмония.
или
Заражение: вирус попадает в организм и заражает клетки. Человек чувствует себя нормально и СПИДом пока еще не болен.
Болезнь: первая фаза напоминает инфекционный мононуклеоз. Часть больных не проходят через эту стадию, у них начинается непосредственно следующая фаза. Вырабатывание антител: антитела вырабатываются для борьбы с вирусом ВИЧ обычно через месяц-два после заражения.
Возникновение синдрома СПИДа: этот синдром является серьезным заболеванием, указывающим на то, что иммунная система значительно разрушена. Обнаружение СПИДа: обычно СПИД обнаруживается, когда дает о себе знать какое-либо редкое заражение или опухоль. С этого момента больной имеет в своем распоряжении в среднем 1 год жизни.
Смерть: наступают очередные проявления тяжелой болезни, пока одно из них не станет причиной смерти.
Врач № 2. Рассказывает о признаках болезни.
Чувство постоянной усталости - без видимой причины.
Температура, озноб или обильный ночной пот, появляющиеся без видимой причины и продолжающиеся в течение нескольких недель.
Потеря веса без явной причины - более 5 кг или 10% от начального веса в течение 1–2 месяцев.
Увеличение лимфатических узлов на шее, под мышками или в паху, без явной причины и продолжающееся более 2 месяцев.
Розовые, красные или коричневые, плоские или выпуклые пятна или папулы. Они могут появляться на слизистой оболочке носа, в полости рта, на веках или в заднем проходе.
Белые или иные необычные пятна в полости рта.
Частые поносы.
Постоянный сухой кашель, особенно с удушьем.
Большинство этих симптомов может наблюдаться и при других, менее серьезных, заболеваниях. Они необязательно означают СПИД. Однако если у вас были сомнительные половые связи или вы оказывались в ситуациях, позволяющих допустить возможность заражения, не ждите проявления симптомов. Антитела, которые вырабатываются при СПИДе, образуются в крови только через месяц после заражения, поэтому немедленная проверка не дает результата. В большинстве клиник и больниц проводится обследование через два месяца.
Врач № 3. Рассказывает о профилактике болезни.
Лучшая гарантия – постоянный половой партнер.
при случайных половых контактах пользоваться презервативом, но даже он не дает 100% гарантии защиты.
Не пользоваться чужими предметами личной гигиены: зубными щетками, лезвиями, электробритвами, расческами.
Избегать рискованных видов сексуального поведения и половых актов с партнером, страдающим венерическими заболеваниями.
Использовать одноразовые шприцы для инъекций.
Отправляясь в страны Африки и Юго-Восточной Азии иметь с собой одноразовые шприцы, так как в этих странах отсутствует система стерилизации инструментов.
При нанесении татуировок и прокалывании ушей прибегать к услугам квалифицированных специалистов.
ВИЧ-инфицированным матерям не рекомендуется вскармливать детей грудью.
Медицинским работникам пользоваться резиновыми перчатками, если предполагается контакт с кровью.
Учитель: Как действовать в тех случаях, если произошел порез или прокол кожи использованной иглой?
Врач:
нужно промыть место травмы водой с мылом, не останавливая кровотечение.
дважды обработать место травмы 5% раствором йода или 70% этиловым спиртом.
заклеить место укола лейкопластырем.
Врач № 4.Рассказывает о том, как узнать, заражен ли человек ВИЧ-инфекцией.
Самый распространенный метод диагностики ВИЧ-инфекции - иммуноферментный анализ (ИФА). Иммуноферментные тест-системы используются для выявления в сыворотке крови антител к ВИЧ. По наличию антител делают вывод о том, что в организме присутствует вирус.
Поскольку антитела к ВИЧ появляются лишь через некоторое время (от трех недель до трех месяцев) после заражения, проходить это обследование сразу же или через несколько дней после опасного контакта бесполезно.
ИФА может дать ложноположительные результаты. Ложноположительные результаты могут быть получены при обследовании больных хроническими инфекционными, аутоиммунными, онкологическими заболеваниями и в некоторых других случаях.
Если получен положительный результат скринингового теста (ИФА), необходимо перепроверить результат на более чувствительном тесте - иммуноблоте.
Существует также метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). ПЦР используют для определения ДНК и РНК вируса. Это очень эффективная и чувствительная реакция, позволяющая получить результат, исследуя ДНК всего одной клетки путем умножения (амплификации) специфических последовательностей ДНК. ПЦР позволяет определить наличие вируса независимо от появления антител, однако у этого метода есть серьезный недостаток, вызванный как раз его сверхчувствительностью. ПЦР с достаточно большой вероятностью может дать ложноположительный результат. По принятым в России правилам, результат анализа ПЦР не является основанием для постановки или снятия диагноза "ВИЧ-инфекция".
P.S. Снятие диагноза ВИЧ-инфекция касается детей, рожденных от ВИЧ-положительных матерей. Независимо от ВИЧ-статуса ребенка, материнские антитела к ВИЧ сохраняются в его крови до 1-3 лет, и только после этого, если антитела полностью исчезли, ребенок признается ВИЧ-отрицательным. ПЦР может показать наличие или отсутствие вируса в крови ребенка раньше этого срока, но данный результат не может служить официальным основанием для снятия диагноза.
Слайд №8, №9, №10, №11
3.Практическое занятие в группах «Полезная практика»
Учитель: Ребята, каждая группа получила задание. Прочитайте его и разработайте модель поведения в ситуации, угрожающей вашей безопасности (на выполнение даётся 1-2 минуты). Группы озвучивают принятые решения, обосновывают их. Учитель комментирует, направляет работу, подводит итог практическому занятию. Для проведения практической части использованы задания из брошюры «Полезная практика: реальные альтернативы».
Итоги урока:
Обобщение и выводы по уроку, краткие записи в тетрадях
Оценивание работы обучающихся
Выставление отметок
Рефлексия:
Понравилось ли работа в группах, что вызвало наибольшие затруднения?
Что особенно запомнилось из информации, услышанной на уроке?
Какие моменты урока понравились больше всего?
4.Просмотр видеоролика о СПИДе
Выводы:
Учащиеся узнали много полезной научной информации о ВИЧ/СПИДе.
Научились говорить «нет» - отказываться от опасного предложения: грамотно, не агрессивно отстаивать свое право на безопасное и рациональное поведение в рискованной ситуации.
Осознали серьезность поднятой проблемы и необходимость толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным.